Интернет – птица гордая
"Запретный плод" манит. Почему-то всегда хочется с борта самолета поговорить по мобильному в тот самый момент, когда стюардесса просит его отключить. Про выход в Интернет в полете даже не говорим, хотя иногда в этом возникает острая необходимость. Но не все так печально. Одна из российских компаний собирается в скором времени получить добро в Минсвязи на предоставление ШПД прямо в небе. Дальше дело за малым – найти авиакомпании, которые захотят установить на своих самолетах необходимое оборудование. Перевозчики, в свою очередь, обратятся с новым эксклюзивным предложением к пассажирам, то есть к нам. Вопрос, как всегда, упрется исключительно в кошелек.
Проблем до последнего времени было две: с одной стороны, кто возьмется за то, чтобы провести Интернет на борт самолета? С другой, стороны, кто этого "кого-то" на самолет пустит. Ведь не секрет, что до сих пор пользование такой техникой, как ноутбуки и сотовые телефоны, в самолетах не приветствуется. По поводу отрицательного воздействия упомянутой техники на бортовые системы и приборы, на навигационную систему в частности, всегда было много споров. Часть непосвященных пассажиров считает, что пользование "запрещенной" техникой непременно приведет к авиакатастрофе. Еще некоторое количество пассажиров обязательно проигнорирует просьбу экипажа об "отключении" и обязательно будет звонить. Причем делать это будут в самый напряженный момент – взлета или посадки ("Ну что, ты меня встречаешь? Мы уже садимся"), когда, по логике, как раз и следует "воздержаться".
"На самом деле все перечисленные приборы не вредны и не опасны для радионавигационных приборов и бортовых компьютеров воздушных судов. Частоты, на которых работает авиационная техника, существенно отличаются от характеристик бытовых электроприборов. Это только на земле умельцы могут настроиться на частоту правоохранительных органов и знать все передвижения патрульных машин и их переговоры.В воздухе все иначе. Даже самый навороченный ноутбук не в состоянии повлиять на бортовой компьютер или помешать переговорам пилотов и диспетчеров. Дело в том, что все опасения и действия авиакомпаний по запрету использования персональной техникой и мобильной связью уходят своими корнями в историю", - пишет в одной из своих статей руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании SkyExpress Виталий Коренюгин. По его словам, в России вообще не существует официальных документов, регламентирующих использование такой техники в самолетах. Впрочем, не стоит забывать про внутренние правила авиакомпании, как известно, нередко могут запрещать то, что, казалось бы, разрешают все законы. Вспомните хотя бы недавний судебный процесс инвалида по зрению к одной из российских авиакомпаний, которая не пустила его на борт без сопровождающего лица, сославшись как раз на внутренние правила.
Между тем, связь с "землей" посредством мобильного телефона или ноутбука становится реальной потребностью, особенно для тех пассажиров, которые вынуждены находиться в воздухе по 5-7, а то и десять часов без посадок. Поэтому компании, у которых есть трансконтинентальные рейсы, в первую очередь задумались о новом сервисе – предоставлении доступа в Интернет прямо на борту самолета. Для России с ее огромными пространствами идея тоже была крайне привлекательна, и в 2004 г. корпорация Boeing начала работу по развертыванию системы для своих самолетов. Для предоставления ШПД на бортах самолетов, пролетающих над территорией Европы и Азии были арендованы емкости спутника "Ямал-200". Однако уже через два года было объявлено о свертывании проекта. Он оказался убыточным. Сначала корпорация намеревалась продать подразделение Connexion By Boeing, но уже через несколько месяцев объявила о закрытии. К слову, свертывание программы обошлось Boeing, по некоторым данным, в $320 млн.
Свято место пусто не бывает, и почти сразу компания Panasonic объявила о выходе на рынок "авиаинтернета". Более того, запустить проект планировалось в первые месяцы 2009 г. "Panasonic Avionics и MSE Technologies разработали уникальное решение для авиалайнеров, с помощью которого пассажиры получат доступ в Интернет во время полета. Разработанная совместными усилиями Panasonic и EMS спутниковая антенна AURA-LE, работающая в Ku-диапазоне (10,7-12,75 ГГц), станет частью бортовой системы связи Panasonic eXConnect, состоящей их нескольких антенн. Эти антенны будут предоставить пассажирам и экипажу авиалайнеров качественную двухканальную широкополосную связь. Она будет использоваться для различных целей: доступа в Интернет, передачи голосовых данных, телевизионного приема, трансляции в реальном времени различных данных связанных с управлением самолета", - сообщала в конце прошлого года пресс-служба Panasonic.
По разным данным, компания планировала предоставлять услуги ШПД примерно за $12 в час или $22 за день. Между тем, эти цены не слишком уж отличаются от того, что предлагал Boeing, - $10 за час и $27 за доступ в течение всего полета. Кстати, последние два месяца работы "боинговского" Connexion пассажиры самолетов, где имелось оборудование, могли выходить в Интернет бесплатно.
Что касается России, здесь спрос есть. Об этом свидетельствуют и авиакомпании, и потенциальные операторы проекта. "Пользоваться Интернетом и сотовой связью на борту самолета сегодня хотят многие пассажиры. Особенно актуально это для бизнес-направлений в Москву, Новосибирск и Санкт-Петербург. Специалисты "Уральских авиалиний" уже сейчас занимаются тем, что обсуждают с мобильными операторами предоставление услуг сотовой связи и выхода в Интернет через GPRS", - рассказали нашему агентству в пресс-службе "Уральских авиалиний".
Между тем, как отмечают эксперты, технология GPRS не сможет обеспечить достаточные скорости для "полноценного доступа". "Я недавно летал в Америке, там есть Интернет на борту на внутренних рейсах. Хотя у них немного другая система, это не Ku-диапазон, это диапазон телефонных частот. К сожалению, он не обеспечивает широкополосный доступ, который бы позволил качать "тяжелый контент". Мы бы хотели как раз обеспечить ШПД, для того чтобы можно было пользоваться, например, IP-телефонией, смотреть медиаролики и т.д. То развитие техники и медиатехнологий, которое уже сегодня произошло, предъявляет достаточно высокие требования к скорости Интернета", - пояснил Накануне.RU Олег Ватулин, первый заместитель генерального директора ООО "РуСат". Именно эта компания собирается стать провайдером в российском небе. Более того, ранее она уже сотрудничала с Boeing, так что с реализацией технической части проблемы не возникнут, уверяет Олег Ватулин.
А вот получить согласие от государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) необходимо. "Я думаю, что решение ГКРЧ будет известно уже в самое ближайшее время. Сейчас мы уже ведем переговоры с компанией ViaSat. В ближайшее время будем разговаривать о том, чтобы одну из центральных станций для транзитных самолетов расположить на территории России. Именно для этого мы и пытаемся получить необходимое разрешение в ГКРЧ", - говорит первый заместитель генерального директора ООО "РуСат".
Как уже говорилось выше, ШПД в самолетах будет обеспечиваться в давно известном Ku-диапазоне (используется, например, в спутниковом телевидении). А вот работа самой бортовой антенны будет отличаться от работы ее наземных аналогов. "Вообще-то говоря, это просто распространение военных технологий на гражданские суда", - отмечает Олег Ватулин.
Естественно, компания станет монополистом на данном рынке в России. По прогнозам "РуСат", сегодня достаточно благоприятный момент для запуска этого сервиса, и за перспективу стать первым и главным игроком провайдер готов платить. "Интерес к этой технологии в мире есть; и антенны, и само спутниковое оборудование для нее производят. Просто ее нужно внедрить. Когда-то кто-то сделает это в первый раз. Интерес авиакомпаний к этому проекту то же есть. Есть, возможно, небольшое недоверие – вроде бы такой проект уже был, но не получился. В большей степени к этому еще не очень готов потребитель, а готов он будет тогда, когда возникнет предложение, - считает Олег Ватулин. - В то время, когда Boeing попытался работать с этим проектом в России, рынок был не готов. Но мы все-таки рассчитываем на долговременную перспективу. Мы сейчас не рассчитываем на мгновенные сверхприбыли, однако, сегодня нужно занять эту нишу".
Причем "занять нишу" "РуСат" планирует не только в небе, но и на земле. Например, компания собирается вести переговоры и с Российскими железными дорогами, ведь в Европе подобные проекты успешно реализуются на скоростных магистралях. Однако на первом этапе Интернет будет доступен только для пассажиров транзитных самолетов – внутренние авиалинии пока есть лишь в отдаленной перспективе. Между тем потребность в ШПД на внутрироссийских рейсах уже давно не просто каприз пассажиров бизнес-класса. Ведь если у тех, кто улетает из столичных аэропортов, всегда есть возможность закончить все дела перед полетом – во всех трех есть Wi-Fi, то в регионах с этим гораздо хуже.