Опасность тандемии: Блеф или угроза?
Ожидания либеральных политиков и экспертов о том что вот-вот, наконец-то столь "долгожданное" и многажды напророченное, но столь же раз неизбежно сходившее на нет предсказание о неизбежности усиления внутреннего напряжения в тандеме "Медведев-Путин", накануне получили очередное, казалось бы, подтверждение.
Игорь Юргенс, вице-президент РСПП и председатель правления Института современного развития (ИНСОР), который некоторыми принято считать "мозговым трестом" президента, дал интервью британской The Daily Telegraph, в котором обрушился с беспрецедентно резкой критикой на вертикаль власти, выстроенную премьером. Из чего западными СМИ был немедленно сделан далеко идущий тезис о том, что "либеральная бизнес-элита публично критикует вертикаль власти". После чего последовал логичный, казалось бы, вывод о том, что "кризис спровоцирует обострение борьбы за власть в правящем тандеме Дмитрия Медведева и Владимира Путина".
А если учесть, что за последний месяц это был далеко уже не первый "сигнал" подобного рода, то неудивительно, что многочисленные российские политтехнологи, как из приближенных к Кремлю, так и не очень, начали открыто строить прогнозы, кто в тандеме "Медведев-Путин" возьмет верх. Пару недель назад несколько околокремлевских экспертов заявили, что уже к осени следующего года первые лица будут, ну, всенепременнейше обязаны определиться, кто из них будет баллотироваться в президенты на следующий срок в 2012 году. Как заверил Глеб Павловский, кандидатом станет тот, кто сохранит наилучшую репутацию в период экономического кризиса. Причем шансы Дмитрия Медведева политтехнолог оценил не только как "не безнадежные", но как "все более предпочтительные" по сравнению с Владимиром Путиным.
Статью под заголовком "Medvedev election dilemma" (Предвыборная дилема Медведева) The Financial Times разместил в номере в качестве главного материала первой полосы. Основной лейтмотив материала в том, что Дмитрий Медведев якобы вышел на первый план в тандеме и имеет все шансы заявить себя в качестве основного кандидата на выборы президента-2012. Источником информации газета избрала достаточно известных околокремлевских политологов и политтехнологов, обслуживающих кремлевские выборные проекты.
И вроде бы логичным выглядит некоторое оживление в разномастном и весьма многочисленном стане "специалистов с мировым именем" в области российских политтехнологий. Оно и вправду – пора бы уже.
А то ведь как-то кисло получалось все до этого – "внутритандемные" раскол и борьбу либералы уверенно прогнозировали как неизбежность уже год назад - в период сразу после президентских выборов. Все эти прогнозы ушли в никуда. 08.08.08 госпожа Латынина прямо с утра забабахала радостную реляцию, гласящую, что победа Саакашвили в Южной Осетии – это ни много ни мало, удар по "путинскому режиму" и, соответственно, победа Медведева. И здесь бздынь получился громкий, но уже просто до неприличия в лужу.
Начался кризис – и вновь начались раздаваться реплики про неизбежный раскол между Президентом и премьером… И чуть ли не всякий информационный повод, исходящий со стороны Президента, а в последнее время он их стал выдавать "на-гора" все чаще, рассматривался чуть ли не в микроскоп в поисках неких "посылов", "сигналов" и прочих кармических тайных знаков, должных свидетельствовать о наступлении такого долгожданного властного раскола и грядущего за ним открытого противостояния.
Вот и накануне ничего сверхъестественного не произошло – просто случилось некоторое оживление в стане прогнозистов.
С другой стороны, существует вполне даже логичное мнение, что появление подобных материалов именно сейчас и именно в западной прессе связаны с весьма утилитарными причинами. "Наши политтехнологи без проблем жить не могут, поэтому они пытаются переделать Проблему-2008 в Проблему-2012", — считает руководитель Центра политической информации Алексей Мухин. По его мнению, кремлевские политтехнологи просто пытаются давить на руководство страны, чтобы заранее распределить информационные (то есть в перспективе –денежные) потоки и, кроме того, элементарно напомнить о своем существовании. "Они явно потеряли внимание к себе Кремля и такими провокационными заявлениями западной прессе пытаются спровоцировать к себе интерес", — смеется эксперт.
При этом вовсе не случайным является то, что инструментом давления выбрана западная пресса. Ибо вбрасывать информповоды и давить на власть через западные СМИ — это дурная традиция, берущая свое начало еще с 90-х.
И ещё. Прежде чем гадать, что бы все это значило, давайте все-таки отметим для себя, что внутреннее противостояние в российских властных структурах на сегодняшний день действительно имеет место. Примеров тому можно приводить множество, но навскидку – вот хотя бы один, свежий.
В администрации Дмитрия Медведева готовится законопроект об уголовной ответственности за неисполнение распоряжений президента.
Формальным поводом для разработки документа стал конфликт Минфина с администрацией президента по поводу схемы налогообложения угольной отрасли.
Глава государства еще 19 октября прошлого года поручил исполнительной власти доработать необходимые законопроекты в угольной отрасли и учесть в бюджете 2009 года все необходимые расходы. 13 февраля 2009 года руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин представил президенту доклад о ходе исполнения его поручений, в котором сообщил, что распоряжение президента в адрес Минфина не выполнено. Он предложил дать Минфину неделю для того, чтобы выполнить ранее полученные указания.
Реакция президента оказалась более жесткой. Своей рукой поперек документа он написал Кудрину: "Доработайте в 5-дневный срок".
Однако вице-премьер Алексей Кудрин представил свой законопроект, где вместо ожидаемого уменьшения налога получилось почти двукратное его увеличение.
В конце концов Государственно-правовое управление президента (ГПУ) вместе с экспертным управлением, которое курирует помощник главы государства Аркадий Дворкович, выступило с критикой законопроекта Кудрина, напомнив, что глава государства поручал правительству принять совсем другой закон.
Взаимная неприязнь Дворковича и Кудрина ни для кого уже не секрет. На недавно прошедшем инвестфоруме для иностранного бизнеса во время выступления Дворковича Кудрин экстренно собрал в кулуарах брифинг для журналистов, в результате чего речь помощника президента прессой оказалась незамеченной. Когда же пришел черед выступать Кудрину, Дворкович демонстративно поднялся и покинул аудиторию.
Приплюсуем сюда мнение господина Юргенса, что, встречаясь с критиками Кремля, "Медведев по крайней мере заигрывает с идеей продолжения реформ", чего не скажешь о Путине. "Высокопоставленный советник российского президента сделал слегка завуалированный выпад против Владимира Путина", — резюмирует The Daily Telegraph. По ее мнению, "заявления Юргенса будут восприняты как новое свидетельство расхождений между Путиным и президентом Медведевым".
И подобных примеров плюсовать в копилку очевидного – а именно – того, что в структуре российской власти сегодня идет борьба за сферы влияния, можно множество.
Только вот выводы из этого следует делать с учетом одной простой вещи. Да, сегодня в высшей российской власти идет борьба за сферы влияния. Но она, борьба эта, началась не сегодня и не вчера. Более того, она никогда и не прекращалась. И подобная подковерно-надковерная борьба шла всегда – и во времена правления ЕБН, и во время президентства Путина. И симтомы этой непрекращающейся борьбы временами были гораздо более внятными – вспомним регулярные эпатажные выходки тогдашнего советника президента Илларионова. И эти его выкидоны тогда той же западной прессой проглатывались на ура – даром что теперь, получив пособие по безработице… пардон, пост чего-то там в США, сей господин стал даром никому не нужен.
Но, господа, подобная борьба в той или иной степени не прекращается ни на секунду всегда, в любой власти, в любой стране и в любое время. Это природа власти такая – вокруг и внутри нее всегда кучкуются группировки и кланы, противоборствующие друг другу. Это было и при дворе Людовика XIII, и при дворе Екатерины II, во времена французской революции и во времена СССР. Группировки эти всегда борются за власть между собой – с разной степенью агрессивности и успешности. И не надо думать, что если случается, что одна из группировок одерживает полную и решительную победу, отправляя своих конкурентов либо в политическое небытие, либо просто на гильотину, то борьба за власть прекращается. Ни в коем случае. В стане победивших немедленно, моментально, ВСЕГДА происходит скрытый или явный раскол, сколачиваются новые группировки и борьба между ними продолжается с неослабевающим упорством.
И только те правители, которые осознают эту природу власти и обладают достаточной волей и умением, могут достаточно долгое время удерживать противоборствующих в состоянии войны скрытой, не выплескивающейся в фазу открытой грызни, чреватой переворотами, путчами и импичметами. Для этого сильный правитель по отношению к ним действует как Лукашенко (с поправкой на акцент): "Я их перетрахивал, перетрахиваю, и буду перетрахивать!"
В свете этого становится понятно, что происходящее сегодня в российской власти – явление обыденное, и в некоторой степени даже нормальное. Вопрос не в этом. Вопрос лишь в том, насколько действующая "тандемная" система дееспособна в плане того, чтобы удержать под контролем начинающий очевидно повышаться градус внутреннего противостояния, насколько она устойчива к тому, чтобы выдержать услиливающийся накал взаимного неприятия различных группировок.
До сего времени все выглядело вполне даже нормально. Не то, чтобы очень уж надежно, но и разброда особого не наблюдалось. Но отдельные и уже явные тревожные признаки натужности и перегруженности механизма сегодня уже прорываются из самой системы вовне.
А заинтересованные лица, в первую очередь из "стана либералов" торопятся подбросить спичек и усиленно дуют туда, откуда уже явно попахивает дымком. Так, по словам г-на Юргенса, Владимир Путин вручил власть в руки ограниченной правящей элиты, создав энергозависимую модель, которая начинает скрипеть по мере ослабления России в ходе кризиса.
Ну, в ответ на это хотелось бы возразить господину Юргенсу, что ничего Путин правящей элите не вручал. Ибо правящая элита потому и правящая, что она сама этой власти добилась – а с Путиным или без – это вопрос для нее второстепенный. Насчет же энергонезависимой модели – можно согласиться, только при одном напоминании, что до Путина в России вообще никакой модели не было – а были только хаос и бардак, а страна уверенно катилась в пропасть саморазрушения. И потому да – энергозависимая модель плоха, и то, что за время "тучных" лет ей на замену так ничего и не было создано, конечно, прискорбно. Но, повторюсь, до этого у нас вообще никакой модели не было (если не считать, конечно, моделями "счастье всем за 500 дней" от Явлинского и "Каждой бабе по мужику" от Жириновского). И хотя бы в том числе и за счет этой, плохой модели Россия была вытащена с пути самораспада.
"Процесс реформ затормозился на половине пути, - сетует далее господин Юргенс. - Нам надо приложить большие усилия, чтобы вновь запустить эти реформы, иначе нам не догнать страны "большой восьмерки" и мы останемся на уровне ведущих развивающихся стран".
И вновь у господина Юргенса наблюдается очевидный парадокс в его же собственном высказывании. Ведь под реформами он имеет в виду все те самые бурные процессы, шедшие в девяностые и плавно перетекшие в нулевые – разве что их яростный штормовой немного спал, и потому Россия осталась хоть и значительно поврежденной, но не разрушенной. И что, сегодня, во время кризиса эти самые разрушительные реформы запускать по-новой?!
******
Когда полтора года назад тандем "Медведев-Путин" приобрел реальные очертания, было очень сложно предсказать, каков в реалии будет механизм его реализации. Еще сложнее было спрогнозировать цели и конечные задачи этого странноватого, зачем-то созданного властного механизма.
Но после августа–сентября прошлого года, а тем более, после того как грянул кризис полностью изменилась повестка дня. Резко изменились условия, в которых эта связка Путин–Медведев начинала работать. Обилие денежной массы, сумасшедших денег, которые приходили за энергоносители все эти годы, легко сглаживали любые неточности, просчеты и даже некоторые политические разногласия, если они возникали.
Сейчас ситуация прямо противоположная. С деньгами скверно, время, когда жизнь, может быть, не так быстро как хотелось, но все же шла к лучшему, ушло. Снижение уровня жизни людей очевидно, и до каких границ оно дойдет – сказать сегодня не может никто. Но, судя по всему, оно для нас будет достаточно значительным.
Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики:
"Состав правительства и президентской администрации верстался еще в докризисный год. Для медленной работы по отдаленным, как им казалось, целям модернизации.
Теперь о модернизации приходится говорить, как об аврале.
Но все различимей попытки разрушить, развалить тандем, и есть такая политическая цель – "долгожданное падение" рейтинга, вслед за нефтяными ценами. Масса умников снуют вокруг власти, поигрывая разводными ключами, готовятся "отпускать гайки". Среди них есть нормальные враги. А есть и чеховские мужики – честные идиоты, принимающие системы безопасности государства за устарелый декор.
Линия на раскол власти отлично видна из Кремля. Политически за ней стоит несколько фракций аппарата, испытывающих стресс недофинансирования. Ведь кризис съел легкие деньги, а антикризисные бюджеты контролируются пожестче. Так не сыграть ли кому-нибудь в Мирабо? У нас есть прокризисная партия, передовики нестабильности. Они хотят врезаться в центр тандема и, отцепив путинский вагон, отвести президентский состав Медведева на станцию Дно".
И все те вопросы, с которыми первоначально выступал Медведев: судебной реформы, борьбы с коррупцией, социально-экономической модернизации с "четырьмя "и", – оказались де-факто задвинутыми на задний план. А на первый план вышли вопросы, которыми сегодня занимается Путин в роли премьер-министра. Это и экономика в ситуации кризиса, это жесткое позиционирование России во внешней политике, в первую очередь в постсоветском пространстве, где опять-таки экономика с нефтью и газом в первую очередь играют роль инструментов и проводников влияния России. Это и то самое поддержание баланса между элитными кланами и группами влияния.
Но сегодня становится все более очевидно, что долго в таком состоянии неустойчивого равновесия система власти российской балансировать не может. Такое состояние балансирования на канате неизбежно чревато тем, что мышцы затекают, кризисные штормовые порывы усиливаются, а тут еще и доброжелатели подпихивают с боков, рискуя опрокинуть неустойчивое равновесие.
И потому власти надо искать сегодня рычаги взаимоуправления, раз уж в угоду чему-то было принято тандемное докризисное решение, не стоять на месте, пытаясь сохранить все как есть, но решительно идти вперед – с прицелом на твердую опору. Но сегодня кажется, что действия власти, руководителей страны, не соответствуют в полной мере той сложной ситуации, в которой страна находится.Пока же предпринимаемые Кремлем усилия в отношении управленческого и политического измерений кризиса представляются абсолютно неадекватными масштабу и сложности стоящих проблем.
******
На форуме "Стратегия-2020" господин Сурков раскритиковал либеральных экономистов, назвав создание Резервного фонда слишком мелким достижением для пяти докризисных лет. В январе на совещании с региональными единороссами он же заявил, что "кризис не преодолеть, высылая на борьбу с ним вялое ополчение счетоводов". "Необходимы новые творческие решения, а не наукообразное обоснование того, что нужно ничего не делать и, лежа на печке, дожидаться восстановления американской экономики", — язвительно заметил тогда Сурков. Это были явные камни в огород главы Минфина Алексея Кудрина.
В кои-то веки я согласен с господином Сурковым. И как это будет делаться, лично для меня отходит на второй план. Тандем это будет, или в той или иной форме возвращенное единоначалие, но стоячее балансирование Власти в состоянии неустойчивого равновесия для страны становится уже не просто не лучшим – а опасным состоянием.
И, разумеется, сегодняшняя российская власть по отдельным кадровым позициям кровно нуждается в решительном "перетрахивании". Времени на бездействие уже почти не осталось.