А я Кудрину верю
Точка зрения
Многие специалисты-экономисты сегодня пусть осторожно, но все более оптимистично склоняются ко мнению, что Второй волны кризиса в России удастся избежать. Об этом в интервью Накануне.RU говорил эксперт Института экономики УрО РАН Константин Юрченко. Так считают и некоторые (разумеется, не все) в российском правительстве. Как пример можно привести слова Вице-премьера Александра Жукова, сказанные им накануне, о том, что, мол, "вторая волна" – это вовсе не неизбежность. Правда, говорил он это применительно к рынку труда и при этом обмолвился, что на всякий случай планы имеются для любой возможной ситуации развития событий. Примерно в таком же духе, с призывом-увещеванием не нагнетать минорные настроения, говорит и президент Медведев.
И я готов был бы с радостью согласиться с этими призывами. Я готов был бы признать очевидную справедливость этих тезисов о том, что негоже впадать в отчаяние и опускать руки. Но сделать это мне мешает память о том, КТО пророчит эту самую "вторую волну". А пророчит ее как раз тот, у кого нынче в России сосредоточена практически вся финансовая власть. И, мало того, что он, этой властью обладающий, имеет в руках все реальные инструменты для претворения своих апокалиптичных прогнозов в жизнь – сухие цифры говорят о том, что сегодня он не просто декларирует – делает это.
******
Дефицит федерального бюджета по итогам первого квартала 2009 года составил 29,7 млрд рублей, или 0,36% ВВП, сообщил накануне журналистам источник в правительстве со ссылкой на отчет Минфина об исполнении бюджета в январе–марте. Казалось бы – это обычные, ничего не говорящие цифры.
"Но эти цифры — предвестник грядущей катастрофы", отмечает "Эксперт".
Напомним, что в конце года, готовя антикризисную программу, правительство планировало от 6 до 8% дефицита бюджета. Идея была в том, что государственный спрос заместит свернувшийся спрос внешний. И это был сам по себе достаточно зравый подход. То есть предполагалось, что государство купит у российских производителей все те товары и услуги, которые в условиях общемирового снижения спроса оказались невостребованными на внешнем рынке. Но этого не происходит. Ничего этого сегодня нет.
Можно, конечно, сказать, что к такой ситуации регионы должны быть привычны – ибо Минфин под руководством Кудрина и в прошлые годы активно практиковал такую схему, что государственное финансирование госзаказов, различных проектов и программ весь год осуществлялось скупо, значительную часть денежных траншей (из тех непотраченных за год средств, что были запланированы в годовом бюджете) ухая в экономику в конце декабря. Понятно, что сначала не все успевали эти средства освоить (до конца года – несколько дней), а неосвоенные до конца года деньги Минфин уверенной рукой забирал обратно в бюджет, смело заявляя – мы им деньги выделяли, они их освоить не смогли, и при этом еще на что-то жалуются. Но потом регионы и предприятия приспособились в течение года жить взаймы – в ожидании того самого декабрьского транша – с тем, чтобы получив его, немедленно расплатиться с кредиторами, свести дебет с кредитом, перевести дух и начать готовиться к следующему финансовому году. Но дело то в том, что этот, пусть ущербный, но все-таки способ выживания, который работал еще вчера, в сегодняшних экономических реалиях попросту невозможен. Ведь если раньше регионы и предприятия в течении года перебивались кредитами (в большой степени за счет активного внешнего рынка), то сегодня такой возможности у них просто нет!
И потому сегодня они вынуждены активно затягивать пояса: "До лета, считай, дотянули. Летом будет возможность создать определенное количество временных сезонных рабочих мест, так что до осени, даст Бог, как-нибудь протянем. Да что вы, какие инвестиции, не до жиру, быть бы живу!"
А уж на вопрос, что будет осенью, они даже задумываться не хотят – чтобы лишние нервные клетки зря не тратить. Пока же регионы тянут время: в ситуации отсутствия серьезных государственных денег они вместо стимулирования спроса сокращают расходы.
Антикризисные программы в настоящее время приняты лишь в 28 из 83 регионов, было сказано накануне в докладе ФБК "Российские регионы в борьбе с кризисом", сообщает РБК daily. По мнению авторов доклада, вместо того, чтобы стимулировать спрос и укреплять доходную часть бюджета, они вынуждены заниматься сокращением расходов. При этом в региональной политике главным приоритетом является не стимулирование внутреннего спроса (ибо любому, даже относительно благополучному региону сегодня это просто не под силу), а попытками усиления социальной защиты и рынка труда. Одновременно эксперты опасаются быстрого сокращения инвестпрограмм в бюджетах регионов.
Стимулирование внутреннего спроса регионы преимущественно игнорируют – и в большинстве своем не от хорошей жизни. В основном спрос поддерживается через госзаказ и протекционистские меры.
Но протекционистские меры на местном и региональном уровне – это очевидно далеко не самый эффективный инструментарий в нышешних условиях. "Да, отдельные регионы преуспели в лозунгах, поддерживающих местного производителя: "Покупай пермское!" или "Покупай кузбасское!", - отмечает РБК daily. Но без госсаказа, без стимулирования сверху, на государственном уровне, эти лозунги его величество Кризису как слону дробина.
Ибо сегодня государственные деньги не может заменить ничто. Но поскольку в экономику они не идут, в регионах нарастает кризис неплатежей, который, естественно, не дает развиться внутреннему спросу. А ведь мог бы: на 30% упала стоимость аренды, на 15% — расходы на заработную плату, подешевел бензин. Вот он, шанс для быстрого и эффективного роста! Стройте жилье, дороги, инфраструктуру. В стране год назад был дефицит цемента, теперь его некуда девать – но китайский продолжает оставаться дешевле и качественнее. Снизьте цены на жилье за счет активного строительства — еще больше упадет стоимость труда. У населения возникнет реальная возможность перемещаться из региона в регион, пишет "Эксперт".
И ведь не только аналитики и журналисты, сегодня многие члены правительства говорят об этом!
Так, еще пару месяцев назад министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина в очередной раз "прошлась" по антикризисным задачам правительства. В качестве первостепенных задач были названы: стимулирование внутреннего спроса, помощь крупнейшим предприятиям, создание для компаний более комфортных условий для привлечения финансирования со стороны банков
Развитие внутреннего спроса - один из главных приоритетов антикризисной программы РФ. Стимулировать спрос правительство намерено, в первую очередь, в отраслях, где работают преимущественно российские производители. Одновременно с этим Эльвира Набиуллина говорила о необходимости снижения ставок по кредитам реальному сектору, поскольку те, что действуют сейчас, являются ненормальными, и поддержке крупнейших предприятий страны.
Дмитрий Ананьев, председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению: "Надо удешевлять фондирование. Поддерживать проекты. И самое главное — надо стимулировать внутренний спрос".
Первый вице-премьер РФ Виктор Зубков назвал стимулирование внутреннего спроса одним из важнейших факторов стабилизации экономики. При этом он обратил особое внимание глав регионов на то, что "покупательная способность населения в целях повышения внутреннего спроса на отечественное продовольствие должна быть обеспечена как со стороны федеральной власти, так и со стороны регионов".
Казалось бы – все предельно логично и здраво, дело за малым – необходимо, чтобы эти пожелания перешли из разряда дежурных камланий в реальные действия.
Но нет. Прикрываясь тезисом им самим придуманной угрозой "второй волны", Минфин снова жестко экономит государственные деньги. Он железными тисками сжимает денежную массу, не давая ей растечься живительной и кислородонесущей влагой по кровеносной системе российской экономики.
Осенью же, когда начнется новый цикл увольнений и дефолтов, он, как провинциальный комедиант "впадет в панику" – "Все пропало, шеф, все пропало!", потому как всем, абсолютно всем станет очевидно, что "сбереженные" деньги опять – неизвестно где, и потому они опять уже никого не спасут. Дальше даже представлять не хочется.
Зато Кудрин, как пророк "второй волны", им же самим и вызванной, окажется провидцем. Наверно, за такую прозорливость в США его вновь объявят самым лучшим в мире министром финансов". Может, даже медальку какую дадут.
Вывод – даже в такой ситуации кризиса, даже в ситуации, когда любому ясно, что надо поддерживать внутренний спрос, даже в ситуации, когда невозможно кивать на "цивилизованные экономики" Кудрин продолжает зарывать деньги в землю. А точнее – он аккуратно складирует их в болоте, в бездонной трясине – откуда уже никто и никогда их не сможет извлечь.
Сегодня российская экономика задыхается. Но Кудрин продолжает отсасывать из нее кровь – то есть деньги, складывает отсосанное в кожаные мешки и методично топит их в трясине – для пущей сохранности.
О чем говорят вышеприведенные цифры об исполнении бюджета? Да о том, что у нас практически нет дефицита – даже запланированного! Ни одного лишнего рубля в Россию Кудрин не дает! Как он и обещал господам американцам в своем перед ними покаянии.
При этом сегодня никто из Минфина не объясняет такое поведение вообще никак. Никто не может привести даже единственный непререкаемый годами аргумент – "а все так делают!". Ибо никто так не делает!! Ни одна страна в мире!!
Сейчас в США ФРС в экономику вбрасываются триллионы долларов. Банкротятся и национализируются банки и промышленные гиганты. Из свежих примеров – начавшееся банкротство с последующей национализацией такого автогиганта, как General Motors.
Германия повышает спрос на свои автомобили премиями за утилизацию старых машин. Правительство ФРГ в рамках мер по борьбе с кризисом ввело такую премию в размере 2500 евро. Всего на эти цели выделено 5 млрд евро, и больше миллиона бюргеров уже воспользовались этой программой.
Китай для поддержания внутреннего спроса влил в страну более пятисот миллиардов долларов.
Правительство Японии провело дополнительное "антикризисное" вливание в экономику в этом году в размере 150 млрд долларов. Правительство Японии надеется, что эта сумма поможет переориентировать экономику на повышение внутреннего спроса.
Даже маленькая Белоруссия, у которой из полезных ископаемых только картошка и трудолюбие людей, на стимулирование внутреннего спроса в 2009 году направила более Br 2 трлн. (то есть порядка 20 млрд российских рублей). Мало, конечно, но для крошечной по понятиям мирового экономического рынка страны, это уже что-то.
И твердят Кудрину и его команде – надо стимулировать внутренний спрос! Надо резко, в разы снизить ставку рефинансирования! Экономике нужны дешевые длинные кредиты!
Но им на эти призывы - до лампочки. Они в последнее время свои действия вообще никак не объясняют. Они вообще никаких аргументов не приводят. Они вполне могут обходиться безо всяких аргументов.
******
Кстати. К вопросу об отличиях наших монетаристов от монетаристов всех иных стран, и от самих основоположников этого самого монетаризма. Основоположники монетаризма говорили о том, что вредно государственное вмешательство, искажающее рыночные пропорции. Истина ли это, или заблуждение, сейчас не суть важно. В частности, классическим примером такого "вредного вмешательства" с классическо-монетарной точки зрения считается накачка денег в экономику. То есть то, чем нас многие годы бесконечно запугивали все эти кудриночубайсы и гайдароясины. То есть то, чем сегодня тотально и в чудовищных размерах занимается такая цивилизованная и "правильная" с точки зрения наших либерастов страна, как США. Ну ладно, пускай это действительно неправильно, а в ФРС США и в тамошнем минфине сидят придурки и вообще некометентные граждане. Пусть даже так.
Но, черт побери, господа, ведь никто и никогда не говорил, что полезно госвмешательство, точно так же искажающее рыночные пропорции, только путём изъятия денег из экономики!! Это же тоже вопиющее нарушение тех самых пресловутых монетарных принципов, - только шиворот навыворот, мехом вовнутрь. И в этом смысле Кудрин поступает как раз не как монетарист, а как антимонетарист. Он целенаправленно вмешивается в экономику и искажает её параметры. Просто в направлении, обратном классическому примеру от ортодоксов-монетаристов.
Только по странному стечению обстоятельств, сегодня любые действия Кудрина, и совершенно неважно при этом, чем они объясняются – рыночными ли, либеральными ли, монетарными ли и прочими принципами (а зачастую не объясняются вовсе никак) направлены во вред российской экономике. Они все, все направлены на ее окончательное умервщление и удушение.
При этом Кудрин – вовсе не монетарист – как сказано выше. И не либерал-рыночник: ибо тогда в стране не было бы грабительско-высоких кредитов, запредельной ставки рефинансирования и нынешних высоких налогов. Кудрин - обычный эмиссар Ротшильдов в России, эмиссар, поставленный следить за "ИХ" бабками.
В итоге, при таком министре финансов мы имеем то, что имеем. Это и есть результат применения против России самого современного вида оружия - организационного.
И потому сегодня я не склонен доверять тем чиновникам, руководителям и аналитикам, которые, вероятно, из самых благих побуждений продолжают считать, что все у нас в ближайшем будущем будет относительно благополучно.
Я больше склонен считать, что пока на финансовом горле страны продолжают лежать цепкие руки господина Кудрина, вздохнуть полной грудью российской экономике никак не получится.
Он этого ей сделать просто не позволит – как американцам и обещал.