09 Января 2025
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBu9ti
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/country/geo/tver/, подробное описание здесь.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Кризис в закромах

Уже через 15-16 лет в России, "подсаженной" на "нефтяную иглу" и проедающей свои богатства, может больше не стать разведанных крупных запасов "черного золота". Из-за кризиса геологоразведочная отрасль близка к состоянию умирающего, однако значительное падение объемов исследовательских работ в этой отрасли – даже не следствие этого кризиса, а лишь обострение. Это обострение дало повод вновь заговорить о возвращении налога на возобновление минерально-сырьевой базы (ВМСБ), после отмены которого частным компаниям стало не до восполнения ресурсов – ведь уже разведанных запасов пока хватает. Предложение о ведении налога ВМСБ сделал губернатор ХМАО-Югры Александр Филипенко, однако оно важно не только для Западной Сибири, например, про обещания о вложениях в разведку перспективных восточно-сибирских месторождений уже начинают забывать, что делает перспективу довольно скорого проедания ресурсов в стране вполне реальной.

Полномочный представитель Президента РФ в УрФО Николай Александрович Винниченко и губернатор ХМАО-Югры Александр Васильевич Филипенко|Фото:Накануне.ruПолномочный представитель Президента РФ в УрФО Николай Винниченко накануне пообещал свою поддержку в вопросе возможного возобновления взимания ВМСБ. Он заявил в ходе своего визита в Ханты-Мансийск, что такой кардинальный шаг, как внесение изменений в действующее законодательство о возвращении налога на ВМСБ помог бы возродить погибающую сейчас геологоразведку.

С таким предложением к нему обратился губернатор Югры Александр Филипенко во время посещения Научно-аналитического центра рационального недропользования. Директор центра Александр Шпильман заявил, что кризис запасов может наступить уже к 2024-2025 году.

В Югре добывается 2/3 российской нефти и, как правило, объемы добычи в стране идут вслед за показателями в ХМАО. В этом году в регионе ожидается снижение запасов на 2% (5 млн тонн). Александр Шпильман рассказал Накануне.RU, что связано это даже не столько с кризисом. "Первые месяцы 2009 года показали падение добычи нефти в стране. Это не связано с кризисом – к этому все и шло, это связано с состоянием ресурсной базы. Кризис повлиял на снижение, но несильно", – сказал он.

Он обращает внимание на то, что сейчас объемы поисково-разведочного бурения ниже, чем в кризис 1998 года, когда компании, занимающиеся этим, "были разрушены". Поисково-разведочное бурение снизилось до 210 тыс. м в год. Лицензирование в области проведения аукционов и передачи запасов на разработку не двигается, отмечает он.

Среднесуточные объемы добычи нефти в ХМАО, которые значительно выросли с 2003 года (607 тыс. тонн в день) к 2005 году (760-770 тыс. тонн), а затем в течение двух лет стабилизировались, начали падать уже с конца 2007 года, и этот процесс сейчас продолжается. Он прогнозирует, что добыча в регионе будет снижаться и дальше, но альтернативы Западной Сибири по добыче нефти пока не предвидится. В настоящее время 48% оставшихся невыявленными запасов нефти в России сосредоточены в Западно-Сибирской нефтеносной провинции, только 20% находятся в Восточной Сибири, а шельфы начнут разрабатывать не раньше 2030 года.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU За идею возобновления взимания налога ВМСБ давно выступают администрации регионов, в которых добывается нефть. С отменой ВМСБ, которая произошла в 2002 году, геологоразведка легла на плечи частных компаний. Ожидалось, что, когда недропользователи перестанут платить налог в бюджеты всех уровней, то они станут самостоятельно вкладывать деньги в геологоразведку. Но этого не произошло. А нынешний кризис еще более обострил проблему.

"Проблема стала особенно актуальной сейчас, когда нефтяные компании снизили в этом году капиталовложения от 10 до 25%, в первую очередь, это коснулось инвестиций в ГРР, падение произошло примерно на 40%. То есть, инвестиции снизились очень резко. Если бы был такой налог, то этого бы не произошло", – замечает аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров.

По словам Александра Шпильмана, в настоящее время требуется увеличить объемы поискового бурения в 10 раз, также он предлагает меры, чтобы восстановить геологоразведочную отрасль и выйти на показатели разведочного бурения от 350 тысяч до 1,5 миллионов метров к 2020 году. Если же "проедание" запасов будет продолжаться, то к 2024-25 годам наступит кризис запасов и качать нефти в нашей стране будут все меньше и меньше.

Впрочем, аналитик ИК "Велес Капитал" Дмитрий Литягин считает, что введение налога ВМСБ наиболее важно даже не столько для Западной Сибири, сколько для регионов Восточной Сибири, где государство при поддержке частных компаний обещало значительно увеличить поиск и разведку полезных ископаемых с тем, чтобы создать сырьевую базу для нефтедобычи. "Такие планы были до кризиса, но в кризис об этом забыли и средств никто не видел. Если бы был целевой платеж по этому налогу, то его можно расписать на выполнение этих работ. Налог ВМСБ – действительно хороший налог, поскольку является своего рода целевым. Когда его отменили, стали брать больше НДПИ и "раскидали" все по другим налогам. Разведка недр была отдана на откуп частным компаниям, а в период кризиса они урезают расходы именно на геологоразведку как наиболее рискованный инструмент", – говорит он.

Его коллега из "Велес Капитала" Михаил Зак отмечает, что едва ли сейчас зайдет речь о взимании налога ВМСБ с нефтедобывающих компаний. "Даже сырьевым компаниям, которые чувствуют себя достаточно неплохо, им, тем не менее, тяжело. В этой связи, вряд ли кто-то будет распространять на них какую-то дополнительную финансовую нагрузку, если реально об этом будет идти речь, то только по истечении пиковой стадии кризиса – через два-три года", – считает он. Дмитрий Литягин, все же считает, что если вводить налог ВМСБ, то следует секвестировать другие налоги, например, делать льготы по НДПИ. "Сейчас НДПИ уходит в бюджет, а оттуда деньги уже неизвестно, куда поступают", – отмечает он.

"Сейчас мы имеем резкое падение интереса к ГРР, что скажется на будущих доходах нефтяных регионов, – говорит Валерий Нестеров. – Но я бы не сказал, что велики шансы на возвращение этого налога. Это, конечно, отвечает интересам отдельных регионов, но главная проблема заключается в том, что снижение объемов ГРР будет не слишком продолжительным, то инвестиции должны восстановиться естественным образом, а в последние годы у нас неплохо обстояли дела с восполнением запасов".

уватский проект тнк-вр нефть месторождение|Фото: тнк-вр менеджментТак, по его словам, у "Газпрома" ресурсная база достаточно прочная и нет необходимости наращивать инвестиции в ГРР, их можно даже временно снизить. А нефтяные компании в предыдущие годы закупили много лицензий, не справляются с их выполнением и живут под страхом, что лицензии у них отберут. "Им нет смысла покупать новые лицензии, поэтому конкурсы регулярно отменяются", - комментирует он.

"Если кризис затянется и станет системным, то наши компании не смогут выходить в новые регионы так активно, как планировалось. Разведанных запасов сейчас хватает, но они не будут обеспечивать тех высоких дебитов, которые есть в Западной Сибири, это будет приводить к постепенной стагнации добычи. Если разведанные запасы не будут восполняться, мы будем наблюдать снижение добычи", – прогнозирует Дмитрий Литягин из "Велес Капитала".

Однако законодатели скептически относятся к идее возвращения налога ВМСБ. Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова говорит, что эта мера несвоевременная. Она рассказала Накануне.RU, что в кризис нет необходимости делать такие изменения, тем более что готовится соответствующая программа по проведению геологоразведочных работ, она находится на последних стадиях согласования. Несмотря на то, что на нее будет выделено в 2009 году на 3,5 млрд руб. меньше, чем планировалось ранее, объемы составят 18,9 млрд руб. А это больше, чем в прошлом году.

Эксперты, несмотря на ожидаемое падение объемов добычи нефти в ХМАО в этом году, прогнозируют, что этот показатель в России в целом окажется на прежнем уровне или даже немного вырастет. По старым месторождениям снижение, скорее всего, продолжится. Все зависит от запуска Ванкорского месторождения, от разработки месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Если нефтяные компании реализуют свои планы здесь, то добыча может остаться на прежнем уровне и даже немного вырасти. Но если на этих месторождениях интенсификации не произойдет, то падение может составить 0,5-1% по России, отмечает Дмитрий Литягин.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС