Возвращение блудного долга
В благодатные на зарубежные кредиты годы российские "голубые фишки" не считали нужным себя ограничивать - брали и брали, брали и брали. Набрали аж на $500 млрд! И "заграница" охотно помогала, полагая, что "если что" - по долгам российских компаний расплатится государство, которое, кстати, предусмотрительно свой долг сокращало, то и дело сообщая общественности радостными устами господина Кудрина о досрочном погашении очередного кредита, взятого в лихие 90-е. Но на прошлой неделе власти (на этот раз устами вице-премьера Игоря Шувалова) дали понять - по долгам вашим платить не собираемся, так что если неплатежеспособны - отдавайте активы.
"Первой ласточкой" стал "Русал" Олега Дерипаски. Буквально сразу же после заявления Шувалова компания договорилась с группой ОНЕКСИМ Михаила Прохорова о реструктуризации долга в $2 млрд - его конвертируют в 5,3% акций холдинга. Впрочем, этот пример так до конца и не раскрывает возможностей, которые государство фактически предоставило кредиторам российских компаний, ведь ОНЕКСИМ - не иностранная группа. Что будет, когда возвратить деньги или акции потребуют за рубежом - не совсем понятно. Больше всего кредитов набрали компании стратегических отраслей, в первую очередь, нефтегазодобывающие. Отдадут ли их иностранцам или все же воспользуются "экстренным случаем"?
Кстати, у "Русала" все равно осталась куча долгов, в том числе иностранным заемщикам (более $7 млрд). Еще порядка $6,5 млрд компания должна российским банкам, последние, в свою очередь, тоже активно кредитовались за границей. Конечно, даже $7 млрд - ничто в сравнении с 500-миллиардным внешним корпоративным долгом России. Но уже в этом году отток капитала из России составит $80 млрд. Это по прогнозам министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной. А вот министр финансов России Алексей Кудрин в свое время пообещал отток в $100 млрд - это пятая часть корпоративного долга.
Впрочем, если отток будет виде денежных траншей - это даже еще и ничего. Хуже будет, если компаниям придется отдавать за долги часть акций. Или даже не часть. Иными словами, все сразу задались вопросом - не получится ли так, что хозяевами крупнейших российских компаний, в том числе нефтяных и газовых, станут иностранцы? Согласитесь, неприятная была бы ситуация, невыгодная государству. Но ведь Шувалов ясно дал понять - национализировать должников никто не собирается.
Как известно, до недавних времен многие надеялись на помощь со стороны государства, некоторым она действительно перепала в виде кредитов от госбанков, но этого явно не хватит для того, чтобы расплатиться по иностранным долгам, не говоря уж об инвестировании в новые проекты. Так, "Роснефть" попросила $ 4,2 млрд, ЛУКОЙЛ - $ 2 млрд, ТНК-ВР - $ 1,8 млрд, "Газпромнефть" - $ 1 млрд. "Газпром" при этом должен погасить по кредитам уже в этом году $7,3 млрд, "Роснефть" до 2012 г. - $3,1 млрд. Кстати, другой вице-премьер - Игорь Сечин - не так давно заверил иностранных кредиторов последних двух компаний в том, что они непременно исполнят свои обязательства при любой цене на нефть на мировом рынке. "Уровень цен на нефть практически не влияет на возможность наших компаний погасить свои долги, - сказал Сечин. - Это крупные компании, и они сами решат свои проблемы". Словом, пока что совершенно непонятно, как компании смогут справиться со своими долгами, если не будут в случае неплатежеспособности национализированы, и если долгожданных денежных траншей на погашение долгов тоже не будет. На то, что их, возможно, не будет, или будут, но не всем, недвусмысленно намекнул Дмитрий Медведев: "Люди стали очень богатыми за очень короткое время. Теперь наступило время вернуть долги - моральные долги, так как кризис является проверкой зрелости".
Мнения аналитиков по поводу корпоративных долгов российских компаний расходятся. "В основном, это долги компаний, тесно связанных с государством, поэтому на данный момент ситуация с российским корпоративным долгом выглядит достаточно стабильной. Ухудшение в данном секторе может произойти в случае дальнейшего и заметного повышения долгосрочных кредитных ставок в средне- или долгосрочном периоде", - считает главный экономист УК "Финнам менеджмент" Александр Осин. С ним соглашается начальник отдела анализа долговых рынков Банка Москвы Егор Федоров: "Опасность повторения 1998 года сейчас крайне низка. Большая часть долга лежит на госкорпорациях, генерирующих хороший денежный поток". Но он также не исключает возможность того, что частным компаниям будет гораздо сложнее вернуть долги. "Не исключено, что в случае ухудшения ситуации с ликвидностью на внешних рынках российские эмитенты будут сильно нервничать. По моим ощущениям, ЦБ держит руку на пульсе, и в крайнем случае будет оказывать помощь госкомпаниям. Частным корпоративным заемщикам придется очень не сладко в этом году", - отмечает аналитик.
Отметим, что государство в лице ВЭБа в прошлом году уже "спасло" 25-процентный пакет акций "НорНикеля", выкупленный Дерипаской. Тогда, напомним, "Русал" занял у консорциума иностранных банков средства на приобретение пакета акций металлургической компании, однако вернуть их не представлялось возможным. Тогда-то Внешэкономбанк и предоставил "Русалу" кредит для рефинансирования в размере $4,5 млрд. Таким образом, нарушились сразу два требования, которые ВЭБ предъявляет к заемщикам. "Был разработан очень хороший регламент критериев предоставления кредитов, там было записано, что максимальный объем кредита не может превышать $2,5 млрд. и обязательно софинансирование заемщика. К сожалению, там не содержалось четких критериев залога по кредиту. Но в первом же кредите, выданном ВЭБом по этой программе, было нарушение регламента - было заявлено, что виде исключения "Русалу" будет предоставлен кредит в размере $4,5 млрд и без всякого софинансирования со стороны заемщика", - рассказал нашему агентству главный научный сотрудник Института экономики РАН Борис Хейфец.
Действительно, ВЭБ предъявляет некоторые обязательные условия для рефинансирования по иностранным кредитам. "Размер рефинансируемых обязательств должен превышать $100 млн (или эквивалент в иной валюте по курсу ЦБ РФ на дату получения заявки банком). Общий размер кредитных сделок с заемщиком (взаимосвязанными Заемщиками) не должен превышать $2,5 млрд", - говорится в требованиях ВЭБа. Кроме того, доля российских юридических и физических лиц в качестве конечных владельцев (бенефициаров) в уставном капитале заемщика должна составлять не менее 50% + 1 акция (доля)", а софинансирование со стороны заемщика в размере не менее 25% от размера рефинансируемых обязательств. "В случае с "Русалом" оставалось всего три дня до того, как наступал margin-call по кредиту, и иностранный консорциум банков имел право выставить на продажу залог. Здесь тоже возникает много вопросов - нужно дорабатывать законодательство о залогах, ведь иностранным банкам предоставляются залоги от российских предприятий в таком большом количестве", - напоминает Борис Хейфец.
Пример с "Русалом" не выявляет четкой политики государства по отношению к таким же должникам-"частникам", впрочем, то же самое можно сказать и о компаниях с государственным участием, которым и принадлежит большая часть внешнего корпоративного долга. "Проблема в том, что у Правительства не было какой-либо определенной политики по отношению к корпоративному долгу. Есть определенные замечания по отношению к управлению суверенным долгом, но это все ерунда по сравнению с корпоративным долгом. Об этой опасности писали и говорили давно: шло наращивание кредитов, причем от 40 до 60% из них приходилось на госкомпании - Газпром, Роснефть, Сбербанк и т.д.", - говорит главный научный сотрудник Института экономики РАН.
С другой стороны, некой защитой от посягательств со стороны иностранцев для части компаний может быть закон "Об ограничении иностранных инвестиций в стратегические предприятия РФ". Он устанавливает ограничения для иностранных инвесторов на совершение сделок с акциями стратегических предприятий, в результате которых такой инвестор приобретает контроль над предприятием. Устанавливается, что сделки, в результате которых иностранные инвесторы приобретают более 25% голосующих акций, составляющих уставный капитал стратегических предприятий, либо более 5% голосующих акций, составляющих уставный капитал предприятий, осуществляющих пользование участками недр федерального значения, подлежат предварительному согласованию.
Но даже те компании, которые защищены законом от иностранных посягательств, могут перейти из-за корпоративного долга в новые руки. Внутри страны. И если от иностранцев, посягающих на российские компании, государство еще припасло "экстренный случай", то от россиян россиян (просим прощения за тавтологию) защищать никто не обещал.