Кризис, отпусти в отпуск!
Турецкие и прочие иноземные берега нынешним летним сезоном будут не очень довольны – по прогнозам специалистов, в 2009 г. количество российских туристов, выезжающих за границу, снизится примерно на 20%. Но те же эксперты полагают, что совсем отказать себе в отдыхе готовы далеко не все. Конечно, можно и на даче посидеть, а можно и на родные просторы свой взгляд оборотить. Тем более, что все мы прекрасно знаем – рекреационными ресурсами бог Россию не обделил: и морей, и гор, и рек, и горячих источников с грязевыми озерами – всего у нас вдоволь. Не хватает только инвесторов, готовых вложиться в инфраструктуру, и собственно грамотных компаний, готовых эту инфраструктуру создавать.
Поможет ли кризис российской туриндустрии, где в России отдохнуть за отечественные деньги, но с зарубежным комфортом, и наступит ли такое время, когда в Сочи будут приезжать отдыхать иностранцы – в материале Накануне.RU.
По данным Росстата, в прошлом году за рубеж с разными целями выезжали более 36,5 млн наших сограждан. При этом тех, что путешествовали в туристических целях, стало на 27% больше по сравнению с 2007 г. (более 11 млн человек), тех же, кто ездит за границу по служебным нуждам, наоборот, стало меньше на 9% (почти 2 млн человек). При этом приличный рост был отмечен на всех основных туристических направлениях: в Египет выехали 1,4 млн человек (+14% к 2007 г.), в Китай – более 2 млн (+25%), в Турцию – более 2,2 млн человек (+15%). Самый большой прирост российских туристов ощутили на себе США (+71%), правда, при относительно небольших абсолютных числах – всего чуть больше 56 тыс. человек. Все это говорит о том, что до кризиса россияне активно готовы были вкладывать честно заработанные в иностранную туриндустрию, несмотря на дорогущие билеты на самолет и жуткие очереди за загранпаспортами.
"Наш турист очень стрессоустойчив"
По разным данным, доходы турецкой казны от отдыха российских граждан ежегодно составляют от 2 до 6 млрд долларов. Справедливости ради отметим, что около 3 млрд долларов туристический бизнес принес в прошлом году в бюджет Москвы. Правда, это львиная часть общего вклада российской туриндустрии в отечественные бюджеты.
Итак, российская туриндустрия ждет летнего сезона как "момента истины". Зимний сезон турфирмы и туроператоры "проскочили", четкой картины того, насколько "упал" рынок пока нет. "Пока картина на рынке нечеткая, но есть некоторое торможение спроса. По некоторым направлениям оно составляет 30-40%, по другим - 10-15% по сравнению с прошлым годом", - говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. В то же время появились две негативные для туристического рынка тенденции. "Появился так называемый "отложенный спрос", когда граждане не отказываются от отдыха совсем, но откладывают его во времени на неопределенный срок", - объясняет заместитель министра физической культуры, спорта и туризма Свердловской области Константин Брыляков. Вторая тенденция – граждане предпочитают покупать "горящие туры". "Покупатели приходят за турами в последний момент", - говорит глава комитета по внешним связям администрации Екатеринбурга Светлана Гарипова.
Если оценивать рынок внешне, например, по выставке "Лето-2009", которая прошла недавно в Екатеринбурге, то тенденции таковы: турфирмы опасаются, но все же надеются на превалирование выездного туризма над внутренним. Стенды "заграничных" туроператоров, большинство из которых сформировало интересные "антикризисные" предложения, пользовались несравненно большей популярностью, чем стенды, предлагающие исключительно российский отдых. Правда, интересными эти предложения можно назвать разве что по сравнению с докризисным 2008-ым. Сегодня же даже "горящая" путевка на заграничный курорт является очень серьезной статьей расхода. "Ажиотаж на выставке свидетельствует о том, что не все еще потеряно в уральском туризме, уральцы путешествовать любят, и я уверен, что летний туристический сезон, несмотря на все трудности и проблемы, обязательно состоится", - оптимистично заключает Константин Брыляков.
Еще один фактор, который явно сыграет свою роль, правда, пока сложно сказать, насколько важную, это неспокойная ситуация в некоторых популярных в туристическом смысле регионах мира. Еще свежи воспоминания о прошлогодних беспорядках в Бангкоке и атаке террористов на индийский Мумбаи, а МИД РФ уже снова рекомендует россиянам воздержаться от поездок в Таиланд – совсем недавно властям этого государства пришлось отказаться от проведения международного форума в курортной Паттайе, которую так любят россияне. Толпы оппозиционеров захватили крупнейшую гостиницу курорта, где в то время находилось несколько десятков россиян.
Впрочем, туриндустрия уже не раз сталкивалась с обратной реакцией российских туристов. Когда немцы и американцы в ужасе бегут с неспокойных курортов, россияне могут выкупить резко подешевевшие путевки и на вопросы "А вам не страшно?" отвечать что-нибудь вроде "авось пронесет".
Непросто придется в этом году и туристической индустрии Италии – буквально в преддверии майских праздников на страну обрушилась череда землетрясений. Впрочем, на счет российских туристов на Апеннинском полуострове не очень беспокоятся. Глава Ростуризма Анатолий Ярочкин, комментируя последствия землетрясения, выразил уверенность, что это не приведет к уменьшению потока российских путешественников в Италию. "Снижение может произойти только из-за финансового кризиса, – заявил Ярочкин. – Наш турист очень стрессоустойчив". Итальянцы ожидают, что из-за финансовых проблем количество российских туристов в этом году может сократиться на четверть.
Но, несмотря на "стрессоустойчиваость" отечественного туриста, можно уже сейчас предположить, что он по максимуму сократит свои туристические расходы – если экскурсия, то самостоятельная, если завтрак, то не в отеле, а в Макдональдсе. Конечно, так поступят не все, но многие. А еще сэкономить можно будет на турфирме – в наше время это вполне реально. Правда, отдых "дикарем" более реален в отношении европейских государств, в Египте и Турции это может быть чревато печальными последствиями. Тем не менее, сейчас снять жилье, забронировать гостиницу и даже арендовать машину можно с помощью интернета, точно также как можно объединиться с более опытными (или лингвистически подкованными) путешественниками на каком-нибудь туристическом форуме. Можно просто объединиться в группу из девяти человек (у многих турфирм действует предложение 10-ый в группе – бесплатно).
В городе Сочи недешевые ночи
А можно вообще не ездить за границу или ограничиться ближайшим зарубежьем, например, Украиной. Впрочем, ближайшее зарубежье по всем показателям можно прировнять к России, поскольку сервис и цены везде примерно одинаковы (не будем брать в расчет Сочи, где соотношение сервис-цена уже давно не поддается никакому объяснению, но об этом чуть ниже).
По данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), россияне, выбирая страну на постсоветском пространстве, в которой они хотели бы посетить любое, но только одно место, чаще всего указывают Украину (14%). Чуть реже (8%) наши сограждане сообщают, что побывали бы в Грузии. По 6% наших сограждан высказывают желание посетить какое-либо место в Беларуси и Латвии. Реже (4%) россияне высказывают желание совершить визит в Эстонию, по 3% наших сограждан посетили бы какое-либо место в Армении, Казахстане и Узбекистане, по 2% - в Молдове, Азербайджане и Литве. Реже всего наши соотечественники сообщают, что хотели бы побывать в Кыргызстане и Таджикистане (по 1%), а также в Туркменистане (менее 1%).
Впрочем, доли отставших от Украины стран в скором времени могут вырасти, поскольку сама Украина, по мнению некоторых экспертов, в этом году не собирается сильно снижать цены, ссылаясь на инфляцию, рост иностранных валют и на кризис в целом. В частности, отраслевое издание "Турбизнес", несмотря на то, что некоторые санатории, дома отдыха и другие объекты размещения Крыма стремятся сохранить цены на прошлогоднем уровне, основной тенденцией, к сожалению, остается их повышение. Аргументируется оно не только "ежегодными" причинами (рост цен на энергоносители, услуги ЖКХ и продукты питания), но и ростом курса евро и доллара, из-за которого турист из бывшего СССР в нынешнем сезоне на зарубежные курорты якобы не поедет. При этом мало кто в Крыму имеет представление о скидках, которые предоставляют в нынешнем сезоне потенциальным клиентам в Турции, Египте, Греции и других "туристических" странах. Поэтому перспективы крымского сезона-2009 остаются достаточно туманными.
В такой ситуации очень многое будет зависеть от российских курортов, в первую очередь, курортов Краснодарского края. Если они смогут хотя бы на несколько десятков процентов снизить цены, то, вполне возможно, российский турист и не поедет в Крым – сервис и тут, и там примерно одинаковый. Впрочем, у Крыма есть один большой плюс, который ставит его в один ряд с отечественными черноморскими курортами, а именно единая сеть железных дорог. Железнодорожный транспорт обещает в этом году стать фаворитом у внутрироссийских путешественников, а также у тех, кто собирается поехать в страны постсоветского пространства. С другой стороны, этот же плюс может обернуться минусом: если жителям центральных и западных регионов России до Крыма ехать не так уж и долго, то тем, кто живет на Урале и восточнее придется потратить как минимум еще один день, чтобы с юга России доехать до юга Украины. А при нынешней разбивке отпусков по две недели один день терять очень жалко. К тому же это будет один день в "южном" поезде.
Что же предлагают в этом году черноморские курорты и, в первую очередь, традиционно недешевый Сочи, раздираемый олимпийской предстройкой и выборами мэра?
Сочи готов принять шесть миллионов туристов этим летом. Правда, если россияне не изменят своим иностранным пристрастиям (а это пока вполне возможно, как уже говорилось выше – нынешний сезон пока загадка), вряд ли приедут и прошлогодние четыре. Об этом на одной из пресс-конференций заявил новоизбранный мэр Сочи Анатолий Пахомов, который пришел в сочинскую администрацию с поста главы города Анапы. По словам Пахомова, отдыхать за границей не очень интересно. "А когда тебя в Турции прут к какому-то легендарному дереву, чтобы за него подержаться и от этого не забеременеть, это, конечно, уникальность", - видимо, основываясь на собственном опыте, говорит мэр. С другой стороны, одного взгляда на вокзал Адлера или, простите за подробности, туалет сочинского аэропорта хватит, чтобы сделать таки выбор в пользу "туретчины" да "черногорщины". Сервис – это то, чем Сочи до сих пор не начал грешить, хотя за зимний сезон вполне можно было бы и подсуетиться, особенно учитывая внимание государства к городу в связи с олимпийской стройкой.
Сочинские власти пообещали, что объекты размещения в этом году снизят цены на 20-25%. Каким образом им удастся повлиять на базы отдыха, санатории и гостиницы – пока неясно. Да и даже 25-процентное снижение цен вряд ли сможет сыграть большую роль. Обычный двухместный номер в знаменитой "Жемчужине" летом будет стоить 3600 руб. в сутки. Альтернативой нашему черноморскому побережью может служить недавно признанная Абхазия, здесь, конечно, с сервисом совсем беда, зато цены честные и соответствуют предлагаемым услугам.
Не морем единым
Да, не морем единым жив российский турист в кризис. Проблемы черноморского побережья лишь отчасти присущи остальной российской туриндустрии. Высокие цены – далеко не самая страшная беда. Гораздо хуже то, что кое-где сервиса нет вообще. Нет гостиниц, объектов общепита, турфирм и экскурсионных программ наконец. Непаханое поле российских курортов и достопримечательностей никак не найдет инвестора. Причем кое-где инвестиции могут быть минимальными, а конкуренция – нулевой. Государство уже и само готово поддержать такие места – на территории России существует семь туристско-рекреационных особых экономических зон. Но даже среди сотрудников туристической индустрии днем с огнем не сыскать таких, которые бы знали пару-тройку из них, мы уже не говорим о зарубежных потенциальных инвесторах. Между тем, на ОЭЗ и федеральный, и региональные бюджеты ежегодно выделяют средства. Понятно, что инвестиции в ОЭЗ – почти всегда долгосрочны, но ведь зоны создаются не на пустом месте. Если ОЭЗ требуется три года на то, чтобы согласовать законодательные акты и подвести коммуникации, то это уже показатель неэффективности и непродуманности проекта, найти желающих вложиться в него будет очень нелегко.
Итак, куда следует обратить свой взор туринвесторам? ОЭЗ "Куршская коса" (Калининградская область). В последнее время регион часто мелькал в СМИ, но в основном благодаря сносу незаконно построенных на Куршской косе вилл и финансовым проблемам у базового перевозчика региона – авиакомпании "КД авиа". ОЭЗ "Новая Анапа" – кроме того, что федеральное агентство по особым экономическим хонам представляет макет зоны на различных иностранных выставках новостей о "Новой Анапе" давно не слышно. В начале этого года был утвержден план ОЭЗ "Гранд Спа Юца" в Ставропольском крае. В этом же году планируется начать строительство инженерной инфраструктуры и подготовка стройплощадок. Правда, организаторы проекта выражают сильное беспокойства по поводу выполнения плана по привлечению инвесторов. Еще две зоны находятся на Алтае, две оставшиеся – на Байкале. Там дела идут чуть более активнее, однако проблем у зон столько, что с трудом верится в их реализацию в заданные сроки.
Между тем, до места отдыха даже внутри страны туриста еще надо доставить. Учитывая кризис и череду больших финансовых проблем, возникших в последнее время у крупнейших российских авиаперевозчиков, можно предположить, что предстоящий отпускной сезон будет ох каким непростым.
Конечно, некоторые авиакомпании готовы и снизить цены, и увеличить количество рейсов на курорты. "Мы готовы быстро переориентироваться вслед за спросом на туристическом рынке. При необходимости – увеличить количество рейсов на таких направлениях как Сочи, Анапа, Минеральные воды. При этом у нас есть возможность не повышать цены, а наоборот, делать ценовую политику более гибкой. Это стало возможно, во-первых, за счет значительного удешевления авиатоплива в последнее время, а во-вторых, за счет использования более экономичных самолетов Airbus", - говорит коммерческий директор авиакомпании "Уральские авиалинии" Кирилл Скуратов. Это наверняка обрадует уральского туриста, однако перевести всех двум-трем надежным перевозчикам не под силу. А значит транспортный коллапс, подобный прошлогоднему, остается весьма вероятным. Сочинские власти заявили о том, что достигли договоренности с авиакомпанией SkyExpress о снижении цен, но эта же компания, по данным Росавиации, признана одной из самых непунктуальных (порядка 20% задержек от общего количества). Если учесть, что запасных бортов у наших авиакомпаний очень мало, то не исключены этим летом ситуации, когда пассажиры по 5-6 часов будут ждать своего самолета.
А раз так все сложно с отечественными курортами и транспортом, то почему бы не поехать в санаторий? По крайней мере, вполне антикризисным вариантом отдыха санатории Урала считает Константин Брыляков. По его словам, на выставке, посвященной санаториям и домам отдыха Урала, был настоящий аншлаг. К сожалению, отдых в приличном санатории иногда обходится не дешевле, чем на юге, разница разве что в стоимости проезда. Тем не менее, этот вариант, конечно, будет дешевле. Только вот может ли сравниться отпуск пусть в хорошем, но все же уральском санатории (с уральской погодой, естественно) с пусть дороговатым, но солнечным путешествием к морю? Особенно при наличии детей, которые бледнеют за долгую уральскую зиму вне зависимости от наличия или отсутствия "кризиса" в кошелке родителей. Так что может быть и правы хозяйки всевозможных туристических фирмочек, толкающие друг друга локтями у стендов турецких туроператоров – вздрогнут туристы, и выберут Турцию. Ведь там солнце.