Алексей Артемасов: Повышать цены на услуги связи крайне рискованно
Сотовые операторы один за другим поднимают цены на некоторые тарифы и услуги. Аналитики предсказывают, что в результате таких действий к концу 2009 года стоимость услуг связи может вырасти практически в два раза. Однако даже в таких вопросах, как повышение цен, существующие операторы не могут прийти к единой тактике: "федералы" тарифы поднимают, а региональные игроки, напротив, прочно стоят на своем, обещая держать докризисную ценовую планку. Об одном из таких примеров - в следующем материале.
Повышение тарифов на звонки в международном роуминге, предпринятое "МегаФоном" в начале февраля этого года, стало первой ласточкой, оповестившей о том, что свои сложности начались даже в экономически стабильном секторе связи. В середине того же месяца претерпела изменения стоимость некоторых параметров ряда тарифных планов "Вымпелкома". К повышению цен подготовились абоненты и других сотовых сетей: на городских форумах даже начались горячие споры на тему: какие услуги связи подорожают, например, у местного "МОТИВа".Однако, вопреки ожиданиям пессимистов, ни в феврале, ни в марте "МОТИВ" цены не поднял. Компания уверяет, что в обозримом будущем делать этого не собирается.
"Несмотря на непростые экономические условия, мы не считаем для себя необходимым повышать стоимость своих услуг, - объясняет директор по стратегическому развитию ТГ "МОТИВ" Алексей Артемасов. - Кризис касается не только бизнеса. Он касается каждого в отдельности. И повышать цены на услуги связи тогда, когда абоненты стремятся к экономии, крайне рискованно". В компании отмечают, оператор в принципе имеет неплохие возможности для корректировки цен в сторону повышения: стоимость исходящих вызовов на "МОТИВе" варьируется от 0,5 копеек до 3 рублей. Да и объем абонентской базы компании столь велик, что отток пары тысяч абонентов, которые были бы вынуждены отказаться от услуг оператора в связи с повышением цен на связь, общую картину доходности "МОТИВа" вряд ли бы изменил.
"В современных условиях перед операторами стоит выбор: сохранять экономический баланс за счет повышения цен на свои тарифы или стремиться к увеличению объемов потребляемых абонентами услуг, - объясняет принятую позицию Алексей Артемасов. – Мы предпочли второй путь. Причем, выбор этот был совершен задолго до того, как разразился пресловутый кризис. Сотовая связь – это жизненно необходимое удобство, ведь она обеспечивает человека важнейшим ресурсом XXI века – информацией. Сотовая связь – это не имиджевые автомобили и эксклюзивная одежда. Это то, что необходимо каждому. А спекулировать на первостепенных нуждах абонентов – не наш метод".
Как подчеркивают в "МОТИВе", решить задачу по увеличению объемов потребляемых услуг гораздо сложнее, чем воспользоваться альтернативным вариантом выживания в условиях кризиса – повысить цены на связь. Если последнее требует лишь ряда маркетинговых подсчетов и юридических согласований, то комплекс мер по увеличению объемов используемых услуг гораздо более многослоен. В него, как правило, входят и разработки оригинальных маркетинговых инициатив, льготных акций и опций, и привлечение новых пользователей услуг связи.
"Сегодня большим успехом среди наших абонентов пользуются услуги, способные оптимизировать расходы на связь. В основном, это – пакетные предложения: "Пакет 100 минут", Пакеты SMS, GPRS, MMS, - комментирует Алексей Артемасов. – Помимо этого мы предлагаем пользователям ряд акций, также ориентированных на уменьшение абонентских затрат".
Так, с начала года "МОТИВ" запустил акцию "Ночной GPRS-безлимит", которая предоставляет пользователям услуг связи безлимитный доступ в Интернет в ночное время суток. Абонентская плата за услугу – 9 рублей в сутки. В первые же дни акции предложение обрело популярность среди абонентов "МОТИВа". Ещё один успешный и ставший уже традиционным проект оператора – предоставление льготных цен на услуги связи в летний период для пользователей, обслуживающихся на тарифном плане "От всей души!" Изначально тариф был ориентирован на сегмент абонентов, расцениваемый другими операторами как малоперспективный, – на пенсионеров и пожилых людей. Согласно условиям тарифного плана, с 1 мая по 30 сентября абоненты "От всей души" совершают исходящие звонки на "любимые номера" по цене всего 0,5 копеек за секунду. "МОТИВ" продолжает работу и с другими "льготными" категориями абонентов, например, со студентами, предоставляя им вправо подключения к сети по специальной цене – 225 рублей.
Летом компания планирует возобновить прошлогодний хит – акцию "Роуминг нон-стоп" и вновь предложит абонентам, выезжающим за пределы России, удобные цены на входящие вызовы. А сразу после празднования своего 13-го дня рождения оператор, следуя традиции отмечать "мобильными" подарками важные праздники, готовится предложить жителям Свердловской области новый тарифный план с интересной концепцией и привлекательными условиями.
Параллельно с маркетинговым развитием "МОТИВ" делает упор и на сервисное развитие. Будучи уверенным в том, что качественные услуги невозможны без качественного сервиса, оператор активно развивает направление дистанционного обслуживания. "Благодаря чему уже сегодня абоненты компании могут решить множество "мобильных" вопросов, не выходя из дома. "7 дней в неделю, 24 часа в сутки, 365 дней в году – таков режим работы Контакт-центра "МОТИВ", в который могут обратиться наши абоненты за помощью и консультацией, - рассказывает директор по стратегическому развитию ТГ "МОТИВ" Алексей Артемасов. – Для этого достаточно лишь позвонить или отправить смс-запрос. Развивая направление дистанционного обслуживания, мы добились того, что уже сегодня целый ряд вопросов, которые раньше можно было решить только при личном обращении абонента в офис "МОТИВа", решается за считанные минуты и дистанционно".
Кроме того, сегодня даже подключиться к сети "МОТИВ" можно удаленно, не обращаясь для этого в офис оператора или в сторонние сотовые салоны. Для тех абонентов, кто не может подключиться к сети "МОТИВ" стандартным способом или желает сэкономить на "входном билете в сеть", существует услуга "Дистанционное подключение абонентского номера". Для тех же, кто предпочитает традиционные способы подключения к "МОТИВу", оператор развивает сеть собственных точек – своеобразных "мини-офисов", где каждый желающий может стать абонентом компании и п олучить консультацию по обслуживанию в сети "МОТИВ". Сегодня такие точки установлены в ряде екатеринбургских магазинов "шаговой доступности", в крупных торговых центрах, на Северном автовокзале.
Как уверены в компании, вопреки суевериям, очередной год жизни "МОТИВ" планирует прожить столь же стабильно и красочно, как и предыдущие. Без повышения цен для абонентов, без сокращения числа маркетинговых предложений. Замораживать строительство новых базовых станций и приостанавливать ранее запланированные действия по улучшению качества связи в Свердловской областив компании не собирается.