Смерть "крылом к крылу"
Трагедия с участием истребителей Су-27 омрачила проведение Международного авиакосмического салона (МАКС) еще до его начала. На репетиции показа столкнулись два самолета "Русских витязей", при этом двое летчиков смогли катапультироваться, а у командира группы в воздухе не раскрылся парашют, и он погиб. Что же произошло в небе над подмосковным Жуковским? Об этом агентство Накануне.RU попросило рассказать заслуженного пилота СССР, президента Фонда "Партнер гражданской авиации" Олега Смирнова.
Вопрос: На Ваш взгляд, что же произошло в небе над Жуковским? Какие выводы относительно причин произошедшего можно сделать уже сейчас?
Олег Смирнов: Информация о причинах происшествия очень скудная, и это правильно, потому что сначала должны быть получены объективные данные, которые кроются только в одном месте – самописцах, так называемых "черных ящиках". Когда все они будет расшифрованы, тогда станут понятны и причины происшедшего.
Но факт в том, что произошло именно столкновение двух самолетов. Это трагедия, мы все в шоке от нее, поскольку столкновение может произойти только по одной причине – где-то летчики лишь на доли секунды потеряли концентрацию! А так как пилотажники летают на запредельно близких расстояниях друг к другу, то этого было достаточно, чтобы двум самолетам соприкоснуться на громадных скоростях с соответствующими последствиями.
Вопрос: О чем это может говорить?
Олег Смирнов: Может быть, в этот момент что-то произошло с техникой, возможно, действительно, в один из двигателей попала птица, в результате чего получился "бросок" в сторону самолета, не исключены и другие варианты. Но это все можно будет почерпнуть только из средств объективного контроля – "черных ящиков".
Вопрос: Насколько вероятна причина какой-то изначальной неисправности самолета?
Олег Смирнов: Самолеты эти хорошие и исправные, а данный случай никакого отношения к технике не имеет, на мой взгляд. Здесь все кроется во взаимодействии двух самолетов при групповом полете. Они летели "крыло к крылу" и при маневре кто-то допустил ошибку в расчете, а ведь они двигались при этом на скорости около 600 км/ч. Такие вещи происходит в доли секунды, буквально в мгновения. В какой-то момент концентрация, которая должна присутствовать при таких удалениях, не сработала у экипажа. Мы очень опечалены этим событием и скорбим из-за гибели руководителя группы, потому что все эти летчики, образно говоря, – "штучный товар". В мире можно сосчитать по пальцам таких летчиков с навыками пилотажа "крыло к крылу", которые на тяжелых истребителях могут выполнять столь фантастические "кульбиты".
Вопрос: У командира "Русских витязей" Игоря Ткаченко так и не раскрылся парашют при катапультировании. Действительно ли можно говорить о том, что он пожертвовал своей жизнью, до последнего пытаясь отвести машину от жилых домов?
Олег Смирнов: Вполне возможно – там все-таки вокруг аэродрома кругом расположены густонаселенные участки. У него в подсознании, в первую очередь, было намерение ни в коем случае не упасть на аэродром, потому что 18-го августа открывается МАКС, и это падение может сорвать это громадное мероприятие, которое готовится два года. Это не могло не присутствовать у него в сознании. Вполне вероятно, что он пытался увести самолет подальше, и из-за этого не хватило времени для раскрытия парашюта при катапультировании.
Вопрос: По Вашему мнению, как отразится трагедия на проведении авиасалона?
Олег Смирнов: Ависалон состоится, и все будет идти по расписанию. А что касается полетов этой группы, то это решение сначала принимает сама группа, а окончательное решение остается за главкомом ВВС.
Вопрос: Говорят, что группе может не хватить машин для выполнения запланированной программы, тогда как летчикам замена есть.
Олег Смирнов: Нет, машины – это не проблема, все это можно организовать, правда, они не будут соответствующим образом покрашены. Вопрос другой – много летчиков хороших, но тот пилотаж, который они исполняли – это плод колоссальных, длительных тренировок в воздухе на реальных самолетах. Здесь как в футболе – футболиста, который не сыгран с командой, тренеры не выводят в основной состав на ответственный матч, даже если он хороший игрок.
Будет сложно найти равносильные замены натренированным во взаимодействии друг с другом летчикам. Полеты группы теперь находятся под большим вопросом, и, скорее всего, эта группа (на авиасалоне МАКС, – прим.) летать не будет. Хотя, другие группы – и наши, и иностранные – прилетели, они готовы, и шоу состоится.
Вопрос: То есть резерва летчикам такого класса у нас нет?
Олег Смирнов: Я подчеркиваю, что классных летчиков много, но тех, которые бы участвовали в тренировках полетов этой группы, может, есть один-два, но сложно будет заменить троих, тем более, командира.
Вопрос: Тем не менее, программу в целом на МАКСе менять не стали, в связи с чем начали высказываться опасения относительно возможного повторения событий 2002 года во Львове, когда, как известно, истребитель Су-27 рухнул на толпу, убив 77 человек.
Олег Смирнов: Это невозможно по определению, потому что после львовских событий во всем мире были предприняты соответствующие меры безопасности. Если ранее разрешалось все фигуры высшего пилотажа и полеты производить непосредственно над зрителями, то сейчас это категорически запрещено. Кроме того, сейчас более тщательно проверяются самолеты, готовятся пилоты, и пересмотрены направления полетов. Повторение событий 2002 года я исключаю полностью.
Вопрос: На площадке МАКСа еще до трагедии появился разбившийся самолет – для демонстрации программ утилизации старую машину привезли в качестве экспоната, а ведь летчики, как известно, люди суеверные...
Олег Смирнов: Есть мировая практика на таких аэрошоу, например, поднимать в воздух самолеты Второй мировой войны и оригинальные самолеты, я думаю, что она правильная, потому что МАКС преследует две цели. Первая предназначена для специалистов, и она включает в себя показ экспонатов, ведение переговоров о купле-продаже авиационной техники, запасных частей, механизмов.
Вторая часть МАКСа – это зрелище, она так и называется – "аэрошоу", проводят его для большой массы людей, которые хотят прикоснуться к этому чуду, коим является авиация по сей день. Я отлетал за штурвалом 40 лет, и все еще не знаю, почему 100 тонн держатся в воздухе, а пушинка летит к земле. Это действительно чудо, и люди хотят к нему прикоснуться. Вторая часть должна быть, и она состоится, во что бы то ни стало.