Вполне съедобный кризис
Иногда, кажется, что денег теперь на все не хватает только потому, что об этом говорят все. Подруга сходила в магазин, звонит в шоке, мол, как все дорого, а я звоню другой, говорю то же самое, хотя, понятия не имею, как дела обстоят на самом деле. Глухой телефон. А тут еще звонит мама в панике: "Зайдешь раз в магазин и тысячи, как и не было. Как дальше жить?". Мама, ты не правильно ходишь в магазин! Итак, проверено на себе и окружающих – экономить на продуктах питания, не в ущерб качеству, можно. Дешевые продукты в магазине есть.
Когда речь заходит об экономии, все сразу начинают говорить о неких "чудо-списках" с продуктами. Мол, записал все, что надо купить и строго по пунктикам покупаешь. Наверное, на кого-то это и действует. Но я таких не знаю. Как правило, ситуация обстоит так: прихожу в магазин и вспоминаю, что этот самый список лежит "где-то там, на тумбочке в прихожей". И неважно, что ты помнишь все пункты списка, все равно покупаешь больше.
С приходом кризиса мой поход за продуктами претерпел некоторые изменения. Во-первых, и для меня это, правда, было открытием, на уровне глаз лежит все самое дорогое. Узнала об этом, когда случайно уронила то, что лежало на уровне глаз и нагнулась поднять. Стало быть, теперь я смотрю либо на то, что лежит на самой нижней полке, либо на то, что значительно выше. В этих точках такой же продукт продается значительно дешевле. Маркетинговый ход. Точно также делают, когда надо распродать продукты, срок годности которых вот-вот закончится – их выставляют на самое видное место, а что посвежее - в сторонку. Обычно такой "круговорот" происходит в молочных отделах.
Еще раньше была такая привычка – закупаться впрок. Это когда один раз сходишь в магазин и закупишься на всю неделю, а то и больше. Обычно, половина продуктов портилась, и не из-за того, что мне, бедной, даже поесть некогда, а потому, что о том, что в холодильнике есть продукты не первой необходимости просто забываешь. А вспоминаешь, когда из холодильника начинает доноситься характерный запах (особенно это касается овощей и фруктов). Это сейчас они стали одними из дорогих продуктовых покупок, раньше, честно говоря, покупала так – чтобы было. Теперь все по-другому, приходишь в магазин и покупаешь все ровно на один раз.
Кончено, это не означает, что моя продуктовая корзина состоит из такого минимума, как хлеб-масло-молоко. Входит туда и то, что необходимо для приготовления ужина, но именно на сегодня, а не завтра и послезавтра. Зато сейчас я точно знаю, сколько и чего у меня лежит в холодильнике. И большинство из имеющегося на самом деле полезно. А готовить из этих "полезностей" можно, что угодно. Спасибо кризису – хорошо стимулирует население к придумыванию новых "антикризисных блюд".
Например, одна моя подруга иногда делает котлеты, стоимость которых равна двум стаканам гречки и одной луковице. Она варит обычную гречку (хотя, можно взять и ту, что осталась от гарнира). На мясорубке перекручивает готовую кашу и головку репчатого лука. Добавляет пару зубчиков чеснока, измельченный свежий укроп, пару ложек сметаны или майонеза. Валяет в панировочных сухарях или муке. И жарит. Эти котлеты пробовали все, кто хоть раз был у нее в гостях. Нравятся они даже тем, кто не любит гречку.
А уже если совсем плохо с деньгами, можно последовать примеру одного моего знакомого. Его сократили сразу после Нового года (естественно, что денег после каникул не было). Первое время он часто делал себе "антикризисные бутерброды". Продукты для этого нужны недорогие - они в холодильнике есть всегда. Несколько ломтиков хлеба (белый или черный – на какой хватает денег), лук, пара чайных ложек муки, столько же сметаны, растительное масло. Жарит мелко нарезанный лук (с этим лучше не переусердствовать). Когда лук начнет подрумяниваться, всыпает муку и жарит дальше, помешивая, чтобы не было комков. Затем добавляет сметану, все перемешает, мажет на хлеб и — в духовку. Еще он добавлял соль и пряностей. Реально вкусно! Кстати, этот самый знакомый, даже после того как устроился на работу, продолжает готовить "антикризисные бутерброды".
Еще один положительный момент, который мне подарил кризис – правильное питание. Ну, почти правильное. Раньше в магазине покупала все подряд. Как правило, в рационе была куча шоколада, чипсов, готовых салатов и другой "вкусной химии", которую поглощала и дома, и на работе. Днем оправдывалась - а чем еще питаться на работе? Вечером, разогревая полуфабрикат, говорила себе: "Так уработалась, сил нет приготовить самой". А главное, как мне тогда казалось, питаться правильно – очень дорогое удовольствие. Бред. Заменяя выше перечисленное овощами, фруктами, творожками и прочими полезными продуктами – по цене выходит то же самое. Конечно, не надо брать килограммами. Кстати, замена шоколаду тоже нашлась. Довольно полезная и с течением времени могу сказать, что вкусная. Только не надо морщиться. Это сухофрукты. По сладости и калориям они ничуть не уступают шоколаду, но пользы от них больше. И хотя стоят они раза в три дороже шоколадной плитки, но такой продукт за раз и не умять. Несколько штучек чернослива вприкуску с орехами и все, о сладком и мысли нет.
А как у них?
Конечно, кризис пришел не только в Россию. И экономить на продуктах стали и жители других стран. Например, японцы. Они используют одно и то же масло 3 - 4 раза. После жарки его хорошо фильтруют и хранят в холодильнике. Для удаления запаха в нем обжаривают несколько ломтиков картофеля, который абсорбирует неприятный привкус. А в магазин они ходят за 30 минут до закрытия, так как вечером действуют специальные скидки. Чтобы сэкономить электроэнергию, открывают холодильник не более чем на 10 секунд.
Когда начинают экономить англичане, они отказываются от полуфабрикатов. Они уверены, что готовить самим дешевле, даже если используется дорогущий газ. При этом важно знать сорта овощей. Есть, к примеру, картофель, предназначенный для варки, - готовится за 5 минут. Они вообще стараются есть меньше, но покупают качественные продукты. К примеру, выбирая между лососем диким и выращенным, выберут дикого, потому что в нем больше микроэлементов. А значит, деньги не выброшены на ветер.
Про микроэлементы в покупаемых мною продуктах мало что знаю. Но вот на том, что видно глазу, сэкономить очень просто. Еще одно мое потребительское наблюдение, по крайней мере, раньше я на это внимание точно не обращала. Экономить можно не на самом продукте, а на его упаковке. Один и тот же товар может выпускаться в разной таре – например, кофе бывает в стекле и в пакете. Второй вариант существенно дешевле – при этом вы покупаете такой же продукт. Молоко, майонез и много еще чего можно также найти в более дешевой упаковке. Конечно, чтобы купить меньше, лучше брать корзинку, а не тележку, говорят психологи. Якобы, вес корзинки будет сдерживающим фактором в количестве покупок. Я постоянно забывала взять даже корзинку, и это не мешало набирать мне лишние продукты. При большом желании, как показывает практика, все может поместиться и в руках. Так что это спорный вопрос.
Одно я теперь знаю точно - не бывает только дорогих или дешевых магазинов. В одном дешевле молоко, в другом – банан. И хорошо бы, если эти магазины находились в одном районе. Например, я иду с работы и знаю, что в одном из магазинов по пути дешевые овощи – вперед туда. А молочные продукты значительно дешевле в магазине у дома. Так всегда делала и продолжает делать до сих пор моя мама. "Пойдем вон в тот магазин, я точно знаю, там дешевле", - никогда раньше не понимала ее фразы. Сейчас не только говорю также, но и точно знаю, куда и зачем пойду.
И точно знаю, что в гипермаркеты, коими Екатеринбург неплохо разжился, я ни ногой. Да, там дороговато, но дело не только в этом. Просто недалеко от прилавков с продуктами продается и косметика, и бытовая химия, и постельное белье. Туда я всегда заворачивала, даже если просто забежала за соком. И без покупок не уходила.
И последнее. Можно сколько угодно писать об антикризисных походах в магазаин и антикризисных рецептах, но, оказывается, россияне пока воспринимают это как теорию. По крайне мере, уменьшения посетителей в магазинах я не заметила, все как ходили с набитыми тележками, так и продолжают это делать. И все также раздражают бесконечные очереди в кассы.
Справка: По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, траты на питание по-прежнему составляют более половины дохода семьи у 51% россиян: 41% сообщают, что тратят на них 50-74% своих доходов, а 10% - от 75% и более своих средств. 37% россиян говорят, что на продукты питания тратят 25-49% доходов семьи (в 2007 году об этом сообщали 29%). Лишь у 6% расходы на питание составляют менее четверти доходов (25% и менее от доходов семьи). Жители крупных и средних городов и россияне в возрасте 45 лет и старше чаще остальных говорят, что инфляция заставила их отказаться от употребления дорогих товаров и продуктов (34-39%). Жители средних городов, малообеспеченные и пенсионеры отказались от покупки некоторых товаров и продуктов вообще (35, 45 и 45% соответственно), а жители крупных городов и 18-24-летние ищут возможности подработать (31% и 33% соответственно). Москвичи и петербуржцы, а также пенсионеры чаще "проедают" ранее сделанные накопления (19 и 15% соответственно).