Взаимоядерный размен?
Приманка Медведева для американцев осталась нетронутой – США не захотели увязывать вопросы значительного сокращения ядерного потенциала в РФ со своими планами по размещению ПРО в Восточной Европе. Но, возможно, не тронута эта приманка лишь пока – планы по установке противоракет в Европе и так неочевидны, это признают и в США, особенно, с учетом кризиса. А с учетом "перезагрузки" наших отношений это предложение может оказаться выгодным "разменом" для американцев, которые не против поставить систему ПРО прямо на российской территории и, к тому же оставить нас без ракет.
Накануне в Женеве открылся третий раунд российско-американских консультаций о сокращении ядерного арсенала двух стран. Он будет длиться до 24 июня. Эксперты обсуждают проект соглашения, которое заменит нынешний Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), истекающий в декабре. Как ожидается, вопросы СНВ станут главными и в ходе визита американского президента Барака Обамы в Россию, который состоится в начале июля.
Стороны уже обменялись некоторыми предложениями. Так, Обама намерен добиваться сокращения арсеналов до 1 тыс. боеголовок с каждой стороны. Медведев на днях заявил о готовности пойти на серьезное сокращение ядерных арсеналов, если США откажутся от планов развертывания в Европе объектов своей противоракетной обороны.
Белый дом не поддержал это предложение Медведева. Официальный представитель госдепартамента США Иэн Келли сказал: "Администрация заняла позицию по этому вопросу, - сказал он. - На наш взгляд, эти проблемы следует рассматривать независимо друг от друга". Он подтвердил, что окончательного решения относительно целесообразности развертывания элементов системы ПРО в Европе Вашингтон не принимал.
А в ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) РФ подсчитали, что России нужно не менее 1,5 тыс. ядерных боезарядов, и это должно учитываться при заключении нового договора. Однако командующий ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Николай Соловцов уточняет, что "это решение остается за политическим руководством страны".
Впрочем, эксперты расходятся в оценках относительно того, сколько России нужно боеголовок и для чего. Самое главное, чтобы объемы запасов были равны, поясняет в интервью Накануне.RU глава Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
В РФ и США находится примерно 20 тыс. ядерных боеприпасов, остальные страны владеют в сумме примерно пятью тыс. зарядов. "Даже если у России и США останутся по 100 ядерных боеголовок, этого хватит для того, чтобы на Земле наступила "ядерная зима", – отметил он.
Вместе с тем, Россия заинтересована в некотором сокращении ядерного арсенала. "В России ядерные заряды, находящиеся на шахтах, устаревают. Мы заинтересованы в том, чтобы сократить наши стратегические ракеты, поскольку часть зарядов нуждается в ликвидации", – поясняет эксперт.
А вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин рассказал нашему агентству, что предложение Обамы (о сокращении количества боеприпасов до 1 тыс.) – "абсолютно разоруженческий план по отношению к России".
"У нас несопоставимы общие силы, особенно в морском флоте, и если мы сократим количество зарядов до 1 тыс. или даже до 1,5 тыс., то, фактически, мы перестанем быть великой державой. Помимо равного потенциала с США при их общих силах, у нас на границе почти 300 боеголовок Китая, почти 100 – Пакистана, почти 200 – Индии, 220 – Израиля, а также потенциал Франции, Англии, при чем, Англия является носителем американских ядерных боеприпасов, которые, кстати сказать, не входят в учет. Фактически мы будем подставлять свою спину под ядерную дубинку, после этого нам будут диктовать все, что угодно", – полагает он.
Относительно предложения Медведева о возможности сократить количество российских боеприпасов "в разы" он замечает: "Это предложение еще надо обсуждать и давать ему военную оценку".
Но едва ли нынешний отказ американцев от превращения ПРО и СНВ в "разменную монету" можно назвать "точкой" в этом переговорном процессе, это, скорее, многоточие. У администрации Обамы были причины не давать согласие сейчас, да и с российской стороны этот вопрос еще будет подниматься, уверены эксперты.
Заведующий сектором геополитики отдела стратегического анализа ИМЭМО РАН Александр Савельев отмечает: "Если будет размен, у нас отношения с США не улучшатся, и позиция Обамы в США не улучшится. Его сразу начнут обвинять, что он пошел на серьезные уступки России в ущерб безопасности и союзников США, и самой этой страны".
Но, видимо, в России будут продолжать настаивать на своем. "Нужно увязывать эти вопросы (ПРО и СНВ, – прим.), поскольку та система отношений, которая связывает Россию и США, говорит о том, что США пока не выполняют обязательства по СНВ. Россия до сих пор не имеет свою зону безопасности Москвы, а США по тому договору должны иметь зону безопасности на Аляске. Но, к сожалению, американские товарищи имеют сразу пять районов подготовки. Нужно в обязательном порядке увязывать эти вопросы", – считает военный эксперт Анатолий Цыганок.
По мнению Александра Савельева, "Россия больше делает вид, что боится американской системы ПРО". "Думаю, что мы просто не хотим усиления влияния США в Европе, мы не хотим, чтобы наши бывшие союзники все больше и больше сближались с США, а ведь речь идет о Чехии и Польше – государствах, которые были социалистическими, входили в организацию Варшавского договора и были нашими хорошими друзьями. Сейчас, если американская система будет развернута в этих странах, процесс станет необратимым", – говорит он.
Эксперт считает, что с военной точки зрения система ПРО, развернутая в Европе, "мало, что дает для США именно как система ПРО". "Если говорить об усилении американских военных возможностей в целом, то да – прежде всего, радар, развернутый в Чехии, с точки зрения получения информации в реальном времени даст большие преимущества для США, но в свете уже неядерных концепций", – считает эксперт ИМЭМО.
"Ни один специалист не скажет, что десять перехватчиков могут серьезно повлиять на стратегический баланс. Я не согласен с аргументом, что где десять, там и 100. Европа – не пустыня, там независимые государства присутствуют и для того, чтобы установить один дополнительный перехватчик, нужно вести очень длительные переговоры. Аргументы, которые часто приводятся в пользу того, что эта система может представлять опасность для нас, не подкреплены реальным видением ситуации", – полагает Александр Савельев.
В этой связи равнодушие американцев к "приманке" в виде значительного сокращения ядерных вооружений в России в "обмен" на ПРО может оказаться только кажущимся. Тем более, что американцы не против поставить ПРО на территории РФ в качестве "альтернативного" варианта. Не нужно забывать, что в условиях кризиса создание систем ПРО в Европе остается под большим вопросом, да и "целесообразность" их размещения американские власти до сих пор не прояснили.
Тем не менее, убежден Владимир Анохин, система ПРО в пакете переговоров по СНВ необходима. "ПРО – это система хоть и оборонительного характера, но она серьезно влияет на наступательный потенциал любой страны. Сокращать вооружения в равных количествах, имея под боком противоракетную оборону, способную уничтожить баллистические ракеты уже начальном этапе – значит снизить свой наступательный потенциал. Эта связка просто необходима", – уверен он.
Другое дело, что в вопросах СНВ нельзя рассматривать исключительно ядерный потенциал США, считает эксперт. По его мнению, необходимо учитывать потенциал других стран, которые дугой нестабильности окружают Россию – это Китай, Индия, Пакистан, Израиль, а также и тот потенциал, который находится у Франции, Англии.
"Вся история с СНВ настораживает, потому что опыт инспекций американского ядерного потенциала показывает, что ребята хитрят по полной программе", – говорит он. Это касается и системы контроля, и, например, установки ракет на американских подлодках.
"Со стороны США накоплен серьезный опыт обмана. Еще одним серьезным тезисом (в договоре по СНВ, – прим.) должна быть система контроля над ядерными боеприпасами", – уверен Владимир Анохин.
Впрочем, не исключено, что "перезагрузка" отношений РФ и США даст развитие другому варианту. "Выход здесь должен быть другой, – поясняет Александр Савельев из ИМЭМО. – Нужно поставить вопрос о том, что если система ПРО так уж нужна, то она должна быть совместной".
Например, Путин уже делал предложение США, правда касалось оно радаров и было адресовано Бушу. "Американцы серьезно к этому вопросу не отнеслись, – констатирует эксперт. – Предложение нашей страны было альтернативным – вместо строительства радара в Чехии предлагалось использовать российские радары. Какие-то комбинации этих предложений сейчас можно было бы обсудить, может, даже пойти на то, что американцы соорудят радар в Европе, но чтобы система находилась в совместном ведении двух стран".
Анатолий Цыганок вспоминает, что в 2001-2002 годах уже проходили учения по совместной европейской системе ПРО. "Но в 2003 году американцы пошли по другому пути – они решили создать системы ПРО на территории Чехии и Польши и отказаться и европейской ПРО. Кстати, европейскую ПРО поддерживают Франция и Германия. Думаю, что приезд Обамы позволит решить эту проблему", – полагает он.
Впрочем, если Россия и даст согласие на "альтернативные" варианты размещения ПРО, то это будет выглядеть странным. Ведь позиция РФ по этому вопросу не раз озвучивалась и заключается она в том, что ПРО не следует развивать вообще, также Россия осудила и то, что американцы вышли из договора по ПРО. По всей видимости, РФ продолжит настаивать на отказе от американских планов по ПРО в Восточной Европе, а американцы лишний раз "прикинут", насколько может быть привлекательна российская приманка разоружения, попутно "набивая цену" своим противоракетным планам. Ведь рассмотреть вопросы "независимо друг от друга" они не возражают.