Павел Завальный: За политические спекуляции на фоне кризиса надо бить
На последнем заседании думы Югры доходы бюджета округа были сокращены на 50%. Урезано финансирование почти всех программ, но они остались для округа стратегически важными. Не тронутой осталась социальная сфера. О том, как отразится нехватка денег на жизни муниципальных образований? Ждать ли в Югре социального кризиса и массовых акций протеста? И когда будет достигнуто "дно" кризиса? Об этом и не только в интервью рассказал гендиректор ООО "Газпром трансгаз Югорск", депутат думы Ханты-Мансийского автономного округа Павел Завальный.
Вопрос. Павел Николаевич, на последнем заседании думы ХМАО бюджет округа урезали почти на 50%. Как отразятся эти изменения на муниципальных образованиях?
Павел Завальный: Конечно, негативно! Как еще может отразиться нехватка денег в бюджете? В стране есть финансовые проблемы, связанные с мировым кризисом: снижением спроса и цены на нефть и газ. От этого зависит экономическое состояние нашей страны и особенно ХМАО-Югра. В структуре доходов нашего округа налоги от добычи нефти составляют более 90%. Предпосылок к скорому выходу из кризиса лично я пока не вижу, так как это напрямую связано со стабилизацией ведущих экономик мира, прежде всего Америки, Европы и, соответственно, увеличением спроса на первичные энергоресурсы, в том числе, нефть и газ. Не склонен к депрессивным оценкам ситуации в целом, но то, что мы имеем сегодня, это еще не "дно".
Что касается бюджета, хочу сразу внести поправку. На 50% "урезаны" доходы. Расходов корректировка коснулась сокращением на 40%. Традиционно тяжелым по налоговым сборам доходной части бюджета будет первый квартал. Однако правительство округа нас заверило, что с выплатами зарплат и отпускных работникам бюджетной сферы проблем не будет. Возможности есть. На мой взгляд, сегодня это самое важное. Можно смириться на некоторое время с секвестром программ по строительству каких-то новых объектов, но допустить снижения уровня доходов населения в данной ситуации нежелательно! Именно поэтому расходы Югры по социальной поддержке населения претерпели лишь незначительные изменения на фоне 70%, а в некоторых случаях и 100% сокращения финансирования ряда окружных программ.
Вопрос: Но сокращение уровня доходов работников бюджетной сферы уже происходит. Во многих учреждениях сокращают вакансии, убирают оплачиваемое совмещение ставок у преподавателей, врачей, а это и есть зарплата, тот самый уровень доходов.
Павел Завальный: Я знаю об этой проблеме и, думаю, возникла она не безосновательно. Но здесь тоже нужно понимать, я как региональный депутат не правомочен заниматься управленческими решениями на уровне муниципалитетов. Со своей стороны правительство и депутаты думы сделали все, что от них зависело для сохранения наиболее важной сегодня программы социальной поддержки населения. Объем ее финансирования в бюджете ХМАО, повторюсь, сокращен всего на 9,5%. Снижение бюджета расходов муниципальных образований произошло всего на 20%. Дело местной власти сейчас расставить приоритеты и скорректировать собственные расходы так, чтобы бюджеты территорий оставались социально направленными. Речь в первую очередь идет о сохранении рабочих мест. Мы отдельно обсуждали с правительством этот вопрос и в качестве стратегической задачи проговаривали возможность обойтись без сокращения персонала в бюджетной сфере вообще. Территории, где сделать это невозможно, будут на особом контроле в правительстве, поскольку сокращение численности не должно превышать установленные для каждого бюджетного учреждения нормативные значения. Более того, все решения о подобных изменениях будут проходить процедуру согласования с профильными департаментами округа. Резать "по живому" никто не должен.
Вопрос: Павел Николаевич, но в частных разговорах бюджетники утверждают, что именно это и происходит.
Павел Завальный: Я как депутат готов рассматривать любые обращения по этому поводу. Социальный блок окружного бюджета - зарплата, в частности, просчитаны под уже имеющуюся нормативную численность сотрудников. Деньги на это направление есть, и доходы населения должны сохраниться на уровне доходов первого квартала 2008 года. Другое дело, что при дефиците бюджета в 26 млрд пришлось отказаться от планируемого повышения уровня оплаты труда бюджетников. Но это не проблема отдельно взятого региона - это вынужденная мера, к которой прибегают, в том числе крупнейшие промышленные предприятия страны. "Газпром" также отказался от ежегодной индексации зарплаты. Ну, нет возможности! По объективным причинам нет! Вы поймите, сейчас сложно всем и вдвойне сложнее муниципальным образованиям.
Я реальный пример приведу. В моем избирательном округе одна из наиболее проблемных территорий - городское поселение Игрим Березовского района. Иного транспортного обеспечения там, кроме аэропорта, фактически нет. Главный перевозчик - "Ютэйр" - принял решение об отмене основных авиарейсов. Отсюда вопрос первый – перспективы функционирования Игримского аэропорта и трудозанятости его коллектива в составе 90 человек при минимальном выборе работодателей, а также вопрос второй - возможность обеспечения свободного передвижения игримчан хотя бы в пределах округа. И вот что делать? Заставить авиакомпанию запустить убыточные рейсы? Нереально. Согласиться с сокращением всех и ждать когда в условиях транспортной изоляции за финансовым кризисом грянет социальный?
Вопрос: Вы под социальным кризисом политические акции протеста подразумеваете?
Павел Завальный: Я социальную безысходность подразумеваю в первую очередь. Это когда нет работы, нет источника дохода и не предвидится, нет жилья, нет возможности растить детей… Все здравомыслящие люди великолепно понимают, о чем идет речь, и за политические спекуляции по этой теме лично я бы, извиняюсь за жесткость, бил по морде, честное слово… Я понимаю, что грань между политикой и финансово-экономическими проблемами, особенно на местах, довольно тонкая. Но игнорировать ее – преступление. Особенно в условиях объективного финансового кризиса. Когда я читаю обращение из Советского района, в котором изложены более, чем весомые аргументы для сохранения прежнего размера окружных дотаций, я великолепно понимаю, что это проблема экономики территории. В районе не хватает средств не то, что на летний отдых, на оплату света и ГСМ в муниципальных учреждениях. Вот это реальная проблема и ее решение, как и в Игриме, зависит от управленческого профессионализма, компетентности и конструктивного диалога.
Заигрывание на теме финансового кризиса и социальных проблем, с ним связанных, еще никого до добра не доводило. Надо не пустым политиканством заниматься, пытаясь сделать виноватым хоть кого-нибудь, а решения принимать. Принимать их объективно и на основе тщательного анализа ситуации. Это касается всех уровней власти – окружной, муниципальной, поселковой, законодательной и исполнительной.
Вопрос: По Советскому такое решение есть?
Павел Завальный: Да. На заседании антикризисного штаба при губернаторе округа рассматривалась ситуация в Советском районе. Утешать никого не буду, чтобы иллюзий не было, но и усугублять имеющиеся проблемы тоже. Предварительно договорились о том, что уровень окружной бюджетной поддержки для района останется в обоснованных местной властью пределах. Не думаю, что это позволит снять все вопросы по этой территории, но способы есть. По крайней мере, их озвучивали и представители правительства ХМАО, и депутаты окружной думы. Например, 90 млн рублей на продолжение работ по дороге в поселок Коммунистический нашли. Не бывает неразрешимых вопросов, бывают неверно заданные. Подобная ситуация ведь не только в Советском районе. Проблемы есть у всех. Правительство, депутаты думы это великолепно понимают. Именно поэтому бюджеты муниципальных образований в отличие от бюджета округа в целом пострадали меньше всего. Как я уже сказал, снижение по территориям составило 20%, на фоне 40%-го сокращения расходов бюджета ХМАО-Югры. Причем финансирование ключевых направлений, таких, как ипотека, жилье, строительство в части завершения работ на объектах высокой степени готовности, финансирование всего социального блока сохранено.
Вопрос: А что будет с реализацией других окружных программ?
Павел Завальный: Скажем так: они перешли в категорию стратегических задач. Из-за отсутствия средств финансирования эти программы просто на некоторое время "заморожены". Но они все будут реализованы. Несколько в иные сроки, конечно, кризис внес свои коррективы. Но ни от одной из утвержденных и востребованных программ округ не отказался.
Вопрос: Павел Николаевич, в самом начале разговора Вы упомянули, что сегодняшняя финансово-экономическая ситуация еще не "дно". Куда уж хуже-то?
Павел Завальный: Давайте без драматизма. В августе 98 года цена за баррель нефти колебалась вообще в пределах $8-10 и ничего. Выжили. Справимся и сейчас. Уже на этой неделе нефть скакнула за $50, а бюджет округа просчитан в пределах $40. Экономика очень подвижна и, хоть не популярно сейчас о положительных моментах рецессии отзываться, но они все-таки есть. Кризис – это своеобразная проверка на прочность общества, политиков, менеджеров, их методов управления, их знаний и навыков... Поверьте, дальше по всем экономическим показателям будет рост, мы выйдем на совершенно иной уровень развития. Сейчас да, всем приходится не просто. Есть проблемы и у нефтяников, и у газовиков, и у металлургов… Но общее понимание этих проблем очевидно. Приоритет здесь неизменен - сохранение рабочих мест, уровня доходов населения, социальной стабильности и, конечно же, повышение эффективности работы нашей экономики, снижение ее энергозатратности, повышение производительности труда, прежде всего, за счет инновационного развития.