Больше гарантий - меньше рисков?
Очередная неприятность ждет туроператоров. Мало того, что девальвация рубля повысила стоимость зарубежных поездок, у многих потенциальных туристов сократились доходы, и, как следствие, произошло серьезное падение спроса на цивилизованный отдых, так еще Госдума приняла закон, ужесточивший требования к финансовому обеспечению туроператоров. Что-то похожее недавно было приведено в действие в отношении негосударственных пенсионных фондов, и вымыло с рынка треть участников. На сколько сократится количество туроператоров, пока судить сложно, но уже понятно, что тяжелее всего придется мелким и средним, то есть региональным компаниям.
Согласно поправкам в закон "Об основах туристской деятельности в РФ", принятым Госдумой в конце июня, любой туроператор, чей оборот менее 100 млн руб., должен иметь финансовое обеспечение в размере 30 млн руб., тогда как раньше было 10 млн для всех. Финансовое обеспечение представляет собой обыкновенную страховку туроператора. Он платит примерно 1% от страховой суммы. То есть раньше все компании, вне зависимости от оборота, платили страховщикам 100 тыс. руб., а теперь минимальный платеж – 300 тыс. руб.
По новым правилам, если оборот туроператора больше 100 млн, но меньше 300 млн, то минимальное финансовое обеспечение должно составлять 60 млн руб. (страховщик должен заплатить страховым компаниям 600 тыс. руб.) И, наконец, если оборот туроператора превышает 100 млн руб., то финансовое обеспечение необходимо повысить до 100 млн руб. (то есть платеж составляет 1 млн руб.).
Страховым случаем считаются обстоятельства, когда туроператор в той или иной мере не выполняет свои обязательства: не прилетел самолет, исчезла гостиничная бронь и так далее. Таким образом, турист если и не отдохнет, то хоть компенсацию получит. "Законопроект направлен на обеспечение безопасности и прав российских туристов, ежегодно выезжающих за рубеж – это примерно 11,3 миллионов человек в 2008 году, путем усиления ответственности туроператоров. Вступление в силу данного закона позволит исключить случаи невыполнения обязательств со стороны туроператоров", - заявлял ранее председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.
Ужесточение требований к туроператорам вполне логично в кризис, считают сами же участники рынка. Во-первых, из-за девальвации рубля повысились цены на зарубежные путешествия, поэтому прежний размер фингарантий уже "устарел". А, во-вторых, некоторые турфирмы и туроператоры из-за недостаточного запаса прочности или по другим причинам не смогли соответствовать даже прежним, более мягким, чем сейчас требованиям и оказались исключенными из реестра туроператоров. "Поставьте себя на место потребителя. Требования вполне обоснованы. Если, не дай бог, что-то происходит, может быть не по вине туроператора, и компания не сможет выполнить свои обязательства перед клиентами, страдают клиенты" - подчеркивает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
На сегодняшний день в России зарегистрировано около 4 тыс. туроператоров, большинство из них относятся как раз к так называемому малому и среднему бизнесу. По оценке Майи Ломидзе, действительно крупных компаний, если считать по обороту, не более ста. Если же судить по количеству отправленных туристов, то не более 20-и. А по данным Российского союза туриндустрии к малому бизнесу можно отнести 90% участников туристического рынка. И что такое для них повышение размера фингарантий, фактически, в три раза? Для многих серьезные проблемы. "Годовой оборот большинства региональных туроператоров составляет менее 30 млн руб. И требование 100 % страхования ими ответственности по договору, нельзя считать обоснованным ни с экономической, ни с юридической точки зрения", - говорят в Российском союзе туриндустрии.
Вице-президент Российского союза туриндустрии, председатель комитет Торгово-Промышленной Палаты РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Юрий Барзыкин пояснил Накануне.RU, что за рубежом страхуется 15-20% от оборота, но никак не 100%. Кроме того, по его словам, принятая дифференциация фингарантий от оборота не совсем удачная. "Большинство региональных туроператоров имеют оборот до 30 млн, а ведь свой годовой оборот придется страховать на 100%. Такого нигде в мире нет. Для большинство региональных туроператоров такая нагрузка избыточна. Мы предлагали принимать эти гарантии в зависимости от оборота", - отмечает Юрий Барзыкин.
Он подчеркивает, что если, например, годовой оборот туроператора всего 5-8 млн руб., то платить 300 тыс. руб. за страховку – слишком накладно. Четкого понимания, для какого количества туроператоров это может послужить причиной ухода с рынка, нет, поскольку не существует официальной статистики о заработках компаний. "Статистики нет, есть только рейтинги региональных и федеральных операторов, они сами заявляли объемы. По некоторым прогнозам, порядка 10% туроператоров могут уйти с рынка", - сообщил вице-президент Российского Союза туриндустрии.
Как всегда выживают самые крупные и сильные. Для туристов это, может быть, было бы и хорошо, но увеличение размера фингарантий не прямо пропорционально степени защищенности клиента. Как говорит Юрий Барзыкин, для ряда крупных туроператоров, у которых оборот свыше 1 млрд руб., страховки и 100 млн может и не хватить. Но даже если таким компаниям увеличить размер фингарантий, то и это не даст гарантий для туристов, что стоимость испорченного отдыха будет возмещена.
"Я считаю, какие бы цифры мы не написали, путь неверный. Практика показывает, что качество обслуживания не улучшается, несмотря на все гарантии. Система начнет действовать, когда станет понятно, сколько людей застрахованы, а у страховой компании появится персональная ответственность. Пока эта ответственность размыта. Страховому бизнесу тоже нужно доказать свою надежность. Сейчас же фактически изымаются деньги из оборота туристских компаний и вкачиваются в страховой бизнес", - высказал Накануне.RU свое мнение президент Уральской ассоциации туризма Сергей Брулев.
На это же указывал депутатам и Российский союз туриндустрии. "Страховые выплаты в счет возмещения ущерба пострадавшим туристам составили менее 1% суммы, на которую туроператоры застраховали свою ответственность, и менее 10%, средств, перечисленных ими страховщикам в виде страховых премий", - говорится в письме Союза депутатам. Там же сказано, что до сих пор не решена проблема оперативного расселения или возвращения на родину туристов в случае банкротства крупного туроператора.
В итоге турист не приобретает должной защиты, а туроператор получает дополнительные расходы, и это в условиях, когда с начала кризиса в турбизнесе и так уволен каждый пятый сотрудник, поскольку желающих отдохнуть нынче гораздо меньше, чем раньше.