Нет спроса с "Уралроса"
Страховая компания "Уралрос" признана банкротом. В отношении нее введено конкурсное производство, которое закончится тем, что все активы компании будут распроданы, а само юридическое лицо прекратит существование. Судя по всему, активов компании недостаточно, чтобы удовлетворить все требования кредиторов. То есть ее клиенты - обладатели полисов добровольного страхования - рискуют остаться без положенных им выплат. Между тем, еще около 2 тыс. владельцев автотранспорта, которые пострадали в ДТП по вине клиентов страховой компании "Уралрос", не могут сейчас получить компенсации выплаты по ОСАГО. Это связано с тем, что "Уралрос", находящийся в стадии ликвидации, не передал всех необходимых для этих выплат документов в Российский союз автостраховщиков, который, согласно установленным нормам, будет расплачиваться по обязательствам ликвидируемой организации. По данным инспекции страхового надзора по УрФО, в связи с кризисом проблемы испытывают многие участники уральского рынка – их премиальные снизились, а объем выплат остался на прежнем уровне. Однако, убеждены эксперты, в сложившейся с "Уралросом" ситуации виноват не только кризис, но и менеджмент компании.
Решение о признании страховой компании "Уралрос" банкротом, как сообщили Накануне.RU в пресс-службе Свердловского арбитражного суда, было принято на заседании вчера. Конкурсное производство, которое подразумевает продажу имущества должника и его ликвидацию как юридического лица введено судом на шесть месяцев.
Деньги, полученные от продажи имущества, согласно законодательству, будут направлены на погашение его обязательств перед кредиторами, которыми являются, в том числе, и клиенты компании, имеющие полисы добровольного страхования.
"Если страховой случай произошел, и имеется полис по добровольному виду страхования, существует ликвидационная комиссия, которая принимает и проверяет такие документы. Она формирует объем обязательств компании. Естественно, что эта процедура сложная. Человек, попавший в такую ситуацию, однозначно, не получит страховое возмещение сразу – только по решению суда будет сформирована очередность по выплатам и, если активы компании, превысят ее пассивы, то выплаты будут произведены", - пояснил вчера на пресс-конференции руководитель инспекции страхового надзора по Свердловской области Вячеслав Тарасов.
Но активы компании, судя по всему, ее пассивы не превышают. Об этом свидетельствует и сам факт подачи заявления о банкротстве.
Как пояснил Накануне.RU арбитражный управляющий, член Некоммерческого партнерства "Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих" (НП "УрСО АУ") Владимир Черных, заявление о банкротстве ликвидируемого должника подается в том случае, если ликвидационная комиссия считает, что предприятие не сможет одновременно рассчитаться со всеми кредиторами.
Как сообщил Накануне.RU председатель ликвидационной комиссии "Уралроса" Георгий Бусыгин, исходя из данных баланса, которые были переданы ликвидационной комиссии, можно было сделать вывод, что будут удовлетворены все требования.
"Но, мы (ликвидационная комиссия - прим. Накануне.RU) посмотрели на ситуацию в более жестком варианте с точки зрения ликвидности и возможности реализации активов, и у нас получилось так, что их сумма не в полном объеме закроет то, что у нас есть в реестре и в потенциальном реестре, который может возникнуть", - отметил он. По его словам, часть активов компании была размещена, в том числе, и в ценных бумагах, а рыночная стоимость многих из них, как известно, кардинально снизилась за последнее время.
Между тем, около 2 тыс. владельцев автотранспорта, которые пострадали в ДТП по вине клиентов страховой компании "Уралрос", сейчас не могут получить компенсационные выплаты по ОСАГО.
Как сообщил вчера на пресс-конференции руководитель представительства Российского союза автостраховщиков (РСА) в Уральском федеральном округе (УрФО) Олег Цыпулин, проблема состоит в том, что РСА, которое будет теперь производить расчеты по страховым случаям "Уралроса" в рамках ОСАГО, не получила от этой компании всех необходимых документов. По его словам, в среду состоялась передача журналов учета договоров ОСАГО, которые были заключены с "Уралросом", то есть теперь установить, являлся ли виновник ДТП клиентом этого страховщика, будет просто. То есть те, кто пострадает в ДТП по вине этих клиентов, смогут получить положенные компенсации, обратившись в РСА. Однако, отметил он, компания не представила всего пакета бумаг по уже существующим выплатным делам.
"В настоящее есть информация о том, что в страховой компании ("Уралрос" - прим. Накануне.RU) находится около 2 тыс. сформированных выплатных дел по потерпевшим по ОСАГО. К сожалению, эти выплатные дела в РСА до настоящего времени не переданы", - сказал он.
Правда, отметил Олег Цыпулин, пострадавшие все же могут обратиться в РСА за компенсациями, заново подготовив полный пакет необходимых документов, но собирать эти бумаги достаточно проблематично и долго.
"Это документы ГИБДД, документы с экспертизы, все документы, подтверждающие, что эти потерпевшие не виноваты в ДТП и т.д. – все, что установлено законом", - уточнил он.
Руководитель представительства РСА добавил, что и журналы учета договоров, которые ассоциация получила в среду, передавались "тяжело и долго". "Нам пришлось достаточно тяжело от них получать все документы, которые предусмотрены правилами профессиональной деятельности, РСА для их получения обращался даже в областную прокуратуру, информировал о неисполнении обязательств страховщика инспекцию страхового надзора", - рассказал Олег Цыпулин. По его словам, организация должна была предоставить весь пакет документов в РСА в течение месяца с начала ликвидации, которая началась в середине апреля этого года.
По данным Вячеслава Тарасова, компания "Уралрос" была создана в начале 1990-х годов и до недавнего времени доля этого страховщика на рынке ОСАГО в Свердловской области составляла около 30%. По словам Олега Цыпулина, в 2008 году у компании было заключено около 80 тыс. договоров по данному виду страхования. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы страхового надзора (ФССН), на 1 апреля этого года помимо ОСАГО "Уралрос" имел лицензию еще на 12 видов страхования. Среди них страхование различных видов транспорта, имущества юридических и физических лиц, грузов, сельскохозяйственное и медицинское страхование, страхование от несчастных случаев и болезней, а также трех видов ответственности.
Соотношение страховых выплат и премий компании по итогам 2008 года (данные ФССН)
Добровольное личное страхование (кроме страхования жизни) | Добровольное мущественное страхование (кроме страхования ответственности) | Добровольное страхование ответственности | ОСАГО | Общий объем | |
Премии, млн рублей | 421,771 | 66,825 | 212,606 | 3,588 | 138,752 |
Выплаты, млн рублей | 310,451 | 37,720 | 117,932 | 936 | 153,863 |
На конец первого квартала уставный капитал компании составлял 113 млн 961,250 тыс. рублей. На сайте УФССН говорится, что приказом от 16 апреля текущего года, "в связи с неисполнением надлежащим образом в установленный срок предписаний инспекции страхового надзора по Уральскому федеральному округу" действие лицензии "Уралроса" на осуществление страхования было приостановлено, а приказом от 28 мая эта лицензия была отозвана.
Как пояснил Вячеслав Тарасов, исходя из анализа поступавших на компанию жалоб, она фактически перестала исполнять свои обязательства по выплатам с января текущего года. "В связи с этим мы и отозвалиу нее лицензию", - добавил он.
Как сообщил Георгий Бусыгин, в начале апреля учредители компании приняли решение о ликвидации ООО "Уралрос", в середине апреля начала работу ликвидационная комиссия. А 22 апреля в Свердловский арбитражный суд было принято заявление о банкротстве ООО "Страховая компания "Уралрос", которое направила сама компания. Определением от 25 мая текущего года Свердловский арбитражный суд принял его к производству...
Согласно материалам Свердловского арбитражного суда, заявление о банкротстве "Уралроса" принято к производству по упрощенной схеме. Как пояснил Владимир Черных, такая схема используется, когда речь идет о банкротстве ликвидируемого должника, и суть ее состоит в том, что в процедуре банкротства отсутствует стадия наблюдения. Арбитражный управляющий отметил, что иногда учредители и менеджмент предприятий намеренно используют такую схему банкротства, то есть сначала инициируют процесс ликвидации юрлица, заведомо зная о недостаточности его активов для погашений всех требований, а потом уже идут с иском о банкротстве в суд, который принимает его к рассмотрению по упрощенной процедуре. Такая схема может быть выгодна для заявителя по следующим причинам.
"Во-первых, это сокращенный срок предъявления требований кредиторов: в обычном порядке это два месяца, в упрощенном – один. Во-вторых, в случае с упрощенной процедурой заявитель, а в данной ситуации это сам должник, имеет возможность предложить более лояльного к нему конкурсного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих", - отметил он.
Владимир Черных пояснил, что, если банкротство идет в обычном режиме, арбитражный управляющий, который назначен судом по предложению заявителя, может быть снят по решению первого собрания кредиторов. Если же производство упрощенное, то лояльный менеджменту или собственникам управляющий будет вести банкротство организации до самого конца и сменить его можно будет только в случае грубых нарушений.
По словам Владимира Черных, лояльность руководству и владельцам может заключаться, например, в том, что управляющий будет не слишком тщательно проводить анализ деятельности должника.
"Например, не будет лезть под кожу, может сократить период финансового анализа... По закону, например, он должен анализировать не менее двух последних лет деятельностиьдолжника на предмет выявления признаков преднамеренного банкротства. Максимальных сроков нет. Допустим, он за два года не нашел таких признаков, но, по сути, за два года и месяц они, например, уже просматриваются. Он о них может умолчать, при этом, формально не нарушая требований закона", - пояснил он.
Между тем, судьбу "Уралроса" рискуют повторить еще порядка 10 страховых компаний в УрФО, сообщил Вячеслав Тарасов, за ними усилен контроль, чтобы своевременно приостановить у них действие лицензии и предупредить их от заключения новых договоров. По его словам, в связи с финансовым кризисом у страховщиков значительно сократился сбор премий. В целом по УрФО в первом квартале 2009 года этот показатель снизился на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом в Свердловской и Челябинской областях он уменьшился примерно на 19%.
"В условиях кризиса, я думаю, то, на чем, прежде всего, начинают экономить как предприятия, так и граждане, это, в том числе и страхование", - пояснил он. При этом, по его информации, объем выплат остался на прежнем уровне. Вячеслав Тарасов отметил, что в этом году значительно выросло и количество жалоб на уральских страховщиков, что является основным свидетельством неблагополучия компаний. Таких обращений стало больше в 2,5 раза, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Увеличилось - примерно в 1,5 раза - и число предписаний по устранению нарушений, которые вынесла участникам рынка инспекция страхового надзора по УрФО.
Однако, считают эксперты, нельзя списывать всю ответственность на кризис - в том, что "Уралрос" оказался не в состоянии выполнять в должной мере свои обязательства, по их мнению, виноват менеджмент компании. "Они затянули предоставление документов, делая ссылки на технические проблемы, программные проблемы, проблемы, связанные с работниками... Но руководители той компании, которая бралась за ОСАГО, должны же были заранее понимать ту ответственность, которую они на себя принимают при получении лицензии на ОСАГО", - считает Олег Цыпулин.
"Ответственность руководителя, который довел компанию до такого состояния, должна присутствовать, человек не должен уйти от ответа", - подчеркнул, в свою очередь, Вячеслав Тарасов.
По мнению участников страхового рынка, руководство "Уралроса" допустило ошибку, поскольку уделяло большое внимание продажам полисов ОСАГО. С одной стороны, как пояснил Накануне.RU генеральный директор страховой компании "Северная казна" Владимир Меренков, торговать такими полисами очень удобно, поскольку ОСАГО является обязательным. С другой стороны, ОСАГО - рискованный вид страхования для самой страховой компании. "Дело в том, что размер взносов по ОСАГО четко регулируются государством. Соответственно, сверху компания ограничена, а по выплатам она государством не ограничена", - пояснил он.
Как сообщил Олег Цыпулин, ответственность руководителей страховых компаний может быть в скором времени усилена – по его данным, на рассмотрении в Госдуме сейчас находится соответствующий законопроект. "РСА явилось инициатором направления в Госдуму законопроекта, усиливающего ответственность руководителей страховых компаний за их деятельность в период управления компанией, чтобы те, кто начал заниматься социально значимым страхованием, понимали, что они несут, в том числе, и личную ответственность перед обществом за тот вид страхования, который они осуществляют", - рассказал он.