Михаил Повалий: Санация - это приведение дел в порядок
Екатеринбургский банк "Северная казна", который в ноябре прошлого года был отдан на санацию Альфа-Банку, уверенно выходит из финансовой комы. Идет оптимизация клиентских сервисов банка, расширяется линейка услуг, сокращается число нерентабельных отделений. Подробно об этом уникальном опыте санации, о том, как "Альфа" выбрала "Казну", о будущем персонала и клиентов, а также о скандалах вокруг экс-руководства свердловского банка рассказал директор по развитию регионального корпоративного бизнеса, старший вице-президент Альфа-Банка Михаил Повалий.
Вопрос: Михаил, почему Альфа-Банк заинтересовался именно "Северной казной"? Это ведь не единственный уральский банк.
Михаил Повалий: Мы начали следить за банковским рынком с сентября 2008 года, когда многие региональные банки с ухудшением экономической ситуации переставали проводить операции. Банк "Северная казна" (БСК) привлек нас хорошей филиальной сетью и большой клиентской базой, в которой около 450 тысяч частных и более 20 тысяч корпоративных клиентов.
Вопрос: Зачастую привлекательные стороны нивелируются негативными…
Михаил Повалий: Разумеется, в проблемном банке не может быть все хорошо. Мы получили БСК не в лучшем состоянии, он был на грани банкротства. Ситуация с неплатежами клиентам была угрожающей, но нам удалось её решить сохранив клиентов и возобновив все денежные потоки. Мы приложили серьезные усилия. Прежде всего, пришлось изменить кредитную политику приобретенного банка т.к. многие кредиты были выданы без обеспечения и даже встречались случаи, когда кредиты "перевешивались".
Вопрос: Что это означает?
Михаил Повалий: "Перевешивание" Это перенос даты погашения без проведения фин. мониторинга. У каждого "местного" банка есть своя система взаимоотношений с клиентами. Иногда она весьма своеобразна. У нас в банке решение об изменении даты очередного платежа принимает кредитный комитет, а в БСК были возможны ситуации, когда давалась отсрочка по платежам без проверки финансового состояния клиента. Когда мы начали распутывать этот клубок, стало понятно, что "перевешивания" происходили неоднократно.
Еще одним неприятным моментом стал тот факт, что в виде залога по кредитам банк принимал транспортные средства по их начальной стоимости. Выехав из салона, автомобиль теряет минимум 20% своей стоимости, и если сейчас мы видим ссуду, обеспеченную 100% стоимостью авто купленного год назад, то понятно, что этот кредит недообеспечен и мы вынуждены его дообеспечивать.
Вопрос: Но ведь наверняка есть и положительные стороны бизнеса "Северной казны"?
Михаил Повалий: Из плюсов я бы отметил очень удобный интернет-банк и очень хорошую линейку депозитов для корпоративных клиентов. На основе этого мы модернизировали линейку наших депозитов. С середины февраля новые депозитные схемы доступны для всех корпоративных клиентов Альфа-Банка от Калининграда до Сахалина.
Вопрос: В уральских СМИ прошла информация о том, что Альфа-Банк закрывает екатеринбургские дополнительные офисы "Северной казны". С чем это связано?
Михаил Повалий: Мы закрываем только нерентабельные офисы, открытые осенью 2008 года. У них очень малые обороты, т.к. нет устоявшейся клиентской базы. Кроме того, из 33 тысяч счетов юр. лиц в БСК - активных только 20 тысяч, а по остальным никаких движений не производится. Наш целевой сегмент – 8-10 тысяч клиентов. Это не означает, что остальные нам не интересны, но доходность многих из них так мала, что это сказалось на общем состоянии дел в екатеринбургском банке.
Вопрос: Банкоматная сеть в какой-то степени компенсирует закрытие филиалов?
Михаил Повалий: Мы сделали два очень больших шага, которые позволили увеличить количество банкоматов для клиентов: объединили наши банкоматные сети с "Северной казной", а также договорились с Уральским банком реконструкции и развития об использовании их банкоматов.
Вопрос: Что предпринимается в отношении персонала переходящего на работу в Альфа-Банк?
Михаил Повалий: Мы тестируем наших новых сотрудников и в конце февраля запускаем для них программу обучения. Тренинг включает все: от корпоративных ценностей до общения с клиентами и продуктов. В курс обучения входит и тренинг по работе с программным обеспечением Альфа-Банка и все новые сотрудники первое время работают в паре с более опытными коллегами.
Вопрос: По-сути Альфа-Банк стал первопроходцем в процессе санации банков. Как вы можете обрисовать основную идею этой процедуры?
Михаил Повалий: Санация - это приведение дел в порядок. Наша задача – создать объединенную структуру, максимально эффективную и "поджарую". Мы оцениваем персонал и реструктурируем банк по формату в Альфа-Банка руководствуясь принципом разумной достаточности и здравым смыслом.
Вопрос: Как продвигается расследование деятельности топ-менеджеров "Северной казны", которые, узнав о предстоящей санации, оформили себе многомиллионные "выходные пособия"?
Михаил Повалий: Могу сказать, что некоторые из них отказались от своих требований. С остальными идет судебное разбирательство, но на текущей деятельности банка это не отражается.