Битва за долги
На фоне кризиса коллекторами занялась всерьез не только Генпрокуратура РФ, но и законодатели. Так, в конце марта в Госдуму будет внесен законопроект "О коллекторской деятельности в РФ", который, например, запрещает коллекторам беспокоить должников с 23.00 до 6 утра, использовать оскорбительные слова и выражения ненормативной лексики. А также запрещенные законом методы взыскания задолженности, причиняющие вред жизни, здоровью или репутации должника. Если верить екатеринбургским коллекторам, то они трудятся на этой ниве почти образцово. Никаких угроз, запугиваний и уж тем более насилия. Но кризис может многое поменять.
В Екатеринбурге рынок коллекторских услуг на фоне кризиса подрос довольно быстро. По словам специалистов, если в 2008 году активно работающих агентств было не больше двадцати, то за последние несколько месяцев в городе появилось как минимум еще восемь новых компаний. "В условиях кризиса объем работ увеличился в несколько раз, говорить о пике обращений за коллекторскими услугами преждевременно. Данные об этом появятся не раньше, чем мы сможем рассуждать о кризисе как об истории. Полагаю, что в ближайшем будущем количество обращений только увеличится. Вместе с тем, уже сейчас качество передаваемых долговых портфелей оставляет желать лучшего", - рассказала Накануне. RU начальник отдела взысканий и коллекторских услуг агентства юридической безопасности "Интеллект-С" Лайна Джаллатян.
При этом коллекторы отрицают, что кризис стал для них "хлебным временем", сейчас "выбить" долг, по их словам, стало намного сложнее – платежеспособность граждан резко упала, соответственно растянулись и сроки работы, что в свою очередь приводит к дополнительным затратам на весь процесс взыскания. В частности, такое положение дел эксперты и связывают с тем, что коллекторы могут начать применять жесткие методы работы. "Сейчас платежеспособность граждан резко снизилась, и многие не могут выполнять свои обязательства по кредиту в полном объеме. В связи с этим доходы у коллекторских агентств тоже резко снижаются - трудно взыскать долги с таких заемщиков. Соответственно, коллекторы будут придумывать новые методы работы. Может, даже работать жестче", - говорит гендиректор "Центра урегулирования финансовых обязательств" Денис Медведевских. Тем более, некоторые кредиторы признаются, что уже с середины 2008 года начали передавать коллекторам не только долги с полугодовой просрочкой, как это было ранее, но и свежие дела.
"Два-три месяца неплатежей и скрывания от нас дают понять, что ситуация не изменится и дальше. А поэтому коллекторам мы передаем уже свежие долги. По ним добиться возврата намного проще. Можно сказать, что на должника действует "эффект неожиданности". Смешно слышать от заемщика вопрос: "Почему вы так рано пришли, я же только два месяца не плачу?". Раньше мы бы из-за такой просрочки не переживали, но сейчас ситуация резко меняется. Просрочка растет с каждым месяцем и, как правило, это небольшие суммы по каждому должнику. Но общая их сумма может в итоге довести нас до больших проблем. Что касается лояльности банков, о которой сегодня так много говорят, то это не совсем соответствует действительности. Конечно, у нас есть целый пакет предложений по реструктуризации кредитов, и мы тоже готовы все уладить без крайних мер. Но даже нам понятно, что на такие условия, тем более, в кризис заемщик, скорее всего, не согласится. И тут два выхода – либо он самостоятельно изыскивает средства, чтобы покрыть долг, либо специалисты, с которыми мы работаем, "помогают" ему это сделать", - признается руководитель свердловского филиала одной из кредитной организации.
В целом, у граждан, которые не сталкивались никогда с коллекторами, их работа ассоциируется с обычным рэкетом, который остался в памяти со времен 90-х. Недобросовестных коллекторов сегодня еще называют "бригадами по вышибанию долгов". То, что они есть (или могут появиться на фоне кризиса) сами коллекторы не отрицают. "Я допускаю, что в связи со сложившейся экономической ситуацией в сфере взыскания просроченной задолженности появляются "бригады по вышибанию долгов", но говорить о такого рода деятелях как о коллекторских агентствах бессмысленно. Полагаю, что проявление внимания со стороны прокуратуры позволит очистить рынок от "коллекторов", использующих в своей деятельности сомнительные методы", - предполагает Лайна Джаллатян.
Главное, что пытается донести коллектор до должника – то, что для него могут наступить неблагоприятные юридические последствия, и рассказать о возможных способах благополучного разрешения возникшей проблемы. Что такое "неблагоприятные последствия", многие граждане даже и не знают, чем некоторые коллекторы и пользуются. "Они, часто пользуясь малограмотностью граждан в финансово-правовой сфере, обманывают их, запугивают или вводят в заблуждение, рассказывая о тех последствиях, которых на самом деле быть не может. Самый распространенный способ сводится к тому, что коллектор требует у родителей должника, чтобы они рассчитались за своего сына. В то время как граждане не отвечают за действия своих родственников, если они не являются поручителями по договору. Соответственно, родители не должны платить по долгам своих детей в принудительном порядке. Но это самый типичный случай, на самом деле таких довольно много", - рассказал Денис Медведевских.
В каждой крупной финансовой структуре рано или поздно возникает вопрос – создать свой отдел по взысканию задолженностей или отдать это на откуп коллекторам. И в том, и в другом варианте есть свои плюсы и минусы. Так, компания "Уралсвязьинформ" о намерении привлечь к работе коллекторов заявила еще в августе 2008 года. "Подавляющая часть наших абонентов платит за потребленные услуги вовремя, но, к сожалению, есть и те, кто задерживает оплату. С учетом размера абонентской базы (более 10 млн контрактов), это несколько тысяч человек. Причем, как правило, речь идет о небольших суммах задолженности. Для взыскания долгов компания использует разные приемы. Например, время от времени объявляются периоды "амнистии", когда можно погасить старые долги без санкций. Бывают и стимулирующие акции, когда за погашение долгов предлагается тот или иной бонус. И только если уже ничего не помогает, и абонент не оплачивает долги более полугода, тогда, как одна из крайних мер, задолженность передается для взыскания профессионалам - в коллекторское агентство. Всего в настоящее время заключены договоры с пятью агентствами", - рассказывает заместитель директора по экономике и финансам ОАО "Уралсвязьинформ" Юрий Мухин.
По его словам, эффект от работы коллекторских агентств есть - часть задолженности уже взыскана. "Но для того, чтобы проанализировать проделанную работу, надо накопить опыт, пока прошло не так много времени (несколько месяцев), идет отладка процедур и практики взаимодействия", - говорит Мухин. Он также подчеркнул, что в договорах "Уралсвязьинформ" с коллекторскими агентствами специально оговорено, что они могут использовать в своей работе только законные, цивилизованные меры воздействия на должников.
Такой подход к делу, как правило, практикуется, когда компания, действительно, заботится о своей репутации. Но есть и те, для кого в прямом смысле слова все средства хороши, лишь бы был результат.
"Критиковать "бандитские методы" я бы не решился. Для меня, как кредитора, в общем-то, было бы не так уж и важно, каким образом клиент вернул причитающиеся мне суммы - главное, что вернул! В этой связи, коллекторы, думаю, вправе самостоятельно выбирать методы и способы работы с должником. Как правило, чем жестче действуешь, тем быстрее получаешь. Кстати, хочу отметить, что обращений в правоохранительные органы не было ни разу. Видимо, люди все же понимают, что платить по долгам надо", - делится с нами представитель одной из финансовых организаций Среднего Урала.
По его словам, к некоторым должникам были применены "не совсем законные методы взыскания". "Попробовать решить проблему мирным путем с банком, конечно, же можно, но иногда клиенты начинают просто наглеть, что и вынуждает идти на крайние меры", - говорит собеседник Накануне.RU. "Например, в семье есть ребенок. И когда "вышибалы" приходят к родителю-должнику и в точности рассказывают расписание уроков его ребенка, то можно сказать, работа коллектора заканчивается. После таких случаев деньги сразу же начинают возвращать. Соглашусь, что такой метод иногда хуже, чем физическая сила, но благотворительностью мы тоже не занимаемся. В стране кризис – каждый выживает, как может", - рассказал он.
В конечно счете, как уверяют коллекторы, должники все равно платят, и насильственные методы здесь ни к чему. "Представьте себе, над вами висит постоянный гнет ответственности. К вам будут приезжать судебные приставы с коллекторами, описывать ваше имущество. Даже если вы будете его прятать, коллекторы будут находить и показывать приставу для описи. Будут постоянные судебные тяжбы. Как следствие, постоянное запрещение выезда за пределы России Кроме того, коллекторы взаимодействуют и с таможенной службой, с авиа и жд перевозчиками, с сотовыми компаниями. Вы постоянно будете находиться в сетях юридических ограничений, связанными с законом об исполнительном производстве. Так или иначе, вы будете думать, как рассчитаться с долгами", - рассказал гендиректор коллекторского агентства "Вердиктъ".
Еще есть антиколлекторы. Они позиционируют себя как юристы, защищающие интересы заемщиков перед банком или коллекторским агентством. Суть их деятельности – оптимизация задолженности, возникшей у заемщика перед банком. В отличие от коллекторов они не "собирают" долги, а помогают должникам минимизировать штрафы за просроченные кредиты. Однако рассчитывать, что их помощь даст 100%-ый положительный результат для должника не стоит.
"Мне приходилось встречаться с антиколлекторами по одному заемщику. И этот случай закончился плачевно для всех. Эти специалисты просто затянули сроки взыскания долга, используя юридические нюансы, но не освободили должника от обязанности своевременно исполнять условия кредитного договора. Тем временем, сумма долга банку росла, равно как и расходы на антиколлекторов. Как результат - деньги антиколлекторам заплачены, сроки затянуты, сумма долга с течением времени выросла, а обязательство осталось. Сейчас мы всех наших клиентов предупреждаем о таких случаях, ради их же интересов", - рассказал представитель одной из кредитных организаций Среднего Урала. С ним согласна и Лайна Джаллатян. По ее словам, вряд ли услуги антиколлекторов можно рассматривать как "защиту", скорее это новый способ зарабатывания на отсрочке по выплате долга, которая в конечном итоге неизбежна.
Здесь надо учитывать, что современное законодательство предоставляет антиколлекторам немного возможностей для работы. Специального регулирующего закона нет. Главным образом, антиколлекторы используют в своей деятельности статью 333 Гражданского кодекса РФ "Уменьшение неустойки". Эта статья не позволяет начислять чрезмерно большие проценты по штрафным санкциям за просрочку платежей. Что касается коллекторов, то специалисты уверены, что действующего российского законодательства достаточно для нормальной коллекторской работы. Единственный минус в том, что сейчас в законодательстве нет такого понятия, как коллектор. Впрочем, это вовсе не означает то, что им запрещено осуществлять свою деятельность.