"Екатеринбургское качество" против "добросовестных практик"
Екатеринбургские производители с подачи городских властей рассчитывают "умерить аппетиты" ритейлеров. Они предлагают принять свой кодекс взаимодействия. На местном уровне это первая подобная инициатива в РФ. Собственные правила екатеринбургские игроки решили разработать в противовес "Кодексу добросовестных практик" торговых сетей, который был утвержден в июне на федеральном уровне. Если уральский документ будет принят в первоначальном виде, то премии ритейлерам могут ограничиться лишь 8% от объема продаж. Однако сети пока не горят желанием поставить свои подписи. Впрочем, судьба екатеринбургского документа пока целиком зависит от принятия федерального закона "О торговле", проект которого вчера одобрил президиум Правительства РФ.
Как рассказал Накануне.RU исполнительный директор НП "Уралпищепром" (объединяет ряд пищевых производств города и работает над составлением правил) Иван Колодяжный, идея создать собственный документ появилась у членов "Уралпищепрома" с подачи вице-мэра Екатеринбурга Виктора Контеева, который обратил их внимание на "Кодекс добросовестных практик торговых сетей во взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания", созданный на федеральном уровне. Этот кодекс утвердила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) 17 июня текущего года.
При этом вице-мэр пообещал оказать содействие в организации группы для работы над екатеринбургским кодексом, и сейчас переговоры сетей и производителей проходят с участием городской администрации. Колодяжный называет кодекс АКОРТа "неплохим", но часть его пунктов, по мнению представителя "Уралпищепрома", противоречит названию документа и закрепляет, скорее, недобросовестные, чем добросовестные практики. Наибольшие эмоции вызывает у Колодяжного пункт 2.2.6, где речь идет о премиях торговым сетям. "За что выплачивается премия? Читаем: за достижение сетью выгодного для поставщика размера оптового товарооборота, пункт "Б" - за превышение такого размера товарооборота, пункт "В" - за обеспечение выгодной поставщику динамики товарооборота. Улавливаете тавтологию? Одно и то же и везде стригутся деньги", - пояснил он.
Он признал, что в "Кодексе добросовестных практик" не закреплена плата "за вход" в сеть. Однако, отметил Колодяжный, "можно такие премии обозначить, что и за вход брать не надо". Возмущен он и сроками расчетов, которые обозначены в документе АКОРТа. "Если кодексом не предусмотрено иное, максимальный срок оплаты торговой сетью продукции не должен превышать 60 календарных дней с даты реализации торговой сетью товара потребителю, но в любом случае не более 150 календарных дней с даты поставки товара поставщиком в торговую сеть", - говорится в федеральном соглашении.
"Вы представляете, по полгода производитель будет ждать деньги! И 60 дней со дня не поставки, а реализации – как установить этот день? В бухгалтерию ведь не запустят", - отметил он, добавив, что в настоящее время в договорах ритейлеров обозначены сроки расчетов от 14 до 45 дней с момента поставки продукции.
В свою очередь, уральские производители предлагают установить следующие принципы, на основании которых должны составляться договоры сетей с их партнерами. Они настаивают на исключении всех видов бонусов в отношении социально значимых товарных позиций, продуктов питания, изготовленных по ГОСТу и продукции, получившей знак "Екатеринбургское качество". Размер же объемной скидки с цены продукции должен быть не более 5%, платы за логистические издержки – не более 3%. Таким образом, сумма премий ритейлерам, согласно проекту кодекса, не превысит 8% от объема продаж. При этом, по данным Колодяжного, в ряде случаев совокупный размер премий по городу достигает 20-35%.
Предельные сроки оплаты, установленные этим документом, - 30 дней, а для социально значимых позиций и продукции со знаком "Екатеринбургское качество" - 14 дней. Рассчитаться за алкогольную и табачную продукцию сети должны не более чем через 40 дней со дня ее поставки.
Кроме того, кодекс запрещает использование фирменного торгового оборудования поставщика в иных целях, помимо размещения продукции данного поставщика (то есть пиво, например, не допускается ставить в холодильник Coca-Cola). Также пищевики предлагают установить штрафы за отказ ритейлеров принимать товар по вине торговой организации, размер взыскания должен быть сопоставим со штрафами, предусмотренными за недопоставку по вине поставщика.
При этом, одним из принципов документа является продвижение "Екатеринбургского качества" - продукции с этим знаком должно предоставляться преимущественное право на включение в ассортимент магазинов. Планируется, что в первое время кодекс будет действовать для участников потребительского рынка Екатеринбурга, а когда его действие будет отработано – распространится на всю Свердловскую область. По информации Колодяжного, такой документ на местном уровне разрабатывается только в уральской столице – в других регионов подобных практик нет. Исполнительный директор НП рассчитывает, что кодекс будет утвержден уже к осени этого года.
На прошлой неделе состоялось первое обсуждение проекта документа, на котором присутствовали представителей сетей, пищепрома и городского комитета по товарному рынку. Следующая встреча должна состояться на этой неделе – ориентировочно 16 июля. К работе собираются привлечь и екатеринбургский комитет по защите прав потребителей.
"Сегодня приятно было осознавать, что мы нашли взаимопонимание. У нас не было никаких таких агрессивных выпадов. Мы все прекрасно понимаем, что эти вопросы, которые возникли во взаимоотношениях поставщик-торговля, надо решать конструктивно и грамотно", - рассказал он о прошедшей встрече с ритейлерами.
Как сообщила Накануне.RU генеральный директор торговой сети "Елисей" Марина Лачихина, которая присутствовала на совещании, у местных сетей, представителями которых, собственно, и ограничился круг пришедших на обсуждение, действительно, есть взаимопонимание с контрагентами – они, по сути, прекрасно договариваются друг с другом и без дополнительных кодексов. В то же время от федеральных и иностранных сетей, работающих в регионе, на совещание никто не пришел, в то время как основные проблемы возникают именно во взаимоотношениях с ними.
Стоит также отметить, что и местные игроки были, в большей части, представлены не первыми лицами – из них на обсуждении присутствовали только вице-президент сети супермаркетов "Кировский" Лев Ковпак и генеральный директор сети "Елисей" Марина Лачихина.
В целом же сети к обсуждению екатеринбургского кодекса ритейлеров привлек, скорее, административный ресурс. "Я посчитала, что к Елене Викторовне (Чернышевой – председателю комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга) я должна прийти", - отметила генеральный директор "Елисея".
"Если у нас будет возможность не подписывать кодекс, то мы этой возможностью обязательно воспользуемся", - поделился с Накануне.RU другой участник рынка, пожелавший остаться неназванным.
Как отметила Лачихина, она готова вести переговоры с поставщиками, однако пока не готова согласиться ни с одним из предложенных пунктов кодекса.
Совладелец торговой сети "Купец" Олег Хан, в свою очередь, сообщил Накануне.RU, что исключение из договорных отношений бонусов по ряду продуктов может привести к тому, что ритейлеры будут просить минимальную цену поставки на эти виды товаров, поэтому, по сути, положение вещей не изменится.
Ключевой же контраргумент ритейлеров против создания и подписания кодекса сводится к тому, что договор – это "продукт при полном непротивлении сторон", и подписание его, во-первых, дело доброй воли, а во-вторых, - конфиденциальное дело конкретных участников рынка, которые в индивидуальном порядке определяют параметры взаимодействия. Если же условия договоров будут регулироваться "сверху" административным, а не рыночным методом, это в итоге бизнес одной из сторон станет убыточным.
В свою очередь, представители пищевых производств считают, что основные принципы сотрудничества прописать все же необходимо.
"Идет диалог, в ходе которого предполагается выработать базовые принципы договорных взаимоотношений, хотя, конечно, детали взаимодействия каждого конкретного производителя с каждой отдельно взятой торговой сетью останутся уникальными", - подчеркнул в интервью Накануне.RU генеральный директор ОАО "Кондитерское объединение "СладКо" Вадим Тер-Исраелян.
Впрочем, екатеринбургская инициатива может так и не увидеть свет. Как сообщила Накануне.RU председатель комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Елена Чернышева, если в ближайшее время будет принят федеральный закон, то смысла работать над кодексом, возможно, уже не будет, поскольку все аспекты взаимодействия будут прописаны в федеральном документе. Напомним, вчера итоговая версия этого нормативного акта была одобрена Правительством РФ.
Правда, Чернышева отмечает, что единые правила для всех территорий страны устанавливать нецелесообразно.
"Мне кажется, что логичнее было бы прописать больше прав для власти на местном уровне определять лимиты по срокам поставки и т.д. В Таборах магазин не сможет, например, ни разу не рассчитаться в течение 14 дней, потому что там элементарно нет такого количества покупателей, чтобы обеспечить соответствующую оборачиваемость продукции", - добавила она.
Если же выход федерального закона затянется, то работа над местным кодексом будет форсирована, пояснила она.
Правда, как убежден Иван Колодяжный, работа над уральским документом будет продолжена и после принятия российского нормативного акта, просто положения екатеринбургского кодекса будут создаваться с учетом принятого закона.
Судя по всему, местные разработчики в плане согласованности мало уступают своим федеральным коллегам, которые, как известно, уже несколько двух лет обсуждают закон "О торговле".