Государственная сборка
Государство начинает собирать камни, то есть уверенно входить в капитал частных компаний. Накануне частные акционеры Амурского судостроительного завода (АСЗ), который находился на грани закрытия, продали 59% акций государству. Затем государство перепродаст акции Объединенной судостроительной компании. Этот звонок уже не первый. Ранее премьер Владимир Путин заявлял о возможности такого сценария, когда государство входит в капитал частных компаний. Правда, позже вице-премьер Игорь Шувалов давал понять, что государство не собирается платить по долгам собственников. Если кредиторы захотят забрать компанию за долги – пусть забирают, кроме "экстренных случаев". Случай с Амурским судостроительным заводом, вероятно, можно считать таковым.
О том, что предприятие на грани закрытия, говорил еще в середине апреля хабаровский губернатор Виктор Ишаев. Он просил руководство страны обратить внимание на проблемы завода, так как долгое отсутствие финансирования госзаказов ставило под угрозу дальнейшую работу компании. "Самый главный вопрос по судьбе этого предприятия. Нас беспокоит то, в каком состоянии оно находится. Мы понимаем, что в этом состоянии предприятие дальше выполнять мощные государственные заказы просто не сможет", - отмечал губернатор.
Справка: ОАО "Амурский судостроительный завод" - крупное судостроительное предприятие, расположенное в Комсомольске-на-Амуре. Основан в 1932 году. АСЗ производит атомные подводные лодки, военные суда, суда гражданского назначения. За время работы на заводе было построено 270 судов и кораблей, в том числе 56 атомных подлодок (в том числе подлодка "Нерпа", на которой в ноябре 2008 года во время испытаний погибли 20 человек).
Росимуществу принадлежало 17,91 % акций. ЗАО "Торгово-финансовая группа" – столько же. Основным владельцем являлись структуры Межрегионального инвестиционного банка.
Государство проблему решило путем покупки акций АЗС, обремененного долгом в 36 млрд руб., за символическую цену (несколько тысяч рублей). Аналитик ИК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов уверен, что кредиторская задолженность в 36 млрд в нынешних условиях вовсе небольшая и будет реструктуризирована, тем более, что часть долгов перед Сбербанком. "Когда предприятие входит в госкорпорацию, долги перед госбанками спокойно реструктуризируются", - подчеркивает аналитик.
Жизнь завода обещает наладиться: предприятию выделят кредит на десять лет в размере $400 млн и подыщут заказчиков, а Объединенная судостроительная корпорация получит стратегический актив, который, если бы не кризис, достался бы не так быстро.
Ходят также и разговоры о возможном вхождении в состав госкорпорации "Ростехнологии" одного из крупнейших оборонных предприятий – Уралвагонзавода, где недавно сменился генеральный директор. На место Николая Малых, 12 лет успешно руководившего предприятием, пришел "варяг" Олег Сиенко, уже бывший руководитель Федерации велосипедного спорта России. Не исключен и вариант вхождения в состав всепоглощающих Ростехнологий ЗАО "Автомобили и моторы Урала"…
В кризис государство стало более внимательно смотреть и на эффективные отрасли – на связь. Накануне вице-премьер Сергей Иванов заявил, что государство как основной акционер телекоммуникационного холдинга "Связьинвест" должно укрепить свою позицию в холдинге. В общем, предположений, кто, куда и зачем может войти, множество. Вопрос в другом – что это даст предприятиям в частности и российской экономике в целом.
По пути национализации идет не только Россия. Финансовые власти США уверены, что необходимо увеличить капитал Bank of America в полтора раза, что сможет привести к национализации банка. Венесуэла планирует полностью национализировать нефтяной сектор. Власти Германии объявили о национализации второго по величине ипотечного банка страны Hypo Real Estate.
"Несмотря на усиление роли государства в период кризиса (не только в России, но и в других странах), никто не считает, что государство – хороший собственник, - заявил Накануне.RU главный эксперт "Центра развития" Валерий Миронов. - При выполнении каких-то долгосрочных капиталоемких проектов частный бизнес может лучше оценивать риски". Весьма красноречиво об этом говорит ситуация с Росспиртпромом (производить и продавать алкоголь под крылом государства, казалось, что может проще и эффективнее?). Недавно стало известно, что ВТБ, получивший контрольные пакеты 11 ликероводочных заводов в счет долга Росспиртпрома, не намерен передавать их в управление холдингу, а ищет покупателей на эти активы.
По мнению Валерия Миронова, даже если акции частных российских предприятий и будут переданы государству за долги, то не должны долго находится в его собственности. "Уже сейчас нужно принимать законы о крайних точках нахождения акций частных предприятий в государственной собственности, чтобы у чиновников не было соблазна закрепить их надолго и управлять ими. Если у собственника денег не появилось, чтобы расплатиться с государством по долгам, государство должно выставить акции на открытый аукцион и продать их", - считает главный эксперт "Центра развития".
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, в свою очередь, напоминает, что если предприятие находится в предбанкротном состоянии, то существуют определенные процедуры для его оздоровления. "Если бы после национализации дела стали бы поправляться, это можно было бы приветствовать. Для меня здесь вопрос: а почему именно национализация? Существует процедура банкротства, она не так страшна, как кажется. Законодательство сконструировано таким образом, что предприятие получает некое послабление на время проведения банкротства. До конкурсного производства и продажи дело вообще может не дойти, а если и будет, то это не значит, что предприятие закроется, а работников уволят", - высказал Накануне.RU свое мнение Игорь Николаев.
Однако случаев, когда от банкротства разваливались предприятия и страдали работники – предостаточно. Так, сотрудники Лобвинского биохимического комбината уже не один год тщетно пытаются вернуть себе долги по зарплате. Устраивают голодовки, митинги, пишут письма во всевозможные инстанции. Власти разводят руками и ничем не могут помочь лобвинцам, ведь предприятие-то частное! Долг завода перед сотрудниками составляет более 30 млн рублей. В конце прошлого года Лобвинский биохим был признан банкротом. Если долги не будут выплачены в ближайшее время, то, согласно законодательству, их спишут, а сотрудники лишатся возможности получить деньги. Подобных заводов по всей стране - легион. Но, если бы государство взяло данное предприятие в свои руки, такой критической обстановки на заводе, вероятно, можно было бы избежать.
Правда, в каждом случае нужно разбираться отдельно. Собственником Лобвинского биохима был известный "разоритель" заводов Павел Федулев, поэтому предприятие не могло эффективно работать по определению. В плачевном состоянии сегодня находятся все бывшие активы осужденного олигарха местного пошиба.
Совершенно другое дело, когда владелец заинтересован в работе предприятия, но…кризис. Именно о национализации таких компаний и идет речь. "Мы так долго и сложно все приватизировали, а теперь процесс оборачивается вспять", - недоумевает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. "Капитализм – самая плохая система, но лучше пока ничего не придумано", - иронизирует главный эксперт "Центра развития" Валерий Миронов.
Тем не менее, когда настают по-настоящему трудные времена, без помощи государства предприятиям не обойтись, именно в нем собственники видят последнюю надежду и сами просят о любой помощи.
P.S. - Согласно опросу ВЦИОМ, 58% россиян считают полезной национализацию крупных предприятий (30% скорее согласны, 28% - совершенно согласны). 20% не считают такую меру целесообразной в условиях кризиса, 22% затруднились ответить. По сравнению с 1998 годом данные изменились не более, чем на 3%.