Мэру Златоуста "помогли выздороветь"
У губернатора Челябинской области Петра Сумина получилось "помочь выздороветь" мэру одного из самых проблемных городов региона – Златоуста. Глава города Дмитрий Мигашкин, по мнению Сумина, самоустранился от решения проблем моногорода, и чаша терпения губернатора была переполнена, когда тот не явился к нему на аппаратное совещание. Отсутствие мэра объяснили тогда тем, что он заболел. Между тем, в регионе создан прецедент – в Златоуст был направлен спецпредставитель Сумина, который уже приступил к исполнению обязанностей. На своем рабочем месте сразу появился и Мигашкин. О том, что из этого вышло, - в материале Накануне.RU.
О том, что в Златоусте может быть введено губернаторское правление, Петр Сумин заявил еще на минувшей неделе. 15 июля на совещании обсуждалась ситуация, связанная с отсутствием горячей воды в городе из-за долгов, возникших перед "Челябинскрегионгазом". Из-за болезни на совещании отсутствовал глава города Дмитрий Мигашкин. Петр Сумин возмутился недомоганием мэра. "В Златоусте отключено горячее водоснабжение, долги по зарплате составляют 2,7 миллиона рублей, а глава самоустраняется от решения первоочередных проблем, - негодовал на аппаратном совещании губернатор Петр Сумин, слова которого цитирует "Российская газета". - Нужно помочь ему выздороветь".
Постановление губернатора о возможности введения спецпредставителей в муниципальных образованиях было подписано еще в сентябре 2002 года. С тех пор эта мера оставалась невостребованной, однако теперь прецедент создан – уже в воскресение Сумин подписал указ о назначении своим представителем в городе руководителя оперативного штаба УФСБ по Челябинской области, члена регионального антикризисного штаба Александра Караваева (он когда-то начинал карьеру в этом городе). Он является также и кандидатом на пост мэра этого города, а выборы главы муниципалитета состоятся здесь в октябре. Теперь, накануне выборов, ему предстоит заняться, главным образом, реализацией антикризисных мер правительства региона, подготовкой жилищного фонда к отопительному сезону, а также контролем за расходованием средств областного бюджета.
Отметим, что ранее президент Медведев пообещал очень жестко спрашивать с губернаторов за борьбу с безработицей и задержками зарплат, и главы регионов готовы на самые решительные шаги в решении этих проблем.
Операция по спасению моногорода Златоуста от кризиса началась со спасения его градообразующего предприятия – Златоустовского металлургического завода, где был назначен спецпредставителем губернатора первый замминистра промышленности Челябинской области Владимир Елистратов. Введение внешнего управления показало свою эффективность, считают региональные власти, – на заводе удалось "отыскать" собственника, с 15 июня были начаты работы по возобновлению работы сталеплавильных агрегатов, 25 июня завод запустил после простоя два прокатных стана, и в минувшие выходные, в День металлурга, ЗМЗ буквально отметил свое второе рождение.
Теперь же решено взяться и за городской округ целиком. Пресс-секретарь губернатора региона Илья Ананьев рассказал Накануне.RU, что введение представителей губернатора – это не метод "шквального покрытия территорий". Подобные решения в дальнейшем будут зависеть от реальной необходимости таких мер, впрочем, не исключено, что этот случай будет неединичным. "Есть необходимость введения представителей и в других городах и на других заводах, но все делается, исходя из потребностей", – отметил он.
По его словам, речь не идет о том, чтобы убирать людей из власти. "У каждого есть свои полномочия, представители едут туда не командовать, а решать вопросы, которые не решаются по каким-то причинам на этот момент", – подчеркнул он.
Впрочем, мэр Златоуста Дмитрий Мигашкин не намерен делить с кем-либо полномочия, которые отведены ему законом. Сегодня полпред губернатора Александр Караваев уже приступил к работе в новом качестве. Стало известно, что и сам мэр "никуда не пропал".
Как рассказал Накануне.RU советник главы города Сергей Костромин, в понедельник Александр Караваев принял участие в аппаратном совещании с главой города. "Аппаратное совещание прошло в обычном, рабочем режиме, были доклады о том, что сделано за минувшую неделю", – пояснил он. По его словам, двоевластия в городе нет, а Дмитрий Мигашкин находится на своем рабочем месте.
Говоря о причинах отсутствия мэра на аппаратном совещании у губернатора на минувшей неделе, советник главы города сослался на то, что отсутствовать тому якобы разрешил заместитель губернатора, руководитель аппарата правительства Николай Рязанов.
"Глава города никуда не делся. Кстати, вам могу сказать, что глава города предупредил Рязанова (о своем отсутствии, – прим. Накануне.RU). Он позвонил ему, спросил: "Нужно мое присутствие?" Он ответил: "Нет". Рязанов был в курсе, не знаю, почему он не доложил об этом губернатору, пусть это будет на совести Рязанова", – посетовал советник мэра.
Также Костромин заявил, что с приходом Караваева о разделении полномочий между главой города и представителем губернатора не может идти речи. "Нельзя по закону делить полномочия, 131 федеральный закон не говорит об этом ничего, а это основной закон, по которому работает местное самоуправление. Вмешиваться в деятельность главы города не может даже губернатор", – сказал он.
Вместе с тем, сотрудничать с Александром Караваевым местные власти не отказываются. "Ему никто не отказывает, с ним совместно сотрудничает и глава, и все органы местного самоуправления, мы его прекрасно знаем не первый год, здесь вопросов никаких быть не может", – отметил советник главы города.
Председатель комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко отметил в беседе с Накануне.RU, что в случае с назначением представителей руководителей субъектов РФ в муниципальных образованиях не усматриваются какие-либо нарушения.
"Ничего страшного в данном случае нет. Сегодня есть смысл назначать представителей от руководителей субъектов РФ в моногородах и городах, где муниципальные власти испытывают затруднения с исполнением своих полномочий", – заметил он. По словам депутата, это не значит, что представители должны подменять местную власть и принимать решения местного уровня. "Это координация действий для принятия более эффективных и оперативных решений, а также для поддержки реализуемых антикризисных мер", – сказал Вячеслав Тимченко.
"Главным был, есть и остается глава города как высшее должностное лицо органа местного самоуправления", – подчеркнул он.
А политолог, глава Уральской гильдии политконсультантов Константин Киселев отметил, что "время кризиса является очень удобным для того, чтобы региональная исполнительная власть получила контроль над местным самоуправлением".
"Сегодня для этого есть и законодательные, и политические основания. Федеральная власть, которая делает ответственными за то, что происходит в регионах, губернаторов, фактически их на это и подталкивает. Подобного рода процессы будут распространяться не только в Челябинской области, но и в других субъектах РФ", – считает эксперт.
При этом, по его мнению, "под одним соусом" в регионах могут решать разные задачи. "С одной стороны, в ряде случаев речь будет идти, действительно, о попытке поставить эффективных управленцев в органы местного самоуправления, а, с другой стороны, я не исключаю того, что региональная власть будет сводить политические или иные счеты с муниципальной властью. Эти две вещи будут делаться под одним соусом", – полагает политолог.
Киселев напомнил также, что теперь есть еще один механизм "борьбы" с неэффективными мэрами, когда мэр отстраняется решением местной думы. "Есть механизм, когда местная дума может отстранить мэра, но, как правило, мэры – достаточно опытные товарищи, и они делают все для того, чтобы местная дума оказалась под их контролем. Этот механизм гораздо сложнее, чем введение внешнего управления через губернатора", – пояснил эксперт.
Впрочем, депутат Вячеслав Тимченко отмечает, что "массовое" назначение полпредов губернаторами в муниципальных образованиях может быть пагубным. "Все будет зависеть от экономической ситуации, - считает он. – Если требуется поддержка, то назначение полномочного представителя губернатора в муниципалитетах вполне оправдано. Но такая повсеместная практика может привести к тому, что мэры будут самоустраняться от работы, считая, что их есть, кому заменить".
Справка: Андрей Караваев родился 19 марта 1958 года в поселке Заозерный Рыбинского района Красноярского края. В 1984 году окончил Челябинский политехнический институт, в 1987 – курсы подготовки оперативного состава со знанием иностранного языка при ВКШ КГБ СССР им. Дзержинского (Москва), в 1991 году – курсы в Краснознаменном институте КГБ СССР им. Андропова (Москва). С 1987 по 1990 год работал оперуполномоченным Усть-Катавского городского отделения УКГБ СССР по Челябинской области, с 1991 – старшим оперуполномоченным Копейского городского отделения УКГБ СССР по Челябинской области. С 1994 по 1998 год был заместителем начальника отдела в Копейске УФСК России, в 2003 году назначен начальником отдела в Златоусте УФСБ России по Челябинской области. В настоящее время - помощник начальника управления – руководитель аппарата оперативного штаба УФСБ России по Челябинской области. Женат. Имеет дочь.