Олег Сиенко: У нас уже не "Уралвагонзавод"
Сегодня было объявлено, что в корпорацию "Уралвагонзавод" войдет еще два предприятия. Таким образом, ожидавшееся разрастание корпорации с 16 до 18 предприятий произойдет. Однако не секрет, что у головного завода проблем хватает и без новых активов. На международной выставке вооружений в Нижнем Тагиле гендиректор УВЗ Олег Сиенко, вступивший в должность в апреле, дал свою первую большую пресс-конференцию, на которой рассказал, почему первое посещение УВЗ повергло его в шок, что мешает освоению рынка нефтяных перевозок, во сколько оцениваются ожидаемые экспортные контракты и почему "уралвагонзаводская" ментальность должна поменяться. Все подробности – в материале Накануне.RU.
О контракте с Индией и "очумелых ручках"
На выставке вооружений состоялось подписание контракта УВЗ с ФГУП "Рособоронэкспорт" (РОЭ) о поставках танков Т-90С в Туркмению. Это будет новый рынок сбыта, однако заявлено, что нынешний контракт – только начало.
Сейчас УВЗ имеет экспортные контракты на поставки техники в Индию и Алжир. Относительно Индии Олег Сиенко рассказал:
– У корпорации через "Рособоронэкспорт" существует действующий контракт с индийской стороной на поставку готовых изделий и так называемых комплектов для лицензионной сборки на индийском заводе. Контракт долгосрочный, предусматривает поставки комплектов до 2015 года. Планируется, что в конце июля мы совместно с делегацией РОЭ в Индии откроем первое серийное сборное производство нашей продукции, и будем продвигаться по пути создания полноценного сервисного центра. Мы научились хорошо производить наши изделия (и то, этот вопрос относительный), но мы абсолютно не научились обслуживать их: у нас нет ни одного сервисного центра УВЗ за границей. Это - преступление, и я не побоюсь этого слова. Мы тешимся иллюзиями, что наша продукция – самая лучшая, что все стоят в очереди за ней, и она идет "нарасхват". Если мы дальше это протянем, у нас ничего не получится. Мы будем бороться за то, чтобы взять сервисный центр в Индии "под свое крыло". Кто производит изделие, тот его и должен обслуживать, чтобы это не превратилось в "очумелые ручки".
По его словам, сейчас перспективный портфель заказов УВЗ, реализуемый посредством РОЭ, оценивается в 2 млрд долларов.
– Мы пятилетку за ночь не планируем делать, у нас есть цикличное производство, способное выпускать определенное количество продукции. Есть цикл, по которому мы будем осваивать те средства, которые будет переводить нам РОЭ в рамках заключенных новых контрактов, – отметил Олег Сиенко.
В рамках подписанных соглашений с Турменией УВЗ осуществил производство танков и планирует отгрузить их в августе.
УВЗ подает в суд на французов из-за простоя
Также стало известно, что УВЗ намерено подать в суд на зарубежную компанию, которая поставляет на предприятие подшипники. У УВЗ были договоренности с "Первой грузовой компанией" ("дочка" РЖД) на производство полувагонов. Весной "Уралвагонзаводу" пришлось остановить производство этой продукции, как выяснилось, из-за срыва поставок подшипников.
Олег Сиенко заявил:
– Есть такая компания SKF, которая до этого момента (хотя мы это еще проверяем) ни разу нас не подводила. Но то безобразие, которое она учинила при поставке подшипников, без которых мы не можем выпускать (полувагоны), ни в одни ворота не лезет. Сегодня юридические службы целенаправленно работают над иском, который должен компенсировать простои в результате этих действий. Мы от таких поставщиков, конечно, избавляться будем, но будем это делать разумно. Планируется начать лицензионную сборку совместно с Харьковским заводом подобной продукции на территории РФ, сейчас они проходят испытания. Думаю, таких вакханалий больше не будет.
А по поводу производства цистерн, которое является сейчас "спасительным якорем" для предприятия, он добавил:
- Что касается цистерн, то у нас опасений нет – сегодня у нас заказов больше, чем мы можем произвести. В рамках переговорных процессов, которые мы ведем, прежде всего, связанных с предстоящим соглашением между "РЖД", "Транснефтью" и "Уралвагонзаводом", мы будем вынуждены даже ограничивать поставку цистерн на свободный рынок.
Корпорация "Уралвагонзавод" разрастается
– Сегодня наша ментальность должна прийти к тому, что у нас уже не "Уралвагонзавод", а корпорация, которая простирается от Омска, до Санкт-Петербурга, – заявил Олег Сиенко. – У нас в корпорацию в ближайшее время вольются еще два предприятия, одно из них –ОАО "Тверской вагоностроительный завод", государство передает нам часть акций, это тоже будет проблема.
Часть пакета акций ТВЗ принадлежит Искандеру Махмудову и его "Трансмашхолдингу", а часть пакета находится у государства. Теперь принято решение передать его в уставный капитал УВЗ, рассказал Олег Сиенко. Однако он не уточнил, какое второе предприятие войдет в корпорацию - пока этот вопрос находится на стадии согласований.
О новом облике российской армии и реформах Сердюкова
Гендиректор УВЗ Олег Сиенко не опасается, что его предприятие окажется без заказов вследствие реформ минобороны, которое намерено сократить танковый корпус в десять раз.
– На мой взгляд, наступил серьезный переломный момент с приходом новой команды во главе с министром обороны. То, чем они занимаются – очень полезно, полезно не только для самой армии, но и для того, чтобы нам самим двигаться в направлении какого-то креатива. Не может сегодня российская армия иметь десятки тысяч машин, которые просто-напросто стоят. Даже если сегодня РА захочет провести масштабные учения по всей стране, у нас топлива не хватит заправить их, я уверен, что большинство из них не сможет даже завестись, - считает гендиректор УВЗ.
По словам Олега Сиенко, облик российской армии не сразу, но поменяется:
- Эти начинания нам как производителям продукции очень нравятся. Они (в минобороны) четко и ясно сказали, что нам не нужно огромное количество техники, что нужно уменьшить ее в разы, но это будет боеспособная техника. А для нас это хорошо в том плане, что мы займемся модернизацией огромного парка. Мы не боимся, что мы останемся без заказов в связи с проводимыми реформами. Что касается производства, то до 2015 года у нас есть время подумать, как мы будем жить дальше, но я считаю, что чем больше в этот период мы продадим за границу наших изделий через РОЭ, тем нам будет проще дальше жить.
Сиенко, несмотря на кризис, заглядывает в будущее производства военной техники и оценивает перспективы создания новых моделей (а от завода ждут танк нового поколения Т-95).
- Если мы в ближайшие пять лет не сделаем новые изделия, то смело можно будет писать на изделиях "Уралвагонзавода" "телеги" или "подводы" – эта техника не будет нужна. Танк – машина незаменимая, все ведущие страны НАТО модернизируют танки, продлевают их ресурс до 2040-2050 годов. Мы согласны, что сегодня наши машины устаревают, но не с годами, а уже по дням. Вы знаете, что в России запущена система ГЛОНАСС, которая позволит автономно расширить действия не только танков, но и авиации, сухопутных войск. Новая система позволяет вести разведку в формате 3D – этого никогда не было, - заявляет он.
О рынке нефтяных перевозок и поддержке Путина
Принятие решения по созданию совместного предприятия с "Траснефтью", которое должно заняться перевозкой углеводородов в рамках проекта ВСТО, несколько затягивается. Транспортрировать нефть планируется на Дальнем Востоке в цистернах. Олег Сиенко говорит, что подписанию документов мешают лоббистские структуры в правительстве, которые хотят исключить УВЗ из этой программы.
- Мы находились в жесточайшей схватке за получение данного контракта. Огромное количество лоббистов, которые продвигают частные компании, с приросшими "корнями" в правительстве, постоянно перебегают нам дорогу, стараются любыми способами вытеснить нас из этой программы. РЖД в этом крайне заинтересованы. Мы, безусловно, находимся на острие атаки. На прошлой неделе мы должны были подписать документ, называемый "точкой невозврата" (подписания так и не произошло, - прим.). Но у нас есть поддержка, мы - государственное предприятие, мы обратились к Владимиру Владимировичу Путину, он четко и ясно дал понять, что играть с государством в игры и чего-то отдавать "дяде" никто не собирается. При равных условиях и экономическом эффекте прерогатива должна отходить государству, - прокомментировал гендиректор УВЗ.
О проблемных активах: "Подписывать акты о тотальном голодоморе птиц я не буду"
Кроме того, Сиенко прокомментировал и передачу на баланс региона проблемных активов, доставшихся от прежнего руководства, а именно - птицефабрики "Уралвагонзавод-Агро".
- Мы знаем, пристальное внимание области есть к птицеводству, - сказал он. - Мы с огромным удовольствием отдали бы всех наших птиц, все, что возможно – в надежные руки, потому что мы все-таки находимся в цивилизованном государстве и должны заниматься тем, чем должны заниматься – выпуском продукции. Я сказал губернатору, что любые ваши пожелания, связанные с этой живностью, будут немедленно исполнены. Но после того, как наши специалисты провели совещание в минсельхозе, почему-то у них это желание отпало.
Стоит отметить, что задолженность убыточного "Уралвагонзавод-Агро" (она создавалась, чтобы обеспечивать продуктами питания работников УВЗ) перед поставщиками составляет более 700 млн руб.
- Заниматься профанацией, подписывать акты о тотальном голодоморе птиц, которая почему-то в отчетный период сразу массово начинает гибнуть непонятно от чего, - иронично заметил Сиенко, – Мы этим точно заниматься не будем.
И "самый больной вопрос"…
Коснулся Олег Сиенко и самого животрепещущего вопроса на предприятии - занятости людей. В апреле в вынужденные отпуска были оправлены 24 тыс. человек. Однако с мая удалось вернуть на рабочие места 9 тыс. человек, в июле еще 2 тыс. приступят к работе.
- Сегодня на заводе занятых больше, чем необходимо для производственных процессов, - заметил он. - Сказать, что мы занимаемся проблемой возвращения на завод людей, отправленных в вынужденные отпуска, - мягко говоря, ничего не сказать. Вынужденные отпуска – больная тема. Сегодня Пикалево, которое там было, – детский сад вообще, ситуация создалась на ровном месте… У нас работающих в два раза больше, чем все население Пикалево. Но мы держим эту платформу.
Он вспонил и свое первое посещение завода, о чем рассказал журналистам впервые:
- Я могу сказать, что первое посещение завода меня привело просто в шок, я считаю, что некоторые цеха… это близко к концлагерю. Я не боюсь это говорить. Мы здесь всем говорим, что предприятие – крупнейшее в мире, мы водим иностранцев, показываем, что мы тут на коленях делаем, а потом все еще удивляются, как это все работает. Это напоминает суп с песком – и вкусно, и на зубах скрипит.
Сегодня УВЗ вынуждено заниматься занятостью людей, говорит Сиенко. Более того, сейчас обсуждается вопрос с минобороны о том, чтобы предприятие занималось не только модернизацией военной техники, а также ее утилизацией, хранением и сервисным обслуживанием. Для этого, возможно, территория завода будет увеличена.
- Мы будем обращаться к властям города для того, чтобы расширить нашу территорию, -поделился он. - Если вы знаете, по соседству с нами находился цементный завод. Будем вкладываться, будем создавать, в противном случае экономика нам не позволяет сегодня полномасштабно развернуться, а на склад работать мы не можем.