Антикризисным налогом - по кризису
Предложение Федеральной налоговой службы обложить юридические лица и индивидуальных предпринимателей оборотным налогом ввергло экспертов в шок. Кто-то назвал данную инициативу не просто плохой, а очень плохой, а кто-то даже посчитал, что это первоапрельский розыгрыш чистой воды. Но главе ведомства Михаилу Мокрецову не до шуток: в бюджете дыра и ее надо бы как-то закрыть. Средства резервных фондов не бесконечны, и неплохо бы подумать о временах, когда их не останется.
ФНС предлагает обязать платить юридические лица и индивидуальных предпринимателей 0,5% с каждой операции безналичного расчета, если речь идет об оплате товаров, работ и услуг. Кроме того, предполагается наполнять бюджет за счет регистрации плательщиков НДС, продления срока взыскания налоговых долгов до трех лет и отмены для ФНС принципа банковской тайны. В общей сложности налоговики надеются таким образом изъять излишки на 1,4 трлн руб., из них 400 млрд – только за счет оборотного налога.
Все озвученное содержится в направленных Владимиру Путину предложениях ФНС по пополнению сократившихся из-за кризиса доходов бюджета. Понять идею налоговиков в принципе можно: доходов в бюджет все меньше, мировой финансовый пожар, похоже, продолжает разгораться, что будет с ценами на нефть – непонятно. В итоге, например, по прогнозу Министерства регионального развития, к концу года количество регионов-доноров может сократиться до двух – Москвы и Санкт-Петербурга. А ведь ранее 11 регионов-доноров формировали порядка 70% российского бюджета.
Например, Свердловская область, давно и надежно являющаяся донором, теперь просит деньги у федерального центра. Причем, безвозвратно, ведь, по словам губернатора Росселя, эти средства область все равно не сможет вернуть. Львиная часть свердловского бюджета формируется из налога на доход. Основная часть налога на доход – от металлургов. Сегодня предприятия находятся в убытке и, понятное дело, что раз прибыли нет, то и этот налог платить не с чего. В результате поступления в бюджет от налога за прибыль снизились в три раза по сравнению с докризисным периодом – примерно на столько же упали цены на металлы. Также плохо или еще хуже дела обстоят в Челябинской области. Только за два месяца областной бюджет потерял 52% от уровня прошлого года.
В общем, регионы и бюджеты пока еще держатся на плаву, но уже сейчас очевидно, что нужно что-то предпринимать, ведь кризис обещает быть долгим, а резервы исчерпаемы. В этом свете инициатива увеличить налоги выглядит в чем-то и логичной.
Однако стоит учесть, что российский бизнес и так сейчас переживает тяжелые времена, малые и средние предприятия банкротятся, крупные заводы останавливаются. В общем, их кто бы поддержал. А введение оборотного налога окончательно добьет и без того нетвердо стоящий на ногах бизнес, - считает эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина. "Такой налог, кроме того, что вызовет недовольство у бизнеса, но и еще больше снизит экономическую активность. Понятно, что налоговой службе это нужно, так как у нее огромный недобор. Не думаю, что налог добавит каких-то существенных доходов в бюджет, а проблем вызовет гораздо больше", - заявила Накануне.RU Александра Суслина.
Кроме того, инициатива ФНС идет в разрез с антикризисными мерами, направленными на поддержку предпринимателей. Снижение числа проверок различными ведомствами, предоставление кредитов, обучение начинающих предпринимателей вовсе ни к чему, если их тут же облагают весьма странным и обременительным оборотным налогом. Это только кажется, что 0,5% - мало. А если речь идет о переводе сотен тысяч, миллионов рублей, при чем, если эти переводы будут осуществляться постоянно, то оборотный налог станет очень обширной статьей расходов любого ИП или юридического лица.
"Это очень плохая инициатива, противоречащая, на мой взгляд, основному налоговому законодательному акту – Налоговому кодексу. Согласно статье №3 налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Экономическое основание – это значит, что организации должны платить налоги, связанные с получением реальных экономических выгод. А это – чисто техническая операция, оборотный налог", - возмутился директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.Он напомнил Накануне.RU, что от этих оборотных налогов на пользователей автодорогами в 2000-2002 году Россия с огромным трудом ушла и записала себе это в актив, теперь же речь вновь идет о возвращении к экономически неэффективной идее.
Глава же Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов считает, что раз новый платеж будет сопровождать каждое движение товара к покупателю, то поможет отбросить ненужных посредников, будет стимулировать прямые договорные отношения и снизит объем мнимых банковских операций. Налоговики также уточняют, что подобный платеж взимается в некоторых странах с сырьевой экономикой. Например, в Бразилии, Аргентине, Венесуэле и Перу. Несмотря на все уважение к данными странам, они все-таки не лучший пример для подражания, когда есть куда более совершенные и развитые экономики. Тезис Мокрецова о том, что стимулирование прямых договорных отношений будет благом, эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина подвергает сомнению: "Банковские операции, да, может быть, и создают какие-то технические сложности, но они прозрачны, любые договорные отношения сразу наводят на мысли о каких-то коррупционных схемах".
По мнению эксперта, от оборотного налога проиграют абсолютно все. "Проиграет бизнес, проиграют банки, которые живут на посреднических операциях, проиграет государство, ведь начнется бесконтрольной в платежах, все то, с чем боролись. А собрать такую сумму, я уверена, что не удастся", - подчеркивает Суслина.
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев также полагает, что оборотный налог спровоцирует бизнес к уходу в наличные расчеты, а это торможение товарно-денежного оборота. "Все это в совокупности угнетает экономическую активность. Нам мало, что промышленность падает на 13-16% в месяц? Давайте падать на 20-25%! Общепринято, чтобы налоговая нагрузка снижалась. У нас в программе антикризисных мер одним из приоритетов заявлена ответственная макроэкономическая политика. Оборотный налог - пример безответственной макроэкономической политики", - говорит Игорь Николаев.
И все же у него, как и у других, есть надежда, граничащая с уверенностью, что инициатива ФНС не найдет поддержки в правительстве. "Не знаю, что больше, то ли надежд, то ли уверенности, что оборотные налоги не будут введены. Во всяком случае, в ближайшее время", - добавляет директор департамента стратегического анализа компании ФБК. Правда, он вполне допускает, что правительство и налоговики могут вернуться к этому вопросу спустя год, когда выяснится, что резервный фонд опустошили, налогов недостаточно, а из бизнеса можно выжать последнее.