13 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBo79Y
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Михаил Хазин - о новой резервной валюте: Обсуждать вкус устриц надо с людьми, которые их ели

Накануне в Екатеринбурге завершились саммиты Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК). В рамках этих мероприятий, и не только, представители стран ШОС и БРИК не раз заявляли о необходимости создания резервной валюты, поскольку доллар, по их мнению, себя в этом отношении уже исчерпал. О долгой жизни доллара как резервной валюты, о секрете, так и не раскрытом для журналистов Медведевым, а также о том, чем новая резервная валюта похожа на несъеденных устриц в интервью Накануне.RU рассказал президент компании экспертного консультирования "НЕОКОН" Михаил Хазин.

Вопрос: Михаил Леонидович, вчера Дмитрий Медведев на встрече с журналистами заявил, что доллар не справился со своими функциями резервной валюты. Согласны Вы с мнением президента?
 

Михаил Хазин: Экономическая модель, построенная на долларе как на единой мере стоимости и, соответственно, главной резервной и торговой валюте, источником развития которой была эмиссия доллара, в общем, прекратила свое существование. Кризис – это и есть кризис этой системы. Продолжаться он будет еще долго. И уже источником развития и вообще механизмом, обеспечивающим более или менее высокий уровень жизни, для части населения мира уже не будет. Другое дело, что это длительный процесс – все это будет не завтра и не послезавтра, но все равно будет.
 

Вопрос: Как  получилось, что доллар стал резервной валютой?

доллар, деньги, банкноты(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU Михаил Хазин: Это была многовековая борьба за то, чтобы сделать доллар мировой валютой. Многовековая! Она завершилась успехом в 1991 году, но система рухнула. Это результат так называемых Бреттон-Вудских соглашений 44-го года, но они сами стали результатом очень долгой, сложной и тяжелой комбинации.

Вопрос: То есть американцы изначально ставили цель сделать из доллара резервную мировую валюту?

Михаил Хазин: Они ставили цель сделать валюту, которую сами будут регулировать.

Вопрос: Возможно ли, поставив перед государствами такую цель, то есть усилием воли, "сверху", создать резервую валюту?

Михаил Хазин: Я считаю, что в сегодняшней экономической ситуации это невозможно. Сегодня нет страны, которая по своей экономической мощи была бы достаточно велика, чтобы нести издержки по содержанию такого рода системы.

Вопрос: Судя по всему, Вы говорите о резервной валюте, которая сформирована на основе одной из национальных валют. То есть Вы разделяете позицию Нурсулана Назарбаева, который вчера сказал, что национальная валюта в роли мировой резервной — это изжившая себя схема?

Михаил Хазин: В некотором смысле да. Эта схема появилась в 1944 году, когда американская экономика была более 50% от мировой. Поскольку, как я уже сказал, сейчас нет такой страны, которая бы имела достаточную экономическую мощь, то эта система себя полностью изжила.

Вопрос: Но, возможно, имеет смысл тогда создать какую-то наднациональную резервную валюту? Об этом тоже говорили на саммите в Екатеринбурге.
саммит шос президент дмитрий медведев|Фото: Накануне.RUМихаил Хазин: Предложите ее! Предложите! Никто ведь не предлагает! Те предложения, которые сейчас имеют место, они, конечно, не очень серьезные. Медведев говорит о новой резервной валюте, но пусть он объяснит людям, какой конкретно у них выигрыш будет от этого по сравнению с действующей системой. Но он же об этом не говорит.

Вопрос: А какой должен быть выигрыш?

Михаил Хазин: Не знаю, никто не знает. Если кто-то предъявит аргументы...Вот смотрите, у меня есть модель, которая лучше предыдущей. Ее можно будет обсуждать. Пока предъявлять нечего. Обсуждать вкус устриц надо с людьми, которые их ели. Если нет альтернативной конкретной модели – обсуждать нечего.

Вопрос: Вчера на пресс-конференции президент пообещал рассказать журналистам секрет – как будет называться новая резервная валюта, но в итоге сообщил только, что создание такой валюты – долгий процесс и о прогнозах говорить рано. А Вы могли бы предположить, как все же может называться новая валюта, например, на уровне ШОС.

Михаил Хазин: Если ее делать на уровне ШОСа, то это будет юань. Все остальные страны ШОСа экономически в несколько раз меньше, чем Китай. При этом, соответственно, решать вопрос о целесообразности ее создания тоже будет Китай. Если Китай решит, что ему нужна валюта в рамках ШОС, то он это сделает. А, если он решит, что ему этого не надо, то никакие уверения других стран ШОС не помогут. Все остальные страны сегодня представляются весьма и весьма малоубедительными по сравнению с Китаем.
саммит шос саммит брик флаги|Фото: Накануне.RU

Вопрос: Участники ШОС планируют увеличить использование во взаиморасчетах национальные валюты и минимизировать расчеты в долларах. С какими проблемами они могут столкнуться, реализуя такую политику?

Михаил Хазин: Проблема одна – неэквивалентный обмен. Например, из пункта А в пункт Б идет большой поток товаров, а из Б в А – маленький. В результате у вас всегда из пункта Б в пункт А должны поступать деньги. Понятное дело, что это деньги должны быть те, которые в пункте А ходят. Грубо говоря, если Китай в Россию экспортирует товар, а Россия в Китай – ничего, то Россия должна за товары расплачиваться тем, что Китаю интересно. Рубли Китай не интересуют – что он с ними будет делать. А интересны юани , но юаней нет в России. Остаются доллары… Пока доллары.
 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС