Назад в будущее-2: верите ли вы в полеты за 250 рублей?
Удивительно, но и в наши непростые времена, когда то и дело о финансовых проблемах, а то и о маячащем на горизонте банкротстве одна за другой объявляют крупные авиакомпании, остаются оптимисты (в самом лучшем смысле слова), готовые создавать новых перевозчиков и выходить на рынок в разгар, как говорится, мирового экономического. Правда, подобные проекты иногда "из далека" очень смахивают скорее на крупную авантюру, чем на небольшое авиапредприятие. С другой стороны, первый в России low-cost-перевозчик SkyExpress тоже когда-то был в диковинку. И ничего, прижился.
Итак, речь идет о создании второй в России "бюджетной" авиакомпании (спустя три года и два миллиона перевезенных пассажиров после запуска SkyExpress). И, похоже, запустить ее будет весьма нелегко. Начнем с того, что слухи об этом проекте ходили уже чуть ли не несколько лет, в информсообщениях, периодически подогревавших интерес, менялись и названия (встречался, например, английский вариант – Air Nova), и предполагаемый состав инвесторов. Остановиться, в итоге, решили на не слишком оригинальном "Авианова" (навивает ассоциации, скорее, с "Реновой"), а кто же в итоге будет воплощать задуманное в жизнь так и не прояснилось. По версии "Коммерсанта", бюджетную авиакомпанию номер два будет строить инвестиционная компания "А1 Груп" (входит в консорциум "Альфа-групп") совместно с иностранным инвестфондом Indigo Partners. При этом ранее сюда же записывали еще один фонд Texas Pacific Group - TPG Aurora, а среди тех, кому все это надо, называли и основателей печально известного AirUnion братьев Абрамовичей (хотя зачем бы им это нужно – они и так уже поучаствовали в создании одного лоукостера – SkyExpress). Был также вариант, при котором инвесторы просто входили в долю крупных иностранных дискаунтеров и потом "пригоняли" бы их в Россию. Этот вариант не кажется таким уж утопичным – у Indigo есть опыт создания low-cost-перевозчика – венгерской авиакомпании Wizz Air. Опыт довольно успешный: созданная всего лишь в 2003 г., Wizz Air в прошлом году уже имела пассажирооборот почти в 6 млн человек, при этом летала на 20 A320-200, имея еще 80 (!) таких самолетов в заказе. В общем, заполучить такой фонд в партнеры по созданию авиакомпании – большая удача.
Однако структура будущей компании остается неизвестной. Комментировать эту тему в "А1 Груп" отказались, в самой "Авианове" также ничего об этом не сообщают, предлагая подождать со всеми интересующими вопросами до большой пресс-конференции. По словам представителя "Авиановы" Валентины Шильцевой, подробная информация о новом перевозчике будет распространена в пресс-релизах в конце июня (в нем же будет официальная информация о маршрутной сетке). В PR-агентстве Action Global Communications, которое работает с "Авиановой", также оказались не готовы комментировать что-либо до пресс-конференции, которая "будет проведена в скором времени". К слову, Action Global Communications – агентство, клиентом которой является и такая авиакомпания как British Airways.
Что касается "Альфы" и ее инвестиционной компании в частности – в ее портфеле, действительно, до сих пор нет никакого авиаперевозчика. Возможно, консорциум просто посчитал, что кризис – время возможностей, и решил обзавестись "недостающим звеном". Впрочем, создание компании с нуля – это очень эксцентричный шаг даже для такого "мастодонта", как "Альфа-групп".
Отметим также, что в "Авианове" не комментируют условия, на которых в операционный лизинг будут взяты два самолета А320. Однако Накануне.RU удалось выяснить, что оператором лизинга в данном случае будет не "Альфа-лизинг" (100-процентная "дочка" "Альфа-банка", входит в пятерку крупнейших лизинговых компаний России). "Мы знаем о такой компании ("Авианове" – прим. Накануне.RU), но по такому проекту с ней не работаем", - пояснили нашему агентству в "Альфа-лизинге". То есть финансовую помощь "Авианова" получит не от "своей" структуры, а, так сказать, "на стороне".
Но для простого пассажира такие подробности, как состав акционеров, не слишком-то интересны. Его больше волнуют такие вещи, как стоимость полетов и маршрутная сеть. Поскольку на двух зафрахтованных самолетах много не налетаешь, "Авианова" пока планирует выход только на два-три направления на внутреннем рынке. Что это будут за города – пока неизвестно. Рекламную акцию перевозчика, по информации "Коммерсанта", можно наблюдать только в Москве, в то время как было бы логичным провести "артподготовку" и в других городах присутствия.
"Мы тоже начинали с двух самолетов и трех направлений. И нашей компании удалось показать очень хорошие результаты, но, в отличие от "Авиановы", мы очень достаточно серьезно подготовили почву для своего выхода: провели несколько презентаций, масштабную рекламную кампанию в городах присутствия", - рассказал Накануне.RU Виталий Коренюгин, начальник отдела по связям с общественностью авиакомпании SkyExpress. К самым интересным для авиакомпаний направлениям Виталий Коренюгин относит маршруты Москва-Сочи и Москва-Санкт-Петербург. В то же время на этих направлениях традиционно очень высокая конкуренция: "несмотря на то, что направление Москва-Санкт-Петербург – очень "короткое". Сочи же – очень популярное сезонное направление, на нем открывают рейсы даже небольшие компании, которые в сезон зарабатывают на этом направлении хорошие деньги".
По информации источника, знакомого с ситуацией, "Авианова" вела переговоры о своем возможном выходе на рынок почти со всеми аэропортами, где сегодня присутствует первый лоукостер – SkyExpress. Однако официально эту информацию пока подтвердить не удалось. Так, например, с самарским аэропортом "Курумоч" (из него SkyExpress пока не летает) "Авианова" переговоры не вела, но, как заявили официальные представители, аэропорт всегда готов к подобным переговорам. Не вели переговоров с "Авиановой" и в екатеринбургском аэропорту "Кольцово". Коммерческий директор УК "Базэл аэро" (управляет аэропортом Сочи) Вера Ампилогова во вторник оказалась недоступной для комментариев.
Тем не менее, несмотря на то, что никто не знает, куда полетит "Авианова" – в Тулу или Сочи, уже объявлена минимальная цена, по которой можно будет купить билет. "Минимальная цена билета будет составлять 250 руб., по минимальным тарифам билеты можно будет купить на сайте авиакомпании, который заработает в скором времени", - пояснили Накануне.RU в Action Global Commmunications.
А представитель "Авиановы" Валентина Шильцева даже уточнила, что купить билет на сайте можно будет уже с 15 июня. "www.avianova.ru будет работать с 15 июня. На сайте можно будет зарегистрироваться и получить промо-код для покупки билета по минимальной цене 250 руб.", - рассказала она.
По мнению "конкурентов", эта цена не слишком реальна, хотя и весьма привлекательна. "Заявленный "Авиановой" тариф не очень реален, но это давно известная тактика выхода на рынок, тем более на фоне спада пассажиропотока. Многие пассажиры, которые были вынуждены отказаться от перелетов, могут откликнуться на такое предложение, - говорит Виталий Коренюгин. - "Авианова" собирается развиваться по той же схеме, по которой развивался Sky Express. Они могут добиться определенного успеха. Но тут нужно сделать корректировку на время – кризис, прямо скажем, не самый удачный период для выхода на рынок. Поэтому до следующей весны серьезных результатов они могут и не показать. Дело в том, что для любой новой авиакомпании, "накатка", развитие одного направления занимает от трех до шести месяцев в зависимости от объема пассажиропотока".
Кстати, очень интересно, что базовым для "Авиановы" будет аэропорт "Внуково" – тот же, что и у SkyExpress. И это один из немногих фактов, который с уверенностью подтверждают в "Авианове".
Между тем, эксперты отмечают, что мировой авиаотрасли придется туго, а уж российской – и подавно. Так, по подсчетам IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), в текущем году убытки авиаперевозчиков мира могут составить порядка $9 млрд. "В современной истории нет прецедентов, сравнимых с сегодняшней рецессией. Нашу отрасль трясет. После 11 сентября выручка упала на 7%. Потребовалось три года, чтобы показатели восстановились, и это при условии сильного роста экономики. В этот раз падение составило 15%, или $80 млрд", – заявил глава IATA Джованни Бизиньяни. Отметим, за четыре месяца 2009 г. пассажироперевозки российских авиакомпаний сократились на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.
При этом проблемы в России возникают все чаще у крупных перевозчиков. После прошлогоднего "падения" AirUnion, казалось, что альянс потащит за собой всех остальных, и отрасль просто сложится, как карточный домик. И затем предположения начали сбываться - "Сибирь", КД-Авиа и некоторые другие заявили о возможных финансовых проблемах. Однако обвала не произошло, хотя объемы и значительно снизились. "Эйфория роста перевозок осталась в прошлом, - заявил недавно экс-гендиректор "Аэрофлота", ныне замминистра транспорта РФ Валерий Окулов. - Мы наблюдаем экспансию иностранных перевозчиков на российский рынок – она устойчивая, уверенная, происходит со стороны не только европейских, но и азиатских компаний. Мы проигрываем конкуренцию на всех международных рынках". Главное, не начать проигрывать в собственном небе.
Обозначилась в России и другая тенденция, свойственная сегодня всему авиационному миру, а именно – "симбиоз" традиционной компании и low-cost-перевозчика. С другой стороны, традиционные компании все же в ближайшее время никому не удастся серьезно потеснить.
"Россию по протяженности воздушных трасс и по плотности населения очень сложно сравнить с Европой. 80% активного населения живет в пределах радиуса 3000 км от Москвы. По нашим оценкам, когда рынок рос на 12-15% в год, пять-семь дискаунтеров спокойно могли функционировать на ряду с традиционными авиакомпаниями. В условиях же кризиса рассчитывать на появление такого количества low-cost-компаний не стоит, ведь это достаточно большие инвестиции, а их возврат – долгосрочен. Хотя выход на рынок нового игрока – всегда позитивный знак", - говорит начальник отдела по связям с общественностью авиакомпании SkyExpress.
"Low-cost перевозчики ориентированы на другую целевую аудиторию, нежели мы. Хотя конкуренция – это источник развития в любом случае. Наша авиакомпания предлагает более широкий спектр услуг – пресса на борту, питание. Практически во всех городах, куда мы летаем, у нас есть представительства, где квалифицированные специалисты всегда помогут решить возникшие вопросы. Мы делаем ставку на качество, и конкуренция может подстегнуть к совершенствованию нашего сервиса, но никак не приведет к тому, что мы, например, перестанем кормить пассажиров во время полетов", - комментирует коммерческий директор авиакомпании "Уральские авиалинии" Кирилл Скуратов.
В любом случае, уже в скором времени мы узнаем, насколько амбициозен проект второго бюджетного авиаперевозчика в России, сможет ли он выдержать испытание кризисом и немалой конкуренцией. Что же касается цен, то SkyExpress в свое время, выходя на рынок авиаперевозок, заявил о ценах на билет в 500 руб. Тогда это казалось фантастикой (и во многом, действительно ей и осталось), но по сравнению с 250 рублями от "Авиановы" это уже не кажется чем-то нереальным. Поживем – увидим.