Антикризис политвертикали
Премьер-министр Владимир Путин выступил со своим первым отчетом перед Госдумой. Премьер объявил, что дело не только в кризисе, а в том, что закладывается новая традиция. А в минувшую субботу по всей стране оппозиция провела многочисленные "антикризисные" митинги. В обществе нарастают протестные настроения,конечно, но к "революциям" люди не готовы. Вместе с тем сегодня Путин заявил, что считает возможным использовать любые предложения для борьбы с кризисом, если они окажутся эффективными, от какой бы партии они не исходили.
В стране, что понятно и объективно, сейчас снова наступает время, когда народ оказывается более "легок на подъем". И партии в этом смысле своего упускать не намерены. Кое-где уже настолько, чтобы выйти на улицы с транспарантами. Акция протеста КПРФ объявлена была всероссийской, но темы в регионах, хоть и были похожи, а все-таки оказались из разряда - у кого что болит, тот про то и говорит . В Челябинске 4 апреля протестовали против политики повышения цен на услуги ЖКХ, резкого понижения зарплат на предприятиях, против массового сокращения рабочих и служащих. В Сургуте - против роста цен на услуги ЖКХ, при этом акция совпала с плановым отчетом депутатов Думы города Сургута перед избирателями. В Екатеринбурге вновь протестовали, главным образом, против "монетизации", однако в этот раз все прошло более мирно, чем это было в феврале.
Политологи тоже за настроениями масс внимательно наблюдают. Как рассказал Накануне.RU ведущий эксперт Института регионально политики Алексей Титков,нарастает недовольство условиями и уровнем жизни населения, снижается и уровень доверия к центральной и местной властям. "Но при этом такого рода недовольство не переходит в протестные настроения. Население не готово активно протестовать против действующей власти вообще. Основная причина этого заключается в том, что нынешний кризис, скорее, воспринимается как своего рода стихийное бедствие, которое возникло само по себе, а не чьей-то воле, в этом смысле нет какого-то лица или института, который можно было бы обвинить в принимаемых решениях", – отмечает он. Впрочем, эксперт добавляет, что исключения есть, например, ситуация с автомобильными пошлинами на Дальнем Востоке.
Директор "Центра регионального развития" Виктор Минин считает, что рост протестных настроений имеется, но он не такой, чтобы быть опасным для власти. "В России уровень протестного настроения довольно низкий, это связано с несколькими вещами. У нас огромный опыт "революций", которые ничего хорошего нам не дали. Также люди понимают и чувствуют объективность таких процессов – идет смена формаций, правил жизни и правительство здесь может всего лишь "нащупывать", искать пути решения этой задачи, потому что никто не знает, как эти задачи решаются. Правительство может лишь снижать цену этого перехода", – сказал он Накануне.RU. При этом, констатирует эксперт, понимания того, что происходит и, тем более, понимания, что делать в связи с кризисом, пока так и нет ни у кого в мире, и встреча "двадцатки" это ярчайшим образом продемонстрировала.
Несмотря на то, что КПРФ и другим оппозиционным партиям в минувшие выходные удалось провести акции протеста по всей стране, большая часть населения все еще предпочитает более "спокойные" способы реагирования на ситуацию – поиск новой работы, сокращение расходов, закупка валюты, если позволяет достаток, рассуждает Алексей Титков. "Сейчас существенной опасности массовых протестов, массовых митингов нет. Это мероприятие означает то, что партия напоминает о себе, партия в состоянии привлечь своих активистов", – говорит он.
А гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов добавляет, что протестные настроения в обществе невелики, поскольку оппозиционным силам не удалось ни создать сетей, эффективно противодействующих власти, ни сформулировать антикризисное послание. По его словам, последний пленум КПРФ в этом отношении очень показателен.
Сегодня Владимир Путин рассказал депутатам о разработанной антикризисной программе правительства, состоящей из семи пунктов. Главный результат реализуемых сейчас антикризисных мер, по его словам, заключается в том, что "удалось избежать худшего сценария развития событий, насколько это возможно, удары кризиса были смягчены, экономика доказала свою способность не просто выживать, но и развиваться в новых, менее благоприятных условиях". "Вместе с тем 2009 год будет для нас очень трудным ", - заявил глава правительства РФ.
Любопытно, что в ситуации борьбы с кризисом президентская воля вдруг выхватывает из обоймы либеральных оппозиционеров субъектов и вполне реально дает им власть. Пока региональную. Мол, критикуете - порулите. Правда, эксперимент, конечно, чреват при всей его наглядности. Все-таки и в Кировской области живут граждане нашей страны. Впрочем, эксперт Института региональной политики Алексей Титков не считает, что сейчас, с утверждением новой модели назначения губернаторов, даются какие-либо преимущества оппозиции. "Право выдвигать кандидатуры предоставлено только партии, занявшей первое место в заксобарании, а сейчас во всех регионах на последних состоявшихся выборах этой партией была "Единая Россия", – заметил он. По его мнению, такая модель назначения губернаторов несколько смягчает возможности для проявления существующих внутренних противоречий в региональных отделениях "Единой России". "Но, так или иначе, последнее слово, все равно, остается за центральным руководством партии в Москве, то есть, за премьер-министром Путиным как председателем партии", – считает Алексей Титков.
А у Виктора Минина есть три версии относительно причин происходящих изменений. Одна из них – возможная своеобразная игра, затеянная Медведевым и Путиным, и эта игра как для внутренней политической жизни, так и для мировой арены."Первая версия – "плохой следователь – хороший следователь", они разыгрывают карту псевдоконфликта между собой, в этом смысле Медведев может имитировать "Горбачева-2", чтобы переиграть Запад в попытке провести свою операцию "перестройка-2", – считает он. При этом, по его мнению, все, что связано с изменением законодательства в части развития многопартийности, больше похоже на "косметику".
Вторая версия заключается в том, что происходящие изменения в политическом устройстве и принимаемые Медведевым кадровые решения связаны с борьбой за власть в будущем. "Но пока серьезных изменений к тому, чтобы сформировать свою, другую структуру политической системы, свою партию, я тоже не вижу с точки зрения радикальных мер", – говорит он.
"Третье. Политика и политические партии – средство борьбы за власть и система проведения идеологических установок. Так как с идеологией у нас хреново, а с 1991 года она у нас внешняя, либеральная, мы практически обслуживаем внешний проект, работаем как политическая, а, значит, и экономическая колония, то пока наверху лидеры не предложат внятную новую русскую идеологию, обслуживающую интересы большинства, принципиальных изменений не будет", – убежден Виктор Минин.
А Дмитрий Орлов считает, что Медведев – явный сторонник развития сложившейся национальной модели демократии, национальных демократических институтов, включая партии. "Но совсем недавно он заявил, что политическая система сложилась, является достаточно устойчивой и мне кажется, что суть его взглядов составляет сочетание его умеренного консерватизма в оценке той системы, которая сложилась, и стремление к развитию. В любом случае, он не сторонник агрессивных перемен, введения новых радикальных игроков", – говорит политолог.
Массу обсуждений вызывала недавняя инициатива губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя об увеличении срока губернаторских полномочий до шести лет. У главы Среднего Урала срок полномочий истекает в ноябре. И хотя сам он говорит, что это его заботит мало, логика Росселя понятна: кризис при падении промышленности и усложнении социальной обстановки не сыграет ему на руку при принятии решения, однако если этот вопрос отсрочить еще на год, когда кризис пойдет на убыль, тогда и намерение Росселя проработать на своем посту до 2015 года будет более осязаемым. Оппозиция в регионе довольно грамотно разыгрывает "монетизационную" карту, призывая к отставке областных властей (Среднему Уралу не повезло в самый разгар кризиса одной из последних вводить замену льгот на денежные пособия, и даже сокращения и недовольство антикризисными мерами правительства РФ отходят здесь на второй план). Также нельзя забывать и о провозглашенной Медведевым ротации кадров, которую в свердловском "ЕР" с уходом руководителя администрации губернатора Александра Левина с поста секретаря ячейки могут быть готовы воплотить в жизнь. Сенаторы высказались резко против инициативы Росселя. Так, спикер Совфеда Сергей Миронов заявил, что определение срока полномочий глав субъектов федерации - это прерогатива региональных законодательных собраний, поэтому "тут не может быть какого-то общего шаблона". Во-вторых, вопрос сегодня состоит не в том, чтобы продлевать полномочия губернаторов, а в том, чтобы обеспечить эффективную ротацию губернаторского корпуса, сказал он. "Сам инициатор увеличения срока губернаторских полномочий является яркой иллюстрацией остроты этой проблемы. Сам-то он работает уже при третьем президенте", – говорит Миронов.
При этом явных фаворитов от партии власти в свердловские кандидаты не видно. Если не считать того, как активно руководитель уральского МКС партии Игорь Баринов до сих пор проявлял себя. Но буквально накануне в интервью Накануне.RU неожиданно признал, что одной из "основных кандидатур" партии, все-таки, будет Россель, хотя также раскритиковал его предложение о шестилетнем сроке полномочий, сказав, что "и шесть, и 12 лет для губернатора – многовато".
"Нынешняя элита, кроме Путина и Медведева, должна уходить и уходят по объективным причинам, в силу того, что у Путина и Медведева есть желание и, по крайней мере, интуитивное понимание, что они обслуживают смену формаций и у них эта цель стоит, – говорит директор "Центра регионального развития" Виктор Минин. – В ряде случаев имеет место желание задержать существующую идеологическую, политическую систему, поэтому некоторые политики хотят увеличить срок полномочий, предложить некую сделку, думая, что между лидерами (Медведевым и Путиным – прим.) существует конфликт и борьба за власть".
А эксперт Алексей Титков считает, что Дмитрий Медведев, хоть и ратующий за смену политиков-"долгожителей" (по крайней мере, такие сообщения появлялись в СМИ в связи с проводимой им политикой), но может уважить губернаторов в их желании поработать подольше. Ведь и им, в том числе, он обязан увеличением президентского срока, инициатором которого выступил сам. По крайней мере, депутаты Госдумы получили возможность избираться уже на пять лет, а не на четыре.
"Это естественное желание любого политика увеличить срок своих полномочий, в этом смысле внесенные изменения в Конституцию – самый подходящий повод, чтобы такие требования заявить, потому что, когда появилась инициатива об увеличении президентского срока, то президент пошел навстречу Госдуме, тоже увеличив ее сроки полномочий, ее возможности в части контроля действий правительства. Губернаторы имеют право напомнить, что они тоже участвовали в этом изменении Конституции (оно требовало одобрения в 2/3 заксобраниях субъектов РФ, – прим.) и тоже вправе рассчитывать на ответные шаги", – сказал Алексей Титков. По его словам, увеличение срока полномочий президента – достаточный повод, чтобы аналогичные инициативы реализовать в регионах. Более того, вслед за Росселем могут выступить и руководители других субъектов. "Эта тема для губернаторов вполне безопасная, неоппозиционная, они вполне могут позволить себе порассуждать о ней вслух. А дальше – будут ждать первого отклика из президентской администрации", – считает он.
Губернаторы уже начали ощущать, что кризис диктует новые критерии в оценке их деятельности, хотя формально они еще не озвучены (и был ли кризис причиной недавнего снятия с постов сразу четырех губернаторов, Медведев не сказал). В то же время, одним из критериев станет активность самих глав регионов – разработанная правительственная антикризисная программа должна учесть и их предложения. Таким образом, представители региональной власти будут пытаться использовать ситуацию для того, чтобы и продемонстрировать свою политическую инициативу, и высказать идеи, созвучные их интересам. А от того, насколько предложенные ими антикризисные меры будут учтены и окажутся действенными, также будет зависеть многое - для них же самих.