СБУ на оба ваши дома!
Накануне СБУ (служба безопасности Украины) штурмовала здание НАК "Нафтогаз". Спецназ, перепрыгнув через турникеты, занялся поиском договоров с "Газпромом". Однако, прозорливые депутаты из БЮТ оказались быстрее и документы найти не удалось. Первого зама главбуха организации отвезли в больницу с приступом. Сегодня "люди в черном" пришли в "Укртрансгаз" ("дочка" НАК). Цель прежняя – поиск документации. Неутомимые депутаты сразу же рванулись туда. Спектакль продолжается. О том, почему бойцов СБУ не стали забрасывать в Москву и как может продолжиться история с "Нафтогазом", в интервью Накануне.RU рассказал директор украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин.
Вопрос: По-Вашему, чем была вызвана история с "Нафтогазом"?
Василий Стоякин: Я напомню, что давеча Ющенко и Тимошенко смогли согласовать свои позиции и отправили совместное письмо в МВФ. То есть – примирились. Тем не менее, новости с Украины напоминают хронику военных действий. Так выглядит примирение в украинском национальном варианте. Ситуация вокруг Нафтогаза – отнюдь не единственное проявление обострившегося конфликта. Конфликта, обострившегося потому, что данным деятелям просто противно друг другу хоть как-то уступать. Нафтогаз – частный случай. Насколько можно понять, все происходило следующим образом: как известно, у "РосУкрЭнерго" был отнят газ, который оно закачало в подземные хранилища. Газ отнял "Газпром" в счет долгов, которые сформировались у "РосУкрЭнерго", и передал "Нафтогазу". Фертыш (владелец "РосУкрЭнерго") пошел к Ющенко и пожаловался. Ющенко решил принять меры. Вообще, было бы логично отправить украинскую "Альфу" в Москву, чтобы она штурмовала здание "Газпрома". Но Саакашвили рассказал Виктору Андреевичу Ющенко, что русские злые и больно бьют. Этот вариант отпал. Возник другой – почему бы не зайти в сам "Нафтогаз" и не забрать документы на получение этого газа, а затем вернуть его владельцу? Заодно, естественно, сломав газовые договоренности. Хотя, я думаю, Ющенко такой цели не ставил. Правда, документы изъять не удалось из-за оперативности действий депутатов БЮТ. В общем, типичный для Украины пример, - и для России, если брать начало 90-х годов, - когда интересы частной компании и отдельных связанных с ней лиц ставятся выше интересов государства.
Вопрос: Ситуация с "Нафтогазом" способна повлиять на отношения Украины с Россией и "Газпромом"?
Василий Стоякин: Вряд ли повлияет радикальным образом. И в "Газпроме", и в российском правительстве находятся здравомыслящие люди, которые понимают, что Тимошенко, Ющенко и Дубине (председатель правления "Нафтогаза") доверять нельзя. Я думаю, что они изначально, проводя переговоры, имели ввиду возможность возникновения в дальнейшем подобных ситуаций. Собственно говоря, если мы вернемся к последним числам декабря прошлого года, то вспомним, как Ющенко и Фертыш сорвали практически подписанные договоренности между "Нафтогазом" и "Газпромом". В результате началась газовая война. Уже после этого нельзя не думать, что украинские внутриполитические дрязги не отразятся на выполнении контрактов.
Вопрос: Какое продолжение может получить история?
Василий Стоякин: Поскольку рейдерский захват одним махом не удался, то очевидно, что все дело закончится судебными разбирательствами. Суды будут продолжаться довольно долго – полгода, год. Можно считать, если сразу не получилось, тема утратила актуальность. Споры вокруг нее продолжатся. А реальные действия, скорее всего, нет.
Вопрос: Если до 7 марта "Нафтогаз" не расплатится за февраль, то трубу вновь перекроют?
Василий Стоякин: Так может произойти. Хотя, насколько я понимаю, сейчас российская сторона не настроена на повторение конфликта. "Газпром" постоянно проводит соответствующую работу со своими европейскими контрагентами в том духе, что Украина ненадежный партнер и т.п.. Фактически "Газпром" собирается, насколько возможно, оттянуть подобный результат и дать шанс расплатиться. В конце концов, имиджевые потери, понесенные Россией в газовом конфликте, достаточно велики. Игра с ненулевой суммой. Если Украина где-то проиграла, то это не значит, что Россия где-то выиграла.
Вопрос: Происходящее скажется на отношениях с европейскими потребителями?
Василий Стоякин: Надо подождать, посмотреть. Скорее всего, с европейской колокольни, пока такого рода конфликты не вылились в конкретные действия, угрожающие их интересам, реагировать особо остро не станут. Вот когда отправили в отставку министра иностранных дел Огрызко, реакция была моментальная. Американский посол немедленно выступил с заявлением типа: "Ребята, вы что себе позволяете?" А здесь еще нет повода.
Вопрос: Реально ли распутать клубок конфликтов – политических, газовых, идеологических – создавшийся вокруг современной Украины?
Василий Стоякин: Нет никакого газового конфликта. Он имел место в 2006 году, когда Виктору Андреевичу Ющенко "загорелось" поменять схемы поставок российского газа. Происходящее сегодня, с одной стороны, неизбежное следствие событий 2006-го. С другой – внутриукраинская ситуация. Данными методами у нас разные политические силы друг с другом соревнуются. Причем огребает государство как таковое. Один из наших политологов выдал чеканную формулировку - борются личности, а в расход выводят государственный институт. Что такое президент Украины, назначенный на Майдане? Что такое Верховная Рада, незаконным образом переизбранная? С законами считаются по инерции. Ну, подумаешь, поломали отношения с Россией…Подумаешь, отключили газ…Подумаешь, остановили заводы… Мелочи на фоне мировой революции Трипольской цивилизации и памятника Бандере!