Битва за "Марс"
Украинские власти предложили России отдать береговые навигационно-гидрографические объекты, используемые Черноморским флотом, в частности станцию "Марс-75", расположенную на побережье Азовского моря, в Геническе. Ссылались на решение хозяйственного суда Херсонской области. Но российские моряки решили, что межправительственные соглашения посолиднее будут, а потому не пустили украинских приставов на тезку "красной планеты". Вице-адмирал Александр Клецков заявил, что для него постановление российского правительства – документ более авторитетный, нежели бумага из хозсуда. О том, имеют ли под собой юридические основания претензии Киева, в интервью Накануне.RU рассказал вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
Вопрос: Насколько юридически оправданны претензии Украины?
Константин Сивков: Претензии абсолютно не оправданны. Все равно, что, к примеру, заявить следующее – на основании решения суда Воронежской области часть "трубы", находящаяся на территории Украины, становится российской собственностью, мы вводим в страну войска для ее охраны. Или на основании решения суда какой-либо провинции Кубы база Гуантанамо возвращается острову и туда войдут кубинские войска для установления контроля. Такое мыслимо? Никакой региональный законодательный акт, никакой региональный суд решить вопрос межгосударственных отношений не может и не имеет права. Даже в США подобное не допускается. Для таких решений должны осуществляться, как минимум, арбитражные суды международного класса. Следовательно, полностью законны действия российских моряков, во исполнение межгосударственных договоренностей России и Украины обеспечивающих безопасность объектов, принадлежащих им в соответствии с этими договоренностями.
Вопрос: Есть конкретные документы, регламентирующие статус подобных береговых станций?
Константин Сивков: Черноморский флот – это не только корабли, но и инфраструктура. Она составляет 70% от общего числа объектов. Важнейшим элементом является система радионавигационного обеспечения. Договор о разделе флота регламентировал раздел инфраструктуры. С тех пор дополнительных документов не появлялось. Сейчас завершается срок действия договора. Будет заключаться новый. В рамках нового договора украинская сторона может что-то себе потребовать. Но должны иметься основания. Украина получила свою часть флота пропорционально береговой черте, вкладу в строительство флота в период СССР. В счет уплаты долгов Киев снял свои претензии на определенную часть флота. Я думаю, что вопросы о флоте возникают в связи с приближением президентской предвыборной кампании на Украине, и в связи с плохой экономической ситуацией в стране. Оплатить перед Россией свои газовые долги Киев не в состоянии. Поэтому он старается давить политически, чтобы добиться экономических уступок.
Вопрос: Что собой представляет знаменитая уже станция "Марс-75", которую Украина усиленно оспаривает?
Константин Сивков: Это радионавигационная система, выявляющая объекты за пределами горизонта. Определяет местоположение кораблей с точностью до нескольких сотен метров. Не имея станции, обеспечить движение наших кораблей в Черном море весьма проблематично
Вопрос: Вообще, в последнее время, какая тенденция наблюдается вокруг ЧФ?
Константин Сивков: Тенденция проста. Украина опять начинает претендовать на часть сил ЧФ. Это связано с несколькими факторами. Первый – внутриполитическая ситуация на Украине и ее неспособность выплатить долги России. Второй – Украина свой флот разгромила и продала, будучи не в состоянии содержать. В свое время она получила много чего – авианосец "Варяг", построенный на 92%, который нужно было лишь доделать и ввести в строй. Его просто разобрали на металл. Имелись подводные лодки, которые тоже пустили на металл. А теперь наблюдаются попытки за счет России восстановить утерянный потенциал. Третий – интересы США, задача – ликвидировать ЧФ. Для этого надо уничтожить его ядро. Потому Украина сейчас претендует на крейсер "Москва".
Вопрос: Результаты украинских выборов повлияют на ситуацию с ЧФ?
Константин Сивков: Безусловно. Если к власти придут радикалы, вроде Ющенко, то давление может усилиться. Если - умеренные силы, типа Януковича, то вопрос с флотом будет снят, а вопрос с украинскими долгами решится более позитивно.
Вопрос: На Ваш взгляд, проводимое в России сокращение армии каким образом скажется на состоянии ЧФ?
Константин Сивков: На вооруженных силах реформа сказывается крайне негативно. Для сравнения - у Польши 3,5 тысячи танков. В объединенных силах НАТО – 25 тысяч. У нас хотят оставить 2 тысячи. Танки были и остаются основной ударной силой сухопутных войск. Сокращение российских бронетанковых сил в 10 раз подпадает под 127 и 128 статьи УК как государственная измена. Признаки именно такого преступления носит деятельность организаторов данной реформы - деятельность, направленная на подрыв обороноспособности страны. А на ЧФ и сокращать-то уже особо нечего. Остались крейсер, несколько сторожевиков, два эсминца. Возможно, бригаду морской пехоты превратят в полк.