Зашлифованная безработица
Впервые за долгие кризисные месяцы рост безработицы, так портящий статистику Среднего Урала, прекратился. Негативная тенденция переломилась 18 мая. Именно с этого дня началось снижение количества безработных. Впору кричать: "Ура! Мы спасены, спасены!". Но у чиновников все-таки хватает ума, чтобы не петь себе преждевременные дифирамбы. Во-первых, начался дачный сезон, отвлекший часть трудовых ресурсов на сады-огороды, а, во-вторых, проблема-то не решилась, просто перестала ежедневно обостряться и пугать. Несмотря на все усилия властей (программы по переобучению, общественные работы), потребность в постоянных рабочих местах остается. Об этом накануне в Екатеринбурге на круглом столе "Управление занятостью в условиях кризиса" говорили депутаты, чиновники и представители бизнеса.
По официальным данным, безработица в Свердловской области держится на уровне 3,57%. Всего официально зарегистрировано безработных 85 тыс. человек, это в три раза больше по сравнению с докризисными временами. Председатель федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских уточнил, что к 85-и тысячам безработных нужно прибавить около 100 тыс. человек, которые трудятся неполный рабочий день или неделю и 75 тыс., находящихся в вынужденных отпусках – всего 260 тыс. человек. "Статистика учитывает тех, кого уволили или сократили. А кто сам отказался от работы, не учитываются. Так что реальные цифры серьезнее", - считает председатель федерации профсоюзов Свердловской области.
Он предупредил, что в ближайшем будущем ситуация может обостриться. Так как по закону работник не может работать неполный рабочий день дольше, чем полгода, а этот срок уже подходит к концу. Что будут делать работодатели – обходить закон или давать людям возможность работать по обычному графику, пока не понятно.
Вынужденные отпуска и неполный рабочий день – некая полумера, к которой активно прибегают предприятия для снижения издержек и сохранения при этом ценных кадров. До лучших времен. Так, "Уралвагонзавод" в мае отправлял в отпуска 24 тыс. человек, вернул чуть более 6 тыс. Еще 5 тыс. выйдут на работу в июле. "Лучшие времена", можно сказать, уже настали. Во всяком случае, появилась некая ясность, как жить дальше: УВЗ договорился с "Транснефтью" о создании совместного предприятия, которое займется производством подвижного состава в рамках программы перевозки жидких углеводородов.
В столь же сложном положении, как УВЗ, находится и "Уралмашзавод". Как уже писало Накануне.RU, старые заказы закончились, новые не прибавились. Директор по персоналу ОАО "Уралмашзавод" Наталья Бабилурова заявила, что без спроса на продукцию невозможно решение проблем с безработицей. "Загрузка завода снизилась на 50%, исходя из этого, нужно бы сократить 35% персонала, но мы не пошли на это", - отметила Наталья Бабилурова. Она предложила присутствующим поделиться…людьми. С тем, чтобы, когда минует кризис, они вернулись опять на "Уралмашзавод". Над предложением посмеялись, но не откликнулись – проблемы сейчас у всех.
Еще сложнее ситуация в так называемых моногородах, которые дают порядка 40% ВВП России. Председатель комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию ППЗС Свердловской области, он же бывший вице-президента "Суал-Холдинга" по Уральскому региону Анатолий Сысоев рассказал, что там, где нормальные мэры, 80% рабочих мест приходится на предприятия малого и среднего бизнеса, "а где главы городов работают на свой карман, дают 10-12% рабочих мест своему бизнесу". Пожалуй, единственный способ сделать людей независимыми от неразумной политики и стратегии собственника градообразующего предприятия – малый и средний бизнес, если этого нет, за примерами далеко ходить не нужно: то же Пикалево. Его жители решились перекрыть федеральную трассу, но существует множество населенных пунктов, где даже трассы-то такой нет.
Как говорилось на круглом столе, отчасти проблемы с безработицей могло бы решить сокращение квот для иностранцев. Но просто выгонять всех иностранных граждан из компаний и предприятий, конечно, никто не собирается. Не потому, что это негуманно, а просто ни к чему не приведет. Директор департамента государственной службы занятости населения Свердловской области Вячеслав Кривель подчеркнул, что свердловчане не идут на те работы, которые высвободили от иностранцев. Директор департамента труда и социальных вопросов Министерства экономики и труда Свердловской области Дмитрий Антонов сообщил, что квоты и так сокращены. Вместо планируемых 234 тыс. мест, выделенных на Свердловскую область, и так оставлено 133 тыс. Но, во-первых, безработица неравномерна: больше всего иностранцев в крупных городах (по данным доцента кафедры экономики труда и управления персоналом УрГЭУ Натальи Воробьевой, 12% работающих в Екатеринбурге - иностранцы), а самая сильная безработица – в мелких. Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова уверена, что если еще снизить квоты, то просто возрастет количество нелегальных мигрантов, а вопрос с безработицей все равно останется нерешенным. "Мигрантов много, а на предприятии некому яму выкопать, так как мигранты нелегальные", - отметила Мерзлякова.
Так что, судя по всему, бороться с безработицей придется своими силами, не надеясь на улучшение статистики за счет снижения квот для мигрантов. А как бороться? Единственное и главное, что сегодня делает государство – создает временные рабочие места, говорит, сколько денег на это выделено (в Свердловской области – 1,5 млрд руб.), сетует, почему же люди не идут на общественные работы, обсуждает, что нужно сделать, чтобы заставить человека трудиться и т.д. и т.п. Это все, конечно, замечательно. Но сколько можно работать на временных местах? Месяц, два, три, максимум, год. А сколько будет длиться кризис?
Директор по персоналу "Уралмашзавода" Наталья Бабилурова рассказала о соответствующем опросе на предприятии. Оптимисты-рабочие уверено заявили, что кризис продлится год. Специалисты считают, что он будет длиться три-пять лет. Руководители назвали срок в пять-десять лет. В общем-то, многие не раз говорили, что кризис не сиюминутное явление, которое нужно пересидеть, переждать, пережить. Кризис – это некая изменившаяся реальность, к которой придется приспосабливаться.
Очевидно, что временное трудоустройство – это как сильное лекарство при больном зубе: боль заглушает на какое-то время, но без помощи стоматолога, если вдруг перестать покупать лекарство, никак не обойтись. В данном случае стоматологом могут стать предприятия, создающие постоянные рабочие места.
Председатель комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию ППЗС Свердловской области Анатолий Сысоев подчеркнул, что потерян рынок сбыта (за несколько лет объем импорта вырос в пять раз), а он – наши рабочие места. "Мы перестали формировать внутренний спрос. В советское время мы потребляли 80% производимой в стране меди, сегодня меди потребляем 5%, алюминия – 10%, и оказались повязаны с той ситуацией, которая сложилась на рынке. Упали цены, складские запасы выросли в разы", - обрисовал ситуацию Анатолий Сысоев. По его словам, заморозилось строительство жилья, которое могло бы стать одним из антикризисных локомотивов, прекратились инвестиции в машиностроение, вырос импорт продуктов питания.
"На Западе дотации сельскому хозяйству составляют 30% от стоимости продуктов, у нас, в лучшем случае, 5%. Одежда, обувь, бытовая техника – мы этого вообще не производим! А государство пошло с точностью до наоборот. Оно молчит о том, что сокращает рабочие места. Строительство дорог, инфраструктуры, сельское хозяйство – все остановилось. Если реально посмотреть на вещи, то сегодняшняя безработица – это цветочки. Фактически, судя по производительности труда, нужно высвобождать 15 млн человек, и все это понимают, но никто эту проблему не поднимает", - заявил председатель комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию ППЗС Свердловской области.
К слову, накануне Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что губернаторы, которые не справляются с проблемами выплат зарплат и с безработицей, будут уволены. Также глава государства назвал неприемлемой ситуацию, когда для решения проблем предприятий в регионах приезжает руководство страны из Москвы. Без сомнения, никому под горячую президентскую руку попасть не захочется, и главы регионов по-прежнему будут усиленно загонять безработных на общественные работы, уговаривать собственников повременить с увольнением, а лучше, отправить людей в отпуска или перевести на неполный рабочий день. Но постоянных рабочих мест от этого точно не прибавится.