На случай "большой войны"
Мощная военная группировка стран ОДКБ создается в Центральной Азии. В последнее время много разговоров идет о коллективных силах оперативного реагирования (КСОР), однако, как выяснилось, ОДКБ решила пойти дальше, чем просто размещение отдельных батальонов КСОР для проведения "мелких операций". На случай "большой войны" будут созданы гораздо более крупные группировки – с танковыми, артиллерийскими частями и военно-морским флотом на Каспии. Пора ли НАТО вздрогнуть? Об этом и не только в интервью Накануне.RU рассказал доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Крылов.
Вопрос: ОДКБ намерена создать мощную группировку войск в Центральной Азии. Как сообщил генсек ОДКБ Николай Бордюжа в своем интервью, на случай "большой войны". Как Вы оцениваете перспективы созданиях таких сил, могут ли они стать аналогом НАТО?
Александр Крылов: Раньше предлагалась идея сотрудничества, диалога ОДКБ и НАТО, чтобы обеспечивать безопасность на евразийском континенте. Но сейчас произошли определенные изменения в наших отношениях, они серьезно ухудшились, в настоящее время Западом активно продвигается идея "Восточного партнерства", Россия не может не реагировать на это. Собственно, идея "Восточного партнерства" состоит в том, чтобы подорвать все интеграционные тенденции на постсоветском пространстве и изолировать Россию. Видимо, российское руководство видит в подобного рода сотрудничестве в военной области ответ на такие планы.
Справка: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. В ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Кроме того, речь в данном случае идет о возможности "большой войны", а сейчас действительно создается угроза того, что ситуация в Афганистане будет представлять все большую опасность для республик Центральной Азии и России. НАТО и США явно "проваливаются" в Афганистане, ситуация дестабилизируется во все большей степени и в Пакистане. А если мы посмотрим на политику Обамы и то, как он решает проблемы подобного рода, то можно сделать вывод о том, что он ведет США к постепенному уходу из неспокойных регионов.
Из Сомали США ушли очень тихо, в январе этого года – там они фактически привели к власти президента, которого за три года до этого сами же свергли, а сейчас он, к сожалению, не может удерживать ситуацию под контролем. Союз шариатских судов, который когда-то сам пришел к власти и мог восстановить сомалийскую государственность, после разгрома и вторичного привода во власть никаких проблем решить не может.
Если такие ситуации повторятся в Ираке и Афганистане, то это станет самой большой опасностью для России и государств Центральной Азии после тех афганских боевых действий, которые когда-то вел Советский Союз и которые обошлись ему так дорого. В случае с центральноазиатской группировкой ОДКБ мы можем говорить о том, что создается структура, способная действовать на упреждение угрозы, появление которой возможно уже в ближайшие годы.
Вопрос: То есть, действительно, можно говорить о реальной угрозе, нежели о каком-то запугивающем эффекте создания таких войск?
Александр Крылов: Нет, запугивать НАТО или Центральную Азию нет необходимости, идет угроза с юга. Пока она не появилась, но, в случае, если США и НАТО уйдут из Афганистана, совершенно ясно, что радикальный ислам выплеснется во все окружающие страны и, прежде всего, в северном направлении, в том числе, в Пакистан, где они постараются овладеть ядерным оружием, а это будет уже совершенно другая ситуация.
Вопрос: Какие проблемы могут возникнуть в создании такой группы войск?
Александр Крылов: Прежде всего, это недостаточная координация политики центральноазиатских государств и России. Здесь мы наблюдаем вялотекущее сотрудничество, в рамках которого заключается масса соглашений, а затем это все тонет в бюрократическом аппарате. Медленность развертывания и выполнения принятых решений может обернуться весьма дорого и для Центральной Азии, и для России.
Вопрос: Все ли партнеры по ОДКБ на самом деле заинтересованы в создании таких войск?
Александр Крылов: Да, некоторые центральноазиатские государства пытаются выстроить разновекторную политику, но здесь они находят очень мало понимания на Западе. Как раз и Евросоюз, и США считают, что полноценное сотрудничество может развиваться с постсоветскими республиками только в том случае, если они будут вести конфликтную по отношению к России политику. Для них как раз удобны такие постсоветские государства, как Украина и Грузия. Вряд ли можно предполагать, что центральноазиатские государства, которые являются все-таки состоявшимися и проводят самостоятельную политику, будут играть в эти игры.
Вопрос: Не потеряет ли актуальность в таком случае военное сотрудничество в рамках ШОС?
Александр Крылов: Нет, эти структуры взаимодополняемые, и для Китая возникающая угроза тоже имеет большое значение, потому что радикальный ислам активно действует в Синьгане. Здесь как раз ОДКБ и ШОС будут дополнять друг друга, хотя ШОС изначально создавалась как организация экономическая, и все время подчеркивалось, что военного содержания в ее деятельности нет. Но, как мы видим, действительность вынуждает наращивать сотрудничество в военном плане для защиты национальных интересов стран, входящих и в ШОС, и в ОДКБ.
Вопрос: А может ли военная направленность ШОС "вылиться" именно в ОДКБ и возможно ли расширение ОДКБ за счет Китая?
Александр Крылов: Нет, я не думаю, что произойдет слияние двух организаций. Скорее всего, ОДКБ и ШОС будут очень плотно сотрудничать, здесь имеются определенные различия в задачах этих организаций. Смысла вхождения Китая в ОДКБ нет, раз есть ШОС. ОДКБ – организация с определенным количеством членов, в нее входят, например, Белоруссия и Армения, а у Китая, конечно, есть интересы в Европе и на Кавказе, но главные его интересы находятся в Центральной Азии.
Вопрос: Кстати, сессия совета коллективной безопасности пройдет в Москве 14 июня 2009 года, а 15 июня в Екатеринбурге стартует саммит ШОС. Будут ли затрагиваться общие вопросы на этих встречах?
Александр Крылов: Естественно, будут, не зря эти мероприятия проходят так близко друг от друга. Разумеется, все будет взаимоувязано.