Т-90 "долетели" до Индии
Серийное лицензионное производство российских "летающих" танков Т-90 начинается в Индии, и первая машина должна сойти с конвейера уже 24 августа. Договоренности об этом появились давно, однако началу сборки все мешали проблемы с передачей технологий индийской стороне. Индия постепенно уходит от экспортного сотрудничества с Россией, и, не в последнюю очередь, как отмечают специалисты, из-за качества нашей продукции. Однако в Дели еще больше недовольны качеством "национального" танка Arjun, а теперь от его разработки могут и вовсе отказаться.
Первый лицензионный танк Т-90 российской разработки будет выпущен в Индии 24 августа, пишет Lenta.Ru со ссылкой на индийские СМИ. О том, что сборка российских "летающих" танков начинается в Индии, стало известно в конце июля. Ранее, помимо продажи готовых изделий, российская сторона поставляла в Индию машинокомплекты для сборки танков, однако теперь Т-90 будут собираться из произведенных в этой стране узлов и компонентов.
Предприятиями индийского ВПК уже было передано вооруженным силам 186 танков, собранных из машинокомплектов, поступивших из России по индийско-российскому соглашению, подписанному в феврале 2001 года. По информации ИТАР-ТАСС, в прошлом году заключен дополнительный контракт на закупку 350 единиц Т-90 в готовом виде и достигнута договоренность о лицензионном производстве в Индии еще 1 тыс. таких танков.
Справка: Т-90 является модификацией Т-72, собирается он на "Уралвагонзаводе". Танк Т-90 с мощным дизелем в 1000 л.с. позволяет развивать скорость на пересеченной местности до 70 км/ч. Танк может преодолеть водное препятствие глубиной 5 м, ров шириной 3 м, стену в 1 м высотой. На нем установлена 125-мм гладкоствольная стабилизированная в двух плоскостях пушка, что обеспечивает его уклонение от противотанковых средств противника и возможность стрельбы по выбранной цели. Для борьбы с воздушными целями танк имеет боекомплект управляемого зенитно-ракетного вооружения "Рефлекс". Танк защищен многослойной броней.
Необходимость в поставках российских танков Т-90 у Индии возникла из-за задержки разработки собственного основного боевого танка Arjun. "Национальный танк" планировали поставить на вооружение индийской армии еще в 2003-2004 годах, однако его испытания неоднократно срывались из-за обнаружения всевозможных "недоделок".
В 2008 году "со скрипом" было принято решение о производстве первоначальной и "предварительной" партии в 124 танка Arjun, но при этом Т-90 был избран в качестве перспективного.
По сути, и начало сборки Т-90 может говорить о том, что индийские генералы уже не питают иллюзий по поводу собственного танка. Вопрос о том, способен ли Arjun соперничать с Т-90, до сих пор остается открытым, да и индийское командование начало задумываться о танке нового поколения, в то время как "Арджуны" то и дело выходят из строя. Так или иначе, Индия намерена принять на вооружение 1 тыс. 657 единиц Т-90, притормозив закупку 2 тыс. "Арджунов". Россия же, помимо Индии, имеет контракты на поставки Т-90 в Алжир и Саудовскую Аравию.
Что же заставляет отказываться Индию от готовых Т-90 и будут ли новые лицензионные производства этих танков появляться в других странах мира?
Директор Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок отмечает, что в настоящее время Индия диверсифицирует поставки вооружения, и при этом Россия все больше теряет свои экспортные возможности. "Думаю, через два-три года индийские ВС будут вооружены одновременно и российским, и американским оружием. При этом сомнительно, что у России получится вернуть позиции. Самая главная проблема заключается в том, что в военно-промышленном комплексе сейчас практически отсутствует элементная база – мы не можем делать нормальные радиоприемники, большую часть радиолокационного оборудования", – рассказал эксперт Накануне.RU.
С ним соглашается заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. "Индии нужны танки, а Россия пока еще сохраняет индийский рынок, который для нее критически важен и который при этом проявляет очень сильные тенденции к уходу от нас из-за снижения качества нашего вооружения и из-за того, что на этот рынок приходят американцы, у которых больше нет политических ограничений в этом вопросе. Они, естественно, начинают вытеснять наше вооружение, потому что их оружие по качеству гораздо выше", – говорит он.
"Передача технологий – это всегда плохо, – рассказал Накануне.RU вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин. – Лучше продавать готовый продукт, но у нас непростые отношения с Индией, особенно в области военно-морского флота, там была проблема с нашим авианосцем, и поэтому шел поиск каких-то новых форм сотрудничества. Вероятно, стороны пришли к компромиссу, что лучше сотрудничать в области технологий и лицензий, чем вообще не сотрудничать".
Примечательно, что индийское лицензионное производство танков Т-90 станет первым в мире, но, вполне вероятно, что не последним. "Индия производила по лицензии Т-72, массу самолетов, для нее это совершенно обычная практика, - говорит Александр Храмчихин. – А Т-90 – вообще танк, очень редко встречающийся где бы то ни было, его и у нас-то пока почти нет. Индия станет первой страной, которая начнет такое производство".
Эксперты опасаются, что подобная сборка начнется в Китае, тогда это будет чревато началом "копирования" наших моделей и экспортом их. "Возможно, что лицензионное производство Т-90 появится не только в Индии, предполагается организовать его теми же китайцами. Китайцы уже практически восстанавливают лицензионное производство наших самолетов, и я полагаю, что они скопируют и бронетанковую технику", – считает Анатолий Цыганок.
Гендиректор "Уралвагонзавода", производящего Т-90, Олег Сиенко на своей июньской пресс-конференции рассказывал, что предприятие намерено продвигаться по пути создания полноценного сервисного центра в Индии. Недоработки в качестве продукции он признает и сам.
"Мы научились хорошо производить наши изделия (и то, этот вопрос относительный), но мы абсолютно не научились обслуживать их: у нас нет ни одного сервисного центра УВЗ за границей. Это преступление. Мы тешимся иллюзиями, что наша продукция – самая лучшая, что все стоят в очереди за ней, и она идет "нарасхват". Если мы дальше это протянем, у нас ничего не получится. Мы будем бороться за то, чтобы взять сервисный центр в Индии "под свое крыло". Кто производит изделие, тот его и должен обслуживать, чтобы это не превратилось в "очумелые ручки", – заявил тогда он.
Несмотря на то, что сотрудничество с Индией все больше переходит на "лицензионную основу", в Рособоронэкспорте (РОЭ) стараются времени даром не терять и находить новые рынки сбыта Т-90. Так, в июне был подписан контракт с Туркменией, и, по заверениям руководства ведомства, это – лишь начало. Экспортные поставки танков Т-90 должны увеличиться в десятки раз. Замдиректора РОЭ Игорь Севастьянов заявлял Накануне.RU, что в настоящее время готовится ряд крупных контрактов на несколько сотен таких машин.
По данным замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, слова которого приводит РИА "Новости", всего в прошлом году "Уралвагонзавод" произвел 165 танков Т-90 (а это рекордное количество за постсоветский период), из которых более половины, правда, пошли на экспорт.
Что же касается "Арджуна", то пока он проигрывает бои Т-90. Хотя и выгода от этого для РФ неочевидна, хотя бы и потому, что это будет серьезным раздражителем для дружественного нам Китая, имеющего напряженные отношения с Индией.
"Может быть, Индия, действительно, готова отказаться от разработки собственного танка, поскольку с этим оружием история затянулась уже до неприличия. Если эта машина в течение 30 лет никак не может пойти в серию, то, наверное, в ней особо смысла нет", – рассуждает Александр Храмчихин.
Однако Владимир Анохин полагает, что Индия не откажется от "Арджуна". "Не думаю, что Индия откажется от разработки собственного танка. Лицензионное производство связано с большими трудностями, так же, как и разработка собственной техники, но Индия всегда шла по пути разработки своей техники. Т-90 просто будет дополнением их технологическим разработкам. У Индии существуют трудности, но ведь атомную бомбу они создали, ну, а танк создадут наверняка", – полагает он.
Нынешнее же начало сборки Т-90 он относит к разряду компромиссов и лишь взаимных уступок. "Т-90 на том театре военных действий – конечно, серьезная техника. Вероятно, что это создаст напряжение у Пакистана и, прежде всего, у Китая, потому что уже неоднократно высказывались мнения, что та техника, которая закупается и производится Индией, будет направлена, прежде всего, против Китая, а не против Пакистана. Там очень напряженная ситуация, и любой дисбаланс может вызвать серьезный конфликт, а Т-90 – та капля, которая может переполнить чашу", – говорит эксперт.
По словам же Анатолия Цыганка, организация лицензионного производства нашей военной техники – вполне нормальный процесс, покуда техническая мысль на месте не стоит. "Мне приходилось разговаривать с руководителями очень многих предприятий, – рассказал эксперт, – и я спрашивал, почему вы предлагаете лицензионное производство "copy head" – Китаю? Начальник одного из предприятий мне сказал: "Мы – народ умный, мы что-нибудь еще придумаем". Надежда на то, что мы еще что-нибудь еще придумаем – основная идея нашего ВПК".