Кинопредседатель...
Есть такой хороший советский фильм – "Председатель". Но эта одноименная история, к сожалению, не о нем. Хотя к кино она имеет непосредственное отношение, сюжет больше напоминает другую знаменитую картину – "Гараж". К сожалению, выборы нового председателя Уральского отделения Союза кинематографистов РФ напоминали и трагедию, и комедию одновременно. Были здесь и свои "От вас в нашей организации зависят все, кроме меня…", и "Дайте же мне все-таки толкнуть речь…". Правда, кинематографисты настолько были настроены выяснить правду, что, пожалуй, в случае необходимости бы сами себя закрыли. Но не потребовалось. Меньше всего, к сожалению, говорили о самом кино (а точнее, о его практически полном отсутствии) и, например, о том, что в третьем по размеру отделении СК лиц, моложе 50 (по крайней мере, среди увиденных нами), – раз-два и обчелся.
Пролог. Фойе
Возможно, отсутствие молодежи в рядах Уральского отделения только молодым и бросается в глаза, возможно, это не самая большая проблема на сегодняшний день, но это говорит лишь о том, что либо молодых кинематографистов у нас вообще нет, а это прискорбно, либо им Союз просто неинтересен, и в этом тоже ничего хорошего. Некоторые издания после чрезвычайного "михалковского" съезда писали, что перед ним в срочном порядке в Союз принимали студентов киновузов, чтобы собрать в итоге кворум. Даже если так и было – стоит сказать Никите Сергеевичу спасибо. Правда, спасибо, потому что это очень удручающая картина: нет молодежи, не снимается кино, студии не идут на контакт… Какой смысл обсуждать будущее организации, в которую не поступает "свежая кровь", которая без новых членов рано или поздно сама по себе сойдет на нет? При этом автор этих строк с большим почтением и пиететом относится к пожилым людям вообще, и к мэтрам киномира в частности, но давайте будем объективными – СК, конечно, не профсоюз в привычном понимании слова, однако, это и не ветеранская организация.
Другое не очень приятное обстоятельство – какое-то предвзятое и не сказать что всегда объективное отношение к СМИ. Каких только слов не было сказано на съезде в адрес прессы, начиная от призыва "быть осторожными в высказываниях, потому что на мероприятии присутствуют журналисты" (ему кинематографисты так и не последовали), и заканчивая образным сравнением с "бронепоездами и тяжелой артиллерией, которая стоит у Михалкова на запасных путях и скоро будет пущена в ход". Справедливости ради стоит отметить, что это были лишь отдельные высказывания, а не общее мнение отделения. Хочется надеяться. А гендиректор Свердловской киностудии Михаил Чурбанов вообще заявил: "мы с вами можем здесь говорить откровенно, ведь здесь нет федеральной прессы". После чего открыл кинематографистам "истину": оказывается, создание киностудии на Урале было обусловлено только историческими (война и эвакуация), а отнюдь не экономическими факторами, так что само существование кинопроизводства и, соответственно, отделения СК в наше время на Урале весьма абсурдно. О, как! Спрашивается, при таком неверии в возглавляемое кинопроизводство - зачем его возглавлять?!
Справедливости ради нужно отметить, что Чурбанов был чуть ли не единственным, кто пытался говорить о необходимости кинопроизводства и создания для этого условий. Его, возможно, услышала Наталья Ветрова – свердловский министр культуры, которая также присутствовала на встрече Уральского отделения СК. Ей, кстати, предложили создать Совет по кинематографии при правительстве Свердловской области, видимо, по аналогии с тем Советом, который на федеральном уровне недавно возглавил Владимир Путин.
На заседание в Большой зал Дома кино собрались в итоге более ста человек (всего в отделении состоят 157 кинематографистов). Сколько их было точно сказать сложно, потому что в начале было заявлено о 118 персонах вместе с доверенностями (последних было около 30), в итоговом голосовании же приняли участие 132 человека.
Действие первое. "Кто против маразма?"
Как ни призывал в начале встречи председатель Уральского отделения Владимир Макеранец к "бескровной" конструктивной беседе, ничего в итоге не вышло. Градус повысился довольно быстро, еще на этапе выборов счетной комиссии и председателя заседания. Демократия есть демократия – высказаться давали всем, в итоге обсуждение все никак не начиналось. Кто-то стал с места призывать "голосовать против маразма" (непонятно, кто имелся ввиду, но предложение вызвало живой отклик), в общем, к моменту зачитывания Макеранцем отчета за три года публика уже была достаточно распалена.
Доклад был менее эмоционален, чем, например, отчетное выступление Михалкова на мартовском съезде в Москве,. И при этом сильно смахивал местами на попытку оправдаться. Впрочем, у председателя вряд ли был выбор – обвиняли его и непосредственно во время мероприятия, и заочно до него. В целом деятельность правления отделения была, как это ни странно, признана удовлетворительной. |
Чем же занимались кинематографисты, на что тратили деньги? Основной доход, как выяснилось, УО СК получает от коммерческой деятельности (порядка 87%) – это, в основном, сдача в аренду офисных помещений и кинозала главного "актива" уральцев – здания екатеринбургского Дома кино. Менее 0,5% доходов составляют членские взносы, которые, по информации ревизионной комиссии, в течение нескольких лет не платят около десятка человек. Остальное – "финансирование со стороны физических лиц и организаций, к которым обращались за финансовой поддержкой". То есть благотворители. В последнее время последних стало меньше – в связи с кризисом, арендаторы тоже в спешном порядке или "снимаются с обжитых мест", либо "ужимаются" и сокращают занимаемые метры. Тем не менее, более 3,5 тыс. кв м в самом центре уральской столицы и другие источники доходов в итоге позволили за два года вырасти выручке Уральского отделения с 10 с небольшим до 16,2 млн руб. По словам Макеранца, вольготные условия жизни до кризиса позволили сделать ремонт в Доме кино, помогать членам Союза добавками к пенсиям (в 700 руб.) и ссудами, и даже купить новый автомобиль – "старый "жигуленок" совсем развалился". Содержание же "беспокойного хозяйства" обходится Уральскому отделению в 1-1,2 млн руб. в месяц. То есть около 12 млн руб. в год.
Конечно, на фоне более впечатляющих цифр, которые слышали многие из уральских кинематографистов в Москве, Макеранцу приходилось оправдываться: "Никита Сергеевич говорил, что из собственного кармана на поддержку членов выделял миллионы. К сожалению, у меня миллионов нет и вряд ли уже когда будут". Много говорилось об имуществе Союза, из которого, впрочем, сейчас остался, по большому счету, только Дом кино. И это логично, ведь именно имущественный вопрос в свое время и был первопричиной раскола в Союзе. Точнее, взаимные обвинения в расхищении этого самого имущества. Это больной вопрос для кинематографистов, достаточно вспомнить, как бурно обсуждался в Москве момент акционирования Киноцентра.
Особо много раз отмечалось, что Уральское отделение не получает помощи от "центра" и от государства. В скобках замечу, что теперь, после избрания Макеранца, который председательствует уже 15 (!!!) лет в уральском сонмище имеющих отношение к кинематографии людей - свердловским киношникам на помощь центра вообще не приходится рассчитывать. Ибо Михалков совершенно недвусмысленно перед собранием дал понять - с Макеранцем работать не будет.
Вообще, так называемый "квартирный вопрос", видимо, еще со времен Булгакова, а, может, и раньше совершенно испортил в первую очередь так называемых людей искусства, а уж потом - москвичей, питерцев, екатеринбуржцев и так далее. Ибо про кино говорили не более получаса в общей сложности, а вот про дележку, имущество, должности, помещения и кто кого хуже - все время. Уральские мастера кино (какого именно за последние 15 лет - уяснить так и не удалось) педалировали тему, что, мол, тот же Дом кино могли бы записать на Уральское отделение, но записали на Союз кинематографистов в целом. Вообще, Дом кино явно цепляет кинематографистов за живое,. Еще бы - единственное имущество, что после 15-летнего правления Макеранца удалось сохранить в руках! Как раз нового -старого председателя очень беспокоит мусор, летящий на крышу Дома из соседнего здания, которое находится в ведении киностудии. Реакции Чурбанова уловить не удалось.
В итоге оказалось, что собственно финансово-хозяйственная деятельность правления Отделения и Макеранца в качестве его председателя членов Союза устраивает, в отличие от его позиции. Поэтому, видимо, выступавшие (а их набралось немало) полностью одобряли отчет, при этом многие выражали недовольство Макеранцем. Что, собственно, не меняло сути действия – одобрение отчета является одобрением действий руководителя исполнительного органа. |
Чего нельзя сказать об аудиторской проверке, которая прошла практически накануне собрания, по словам "московского гостя" – первого секретаря Союза Сергея Лазарука, выявила целый ряд нарушений. "В организации отсутствует контроль подтверждения легальности деятельности арендаторов, не собраны документы, подтверждающие что арендаторы – юридические лица, а не фирмы-однодневки, на основании чего существует реальная угроза нарушения ФЗ "О легализации отмывания доходов, полученных преступным путем и финансировании терроризма" (в этом месте зал дружно смеется и аплодирует). Возникла непосредственная угроза нанесению Союзу кинематографистов РФ морального вреда и потери престижа организации", - говорится в отчете аудиторской фирмы, зачитанном Лазаруком. С одной стороны, это действительно, как говорит Макеранец, бумаги, отчеты и прочие формальные моменты, гораздо больший "моральный вред имиджу" организации наносит обнародование подобных документов, "вынос сора из избы". С другой стороны, именно из-за "формальностей" СК перестал нормально функционировать и погряз в распрях.
Действие второе. Союз нерушимый
Впрочем, как говорилось выше, уральцы не уделили отчету об аудиторской проверке того внимания, на которое, видимо, рассчитывали московские гости – уже упомянутый Сергей Лазарук и секретарь Союза Владилен Арсеньев. С ними вообще получилось как-то нехорошо – сами они говорили о том, что приезд в Екатеринбург был исключительно их инициативой, о том, когда и где состоится заседание Уральского отделения они узнали чисто случайно. В свою очередь, Владимир Макеранец говорил о том, что Москва была уведомлена о намечающейся встрече, а Арсеньева он сам много раз лично приглашал в Екатеринбург, но тот все никак не ехал.
Арсеньев вообще говорил очень эмоционально, что, в итоге, было расценено многими как давление со стороны, как сам о себе сказал Владилен Владиленович, "болота Михалкова". Абсурдность ситуации состояла в том, что выступал он перед публикой, которую практически не надо убеждать – она тоже является по большей части "промихалковской" – они ведь ездили на "михалковский" съезд и голосовали за него. И москвичи все никак не могли понять этих странных уральцев (Арсеньев то и дело удивленно пожимал плечами) – почему они так странно сочетают уважение к Михалкову с желанием видеть во главе Макеранца? В конце концов было зачитано обращение Никиты Сергеевича, которое московские гости привезли с собой. В нем Михалков говорит о том, что не намерен работать с Макеранцем в случае его избрания, поскольку тот активно участвовал в нелегитимном "хуциевском" съезде. И тут следует признать в след за одним из выступавших уральских режиссеров, что члены СК согласились с условиями Михалкова, проголосовав за них. Другое дело, как к этому относятся: как к капризу или как к имеющим юридическую силу условиям?
Арсеньев, впрочем, начал весьма правильно: с признания того, что у региональных отделений СК своя жизнь, у центра – своя, это две разных планеты, и до сих пор Москве абсолютно начхать на регионы, регионам – на Москву. Первая занимается своими большими, "государственными" проблемами, вторые были еще в 90-х брошены на произвол судьбы, выживали и выжили, как могли. И как тут не приводи статистику по призам, наградам и номинациям, которые собирают уральские кинокомпании (а их у нас, оказывается, более 20 и все что-то, видимо, снимают!), верится все равно больше словам Арсеньева, сказавшего уральцам: "ситуация с кинопроизводством у вас аховая". |
В общем, налицо раскол. Многие говорили, что это зеркальное повторение декабрьского съезда, только в роли Никиты Сергеевича теперь Владимир Ильич. Вообще из всей уральской истории выборов-перевыборов нового-старого председателя следует один вывод: до единства кинематографическому сообществу еще очень и очень далеко. И "либерально-атлантическая" идеология глубоко успела прорасти внутрь деятелей все еще "важнейшего из искусств". И Михалкову еще много придется поработать, прежде чем он сможет передать налаженный организм управления кино в молодые, но патриотически настроенные руки. Паразительно при этом, что уральские кинематографисты Михалкову верят, правда верят! Но имеют большую обиду за то, что никто не обращал внимания на проблемы регионального отделения. Как сказал один из выступавших (сам он отнес себя к "последовательным михалковцам"), "у нас в регионе есть свои проблемы, о которых Михалков может и не знать. Но он именно благодаря регионам каждый раз избирался. И поэтому должен считаться с нами". Как именно считаться - пока не ясно. Может, это понятно самим киношникам, но со стороны уловить было сложно. И тем более не понятно - как после выборов кандидатуры, против которой Михалков категорически возражал, Никита Сергеевич будет считаться с уральским отделением? С логикой у людей искусства, конечно, по определению может быть не очень, но не до такой же степени?!
Эпилог
В качестве альтернативы Макеранцу был выдвинут кинодраматург Геннадий Бокарев. Оказывается, ему позвонил Михалков и уговаривал выдвинуть свою кандидатуру – главным образом для того, чтобы избежать дальнейшего раскола. Как в дальнейшем показало голосование, Михалков сделал максимально правильный в этом случае выбор – ведь почти 30% в итоге высказались за его кандидатуру. Думается, что за перспективного, но молодого Федорченко (его также выдвигали в председатели УО, но он взял самоотвод) было бы гораздо меньше голосов. Это достаточно большой процент, но все же 70% высказались за Макеранца, который теперь, непонятно как, собирается, несмотря ни на что, налаживать контакты с Никитой Сергеевичем. Правда, как говорил сам Макеранец, в октябре, после принятия нового устава Союза может уйти – если будет принято положение устава о назначениях глав региональных отделений.
И еще одно. Если кинематографисты и мы - зрители хотим "качественно новый уровень" руководства , то для начала надо хотя бы молодежь в Союз привлекать. Хотя бы в качестве наблюдателей-слушателей. В зале, кстати, было много свободных мест.
И совсем последнее. После триумфа Михалкова каждый российский федеральный телеканал так или иначе отметился в дискуссии, тема которых зачастую вертелась вокруг вопроса - надо ли знать широкой общественности, то есть, нам-зрителям, что там в профессиональном кинематографическом сообществе творится? Можно было бы сослаться на мысль, что профессионалам видней. Но, позвольте! Это в разборки с начальниками в научной, например, среде очень трудно вникать широкой публике. Все-таки население очень мало чего понимает в академических дисциплинах. Хотя и аукается потом неправильный выбор всему обществу. Но что касается кино, то тут - увольте! В конце концов именно зрители являются главным судьей кинопродукции. И делается она для зрителей и оплачивается возврат затраченных на кинопроизводство средств зрителями. Значит и деньги и направление деятельности в киносреде должны направляться хотя бы не в интересах отупления, примитивизации и евро-атлантинизации этих самых зрителей. А не понимать, что так метко обозначенная Михалковым "либерально-атлантическая" кинофронда именно тот рычаг, через который будут идти финансовые потоки на создание "Сволочей", бесконечных "Детей Арбата" через всяческих "швидких", прикрывающихся авторитетами "хуциевых" и прочей ерунды нельзя! Наша кинематографическая братия, как показали последние двадцать лет, не очень тверда в своих убеждениях, но очень чутко держит нос по ветру денежных потоков. Отсюда вывод - надо, чтобы было такое руководство, от которого последуют веские слова за выделение изрядно поеденных кризисом, но именно потому особо важных финансов на следующие "72 метра", "Тарас Бульба", "Двенадцать","Ликвидаци", "Собачье сердце", "Остров"...