Противоракетный миф в руках США?
В Москве начинаются первые официальные российско-американских переговоры по разработке нового договора о сокращении ядерных арсеналов. Эта тема стала, пожалуй, центральной в отношениях РФ и США после прихода к власти Барака Обамы, который в срочном порядке вознамерился добиться ядерного разоружения от нашей страны. Для этого американский президент согласился посетить Москву, и, видимо, если визит, все же, состоится, то компромиссов не избежать. Россия хочет, чтобы американцы отказались от своих планов по размещению ПРО в Европе, но, как полагает наш эксперт, программа этого размещения больше похожа на миф, нежели на реальность, а теперь служит "разменной монетой" в руках США. Чего ждать от визита Обамы, в интервью Накануне.RU рассказал политолог, замдиректора Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов.
Вопрос: В Москве начинаются переговоры по разработке нового Договора о стратегических наступательных вооружениях между США и РФ. Все происходит в довольно спешном режиме, ведь новый договор должен появиться к декабрю 2009 года. Как это может сказаться на итогах и в чем Вы видите главные проблемы предстоящих обсуждений?
Алексадр Шатилов: Такого рода переговоры осложняются позициями сторон и стремлением России и США добиться для себя определенных преференций в обмен на уступки партнерам. Все зависит от того, кто кого переиграет. Пока инициатива находится на стороне США, поскольку Россия взяла на вооружение их теорию "перезагрузки" и сокращения ядерных арсеналов, хотя, если говорить честно, для РФ сокращение ядерных вооружений является невыгодным – США обладают значительным превосходством в области обычных вооружений, а сокращений ядерных арсеналов лишь приведет к ослаблению военного потенциала РФ.
Это первый момент. А второй момент связан с тем, что США пытаются добиться "размена" согласия России на сокращение ядерных запасов. В качестве своего главного "козыря" они выдвигают систему ПРО в Европе. И Россия в этой ситуации всячески разглядывает свое согласие на сокращение стратегических наступательных вооружений с отказом Вашингтона от реализации программы противоракетной обороны. Но, если посмотреть реально на эту программу, можно отметить, что она является, во многом, мифической, поскольку требует, во-первых, колоссальных затрат, а, во-вторых, выстраивание этой противоракетной обороны не является гарантией совершенствования наступательных вооружений, которые в последствии будут в состоянии ее "пробить". Теперь эта, во многом, мифологическая конструкция служит своего рода "разменной монетой" в руках США.
Что касается РФ, то, конечно, руководство нашей страны не довольно военно-политической активностью американцев на территории Европы, этот проект вызывает у российских властей довольно болезненную реакцию, хотя там особых угроз для РФ не видно.
Вопрос: А насколько можно ожидать, что США откажутся от каких-то планов по системе ПРО или, может Россия предложить "размен" на что-то еще?
Александр Шатилов: Консультации будут длительными, переговоры продлятся вплоть до визита Обамы в Москву (он запланирован на начало июля, – прим.). Если этот визит состоится, то определенные договоренности будут закреплены. Скорее всего, они станут компромиссными, по крайней мере, США могут попытаться либо смягчить свою позицию по ПРО, либо предложить России подключиться к этой системе в рамках "перезагрузки" и развития двухстороннего партнерства. Я не исключаю такой возможности, потому что, если Обама приедет в Россию, ему необходимо будет придать и предметное содержание, здесь, конечно, потребуются какие-то уступки со стороны как США, так и со стороны РФ. Возможно, Россия будет готова пойти на сокращение стратегических наступательных вооружений, может, в меньших объемах, чем предлагают США.
Вопрос: Вот Вы говорите: "Если визит состоится…", а насколько вероятно, что этого не произойдет и почему визит может не состояться?
Александр Шатилов: Если по тем или иным причинам вдруг обострятся отношения между США и Россией, как совсем недавно РФ выразила резкий протест в связи с проведением военных учений НАТО на территории Грузии. В конце концов, я думаю, этот визит состояться должен, но перед сторонами стоит задача, чтобы это был визит не чисто дипломатический, формальный, а визит, по итогам которого будут достигнуты конкретные договоренности.
Вопрос: А чего ждать от приезда Обамы в Россию, в таком случае?
Александр Шатилов: Ввиду того, что обе стороны достаточно активно сейчас эксплуатируют ядерную тему, это будет, безусловно, все-таки, договоренность, связанная с сокращением ядерных арсеналов, возможно, будет принята резолюция по поводу распространения оружия массового уничтожения в странах, не относящихся к ядерному клубу, в частности, это касается Ирана.
Вопрос: Может ли наметиться потепление отношений России с НАТО после приезда Обамы?
Александр Шатилов: Отношения России и НАТО в настоящее время относительно прохладные, но Россия попытается в какой-то мере попытается "отделить" Барака Обаму от Североатлантического альянса. Со стороны РФ будет обыгрываться имидж Обамы как прогрессивного лидера, не связанного с прежней военно-политической догматикой, а подаваться в российской прессе переговоры с ним будут как переговоры с новым американским лидером, а не с лидером страны, являющейся локомотивом альянса. Тема НАТО будет звучать в меньшей степени, так же, как проблема расширения НАТО. Россия в большей степени будет стремиться к выработке двухсторонних договоренностей, а не многосторонних.
Вопрос: Согласны ли Вы с тем, что в отношениях двух стран происходит "перезагрузка", и, если она произойдет, в чем это будет выражаться?
Александр Шатилов: Конечно, "перезагрузки" пока не наблюдаются – стороны достаточно четко отслеживают активность друг друга и блюдут свои национальные интересы. С другой стороны, существует и за океаном, и в РФ понимание того, что необходимо в условиях глобального кризиса, в связи с угрозами международного терроризма скоординировать свои усилия и достигать взаимопонимания и не "бряцать оружием", тем более, что косвенная попытка "бряцания" наблюдалась в Грузии в августе прошлого года, а это закончилось для пронатовской Грузии достаточно печально. Россия продемонстрировала в этом смысле свой "запас прочности", а США признали за ней право на существование, при том, в ранге одной из великих держав мира, о чем, собственно, свидетельствует визит Барака Обамы.