Навуходоносор для Саркози
Накануне "избранные" страны бывшего СССР Евросоюз позвал в новую организацию – "Восточное партнерство". А чуть ранее французский президент Николя Саркози высказал две не очень понятные и сложно осуществимые идеи: во-первых, он призвал создать что-то вроде европейской газовой биржи, во-вторых, создать некий экономический и даже, возможно, военный блок ЕС-Россия-Турция. Последняя мысль заслуживает отдельного разговора, ну а пока обратим внимание на газ. Эксперты тут же заговорили о заведомой неосуществимости планов европейцев. Но так ли просты эти европейцы, чтобы выдвигать в столь сложное время утопичные идеи? И что в действительности представляет из себя "новая энергетическая доктрина", которую хочет создать Саркози?
Итак, все по порядку. Сначала, выступая в городе Ниме, что на юге Франции, Саркози предложил создать некий центр закупок газа. Он позволил бы странам Старого света объединиться и диктовать собственные условия поставщикам. При этом французский президент тут же заверил, что это лишь повысит конкурентные условия, и даже обещал сделать Россию партнером в этих новых отношениях. Вроде бы последнее логично: либерализация газового рынка, за которую так яростно борется Еврокомиссия, предполагает возможность выбора не только для потребителей, но и для поставщиков. Почему бы не дать последним возможность выбирать, кому продавать газ? Тем более что Европа давно носится с проектом газопровода Набукко (кстати, Набукко с итальянского переводится как Навуходоносор) – вот вам и альтернатива российскому газу, получается самый настоящий рынок, который так любят европейцы.
Кстати: Кроме России, крупными поставщиками природного газа на европейском рынке на сегодняшний день выступают Норвегия и Алжир. В Институте экономики естественных монополий Академии народного хозяйства при Правительстве РФ считают, что в перспективе наиболее острую конкуренцию России на европейской газовой бирже, в первую очередь, может составить Норвегия, которая на сегодняшний момент обеспечивает 20% ежегодных поставок газа в Европу. Главные конкурентные преимущества Норвегии лежат на поверхности - ноу-хау для высокотехнологичной разработки и добычи газа с месторождений, тесная связь с Евросоюзом. Государственные лица Норвегии подчеркивают, что их страна является частью европейского рынка. Позиции Норвегии и Алжира усиливает стремление Европы к большей независимости от поставок российского газа.
Но в реальности все может обстоять несколько иначе. Во-первых, зимние перебои с газом довольно сильно напрягли Европу. И если раньше она занимала не самую активную позицию, перманентно пытаясь вставлять Газпрому палки в колеса по части вхождения на европейский рынок, то теперь серьезно испугалась и начала действовать. Это и переговоры с Украиной, и реальное введение норм, запрещающих владеть месторождением, трубой и сбытом одновременно. Во-вторых, серьезные проблемы случились у самого Газпрома и других крупных европейских газовых концернов. Цены на голубое топливо катастрофически падают, строительство альтернативных труб теряет темпы или вовсе встает под вопрос, собственная добыча падает, а ведь еще нужно закупать газ у соседей, например, у Туркмении, чтобы те не вздумали самостоятельно в обход России продавать газ.
А ведь еще каких-то полтора года назад европейские страны в очередь выстраивались к Газпрому и его партнерам, чтобы газопровод прошел и по их территории! Прикоснуться, так сказать, к "святому". Но ничего "святого", как теперь выясняется, у ЕС нет, и вот уже в Чехии создается новый энергетический транспортный проект. Собственно, страны постсоветского пространства для того и позвали: с одной стороны, подсластить "вхождение в орбиту" ЕС для этих самых государств и показать им, что "они сами в праве все решать"; с другой стороны, это недвусмысленный намек России, которая действительно в сложившихся условиях оказалась "зажатой", и вылезти из пут хитрых европейцев будет очень нелегко.
Кстати: "Третий энергетический пакет", закрепляющий либерализацию европейского газового рынка, был принят в конце апреля. Он, в частности, предполагает, что компании-продавцы газа и электричества не должны владеть транспортными сетями, так как это приводит к искусственному повышению цен. Инициаторами требований были небольшие компании-трейдеры, заявлявшие, что крупные энергоконцерны препятствуют их доступу к распределительным сетям. Тогда европейские антимонопольные органы потребовали от немецких энергокомпаний RWE и E.ON продать свои распределительные сети. Но Париж и Берлин выступили категорически против, и остальные страны ЕС согласились на компромисс - сети и трейдерские структуры могут оставаться в собственности одного владельца, но под наблюдением независимого регулятора.
Но и европейцы могут допустить просчет. По крайней мере, в теории он уже заложен в идее, высказанной Саркози на счет биржи. Во-первых, совсем непонятен механизм ее работы. "Понятно, что обсуждать принципы работы, схему газовой биржи на сегодняшний день бессмысленно – пока это лишь предложение. Хотя именно техническая сторона воплощения этой идеи может вызвать очень много вопросов, и в итоге поставить крест на этой инициативе. Что касается факта самого предложения о создании газовой биржи, то стоит признать, что это довольно смелая и неожиданная инициатива со стороны одного из европейских лидеров", - считает директор департамента Due Diligence НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Александр Шток. А директор Института экономики естественных монополий Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Марат Суюнчев полагает, что не стоит недооценивать идеи Саркози. "К словам Саркози следует относиться серьезно в силу того, что он является президентом ведущей европейской страны, являющейся одним из крупнейших импортеров российского газа. В настоящее время Евросоюз пытается сформировать единую энергетическую политику, в рамках которой, в частности, предполагается либерализовать европейские рынки газа и ликвидировать на них монополию энергоконцернов. Идея, высказанная Саркози, укладывается в русло этой тенденции.
Партнерство же Евросоюза и России в газовой сфере неизбежно и создание газовой биржи без учета интересов крупнейших поставщиков даже в отдаленной перспективе невозможно. Газпром поставляет в европейские страны примерно треть импортируемого ими газа", - говорит эксперт.
Между тем, создание газовой биржи может открыть "зеленый свет" организации, созданию которой Евросоюз очень противится. Газовой ОПЕК. "С одной стороны, создание европейской газовой биржи позволит ЕС выступать единым фронтом в переговорах с поставщиками, что, действительно, сделает позицию Евросоюза более сильной. Договорившись с одним поставщиком газа, ЕС сможет давить на других поставщиков, опираясь на эти договоренности. Сейчас европейские страны договариваются с поставщиками в индивидуальном порядке, не принимая во внимание договоренности соседей. Однако с другой стороны – газовая биржа это тот инструмент, которого не хватает для создания газового ОПЕК. Появление газовой биржи фактически уберет все препятствия для объединения в картель поставщиков газа. При этом одно лишь упоминание газового ОПЕК заметно повышает уровень нервозности у европейских чиновников. Таким образом, пока перспективы европейской газовой биржи очень туманны. При этом повторюсь, что даже если инициатива Саркози и будет принята на рассмотрение, техническая реализация этой идеи весьма проблематична", - пояснил Накануне.RU Александр Шток.
В принципе, идея создания газовой биржи не нова. Планы по ее созданию есть в России, а в США она уже давно действует. "В США примерно две трети всего газа продается через газовую биржу. Однако следует отметить, что в этой стране, в отличие от Европы, импортируется лишь четверть потребляемого природного газа (в основном из Канады) – большая часть приходится на собственную добычу.
Организацию международной газовой биржи в Санкт-Петербурге после запуска Nord Stream в 2011 году планирует Газпром. Предполагается, что газ на этой бирже будет продаваться за рубли. Австрийская нефтегазовая компания OMV AG совместно с ОАО "Газпром", Wiener Borse AG и Centrex Europe Energy & Gas AG планирует учредить Центрально-Европейскую газовую биржу для обеспечения торговли газом на спотовом и фьючерсном рынках на базе Центрально-Европейского газового хаба (ЦЕГХ)", - рассказал Накануне.RU Марат Суюнчев.
Другое дело, что у Евросоюза и России в поставках газа всегда были особые отношения, которые не всегда определялись рынком. Газпром предпочитает договариваться о долгосрочных поставках индивидуально, определяя отдельную цену для каждой отдельной страны. При этом результаты таких переговоров могут зависеть от множества факторов, не всегда экономического порядка. Это устраивает Россию и Газпром, но, естественно, европейцам зависеть от них не хочется. "Одна из целей создания европейской газовой биржи, вероятно, заключается в попытке уйти от двусторонних и долгосрочных контрактов на поставку газа между крупными поставщиками и отдельными странами Европы. Еврокомиссия хотела бы изменить эту систему в пользу более конкурентного европейского рынка газа. Теоретически, биржу можно рассматривать как инструмент формирования цен на газ. Однако, сможет ли европейская газовая биржа стать полноценным таким инструментом, можно проверить лишь на практике. Торговля газовыми фьючерсами неизбежно приведет к вхождению на рынок, помимо потребителей и поставщиков газа, еще и чисто финансовых игроков. Финансовые спекуляции не позволят определить справедливую цену на газ, аналогично тому, как это происходит на биржевом рынке нефти. Движение нефтяных цен в последние годы определяется, прежде всего, присутствием на рынке чисто финансовых игроков. Большое значение также имеет реальный объем газа, который может продаваться на спотовом и фьючерсном рынках. Вероятно, он будет составлять лишь малую долю от общего объема торговли газом. Крупные поставщики заинтересованы в заключении долгосрочных контрактов на поставку газа. Принцип "газ добывается только тогда, когда он продан" вряд ли кто-то сможет в ближайшей перспективе отменить", - объясняет Марат Суюнчев.