Учителя российских школ в шоке от ЕГЭ: Это просто коллапс!
Педагогическое сообщество шокировано "экспериментом" по внедрению ЕГЭ – в этом году он впервые был "апробирован" на российских школьниках в качестве обязательного. Главными "результатами" ЕГЭ стали завышенные результаты тестов в отдельных регионах, рост коррупции в этой среде и чехарда с зачислением в ВУЗы. Учителя школ направили властям резолюцию по итогам первого Всероссийского педагогического форума, в которой говорится о пагубности реформ министерства Фурсенко. В то же время сам Фурсенко на днях сказал, что уже до 1 октября будет утверждена окончательная схема поступления в ВУЗы в 2010 году, и больше меняться она не будет. Что будет с ЕГЭ? К чему теперь призывают учителя? Об этом и многом другом в интервью Накануне.RU рассказал главный редактор сайта "Завуч.инфо" Евгений Барановский.
В минувшую пятницу стало известно, что учителя России обратились к властям с резолюцией, принятой по итогам Всероссийского педагогического форума в Санкт-Петербурге, в которой заявили о провале ЕГЭ. Направлена она была, в том числе, президенту РФ Дмитрию Медведеву, в правительство во главе с Владимиром Путиным и в Минобразования, которое возглавляет Андрей Фурсенко. Документ поддержали 99% опрошенных подписчиков сайта – это более 70 тысяч работников системы образования страны. А в субботу министр Фурсенко сказал, что порядок приема в российские вузы в 2010 году будет определен до 1 октября, после этого установленные правила меняться не будут. По его словам, такой план определил президент России. Впрочем, какие выводы сделает министр из кампании по внедрению ЕГЭ, пока неясно. Однако в ближайшие месяцы будет создана президентская комиссия по оценке ЕГЭ, она разработает рекомендации, которые будут учтены в приемной компании 2010 году.
Вопрос: Евгений Михайлович, есть ли надежда, что в этот раз к мнению педагогического сообщества прислушаются, ведь сам педагогический форум остался незамеченным чиновниками?
Евгений Барановский: Нас процитировали более 60 средств массовой информации, я не думаю, что это должно остаться незамеченным, как это было, например, и с обращением к президенту в октябре прошлого года. Оно было подписано тремя тысячами педагогов. Но сейчас мы уже не рассматриваем тот вариант, что останемся незамеченными.
Вопрос: Какой может быть реакция на эту резолюцию, и к чему Вы призываете?
Евгений Барановский: Мы призываем на сегодняшний день прислушаться к нам, и в течение двух-трех месяцев мы сделаем свои предложения. В резолюции мы говорим о том, что творится в системе образования в России: что творится с ЕГЭ, что творится с основами православной культуры, которую хотят начать преподавать, что творится с зарплатой учителей. В течение месяца мы предложим предпринять те шаги, которые профессиональное сообщество нашей страны считает необходимыми в этих условиях.
Так, по ЕГЭ мы предлагаем ввести двухуровневую систему проверки знаний учащихся, по новой системе оплаты труда предлагаем дорабатывать ее, потому что учителя на деле потеряли в зарплате, а для того, чтобы зарплата была больше, учителям приходится увеличивать нагрузку, что влияет на качество преподавания. А что касается основ православной культуры, то уже одно название предмета является антиконституционным. Здесь вопросов очень много.
Вопрос: С зачислением в ВУЗы творится полная неразбериха, и сложилось впечатление, что выпускники уже и сами не знали, куда хотели поступать.
Евгений Барановский: Это действительно так, а теперь еще начинает появляться информация о том, что очень много детей из регионов подали заявления в федеральные ВУЗы – Москву, Санкт-Петербург, тем самым, региональные ВУЗы могут остаться без учеников.
Вопрос: Насколько, по Вашей оценке, реальна такая угроза? Ведь и демографическая проблема никуда не делась. Глава российского Федерального агентства по образованию Николай Булаев заявляет, что в этом году 85 вузов из подведомственных 345 недобрали 3 тыс. человек на бюджетные отделения.
Евгений Барановский: Пока сложно об этом говорить, ведь информация о том, что из регионов все уходят в центр, только начала поступать. И такая тенденция, в общем-то, понятна, это коллапс. Творится просто коллапс.
Вопрос: А какое в целом отношение к ЕГЭ в среде педагогов?
Евгений Барановский: Вы знаете, однозначного мнения нет. Есть те, которые говорят, что это хорошо, поскольку их ученики поступили по результатам ЕГЭ, а при экзаменационной системе не смогли бы поступить. А есть те, которые говорят, что это полная дестабилизация и "натаскивание" детей на тесты. То есть на сегодняшний день мы детей не учим, а "натаскиваем" на тесты, мы не учим их учиться, как это было раньше, а учим лишь запоминать и отвечать на вопросы тестов. Мы предлагаем ввести все-таки прозрачную систему тестирования детей (пусть даже это будет тестирование) – начиная с прозрачной системы разработки тестов и заканчивая прозрачными результатами и проверкой результатов, а не то, что происходит сегодня. Для этого необходимо посоветоваться с профессиональным сообществом педагогов.
Вопрос: При двухступенчатой системе итоговой аттестации в форме ЕГЭ, о которой Вы говорите, первая часть экзамена является итоговой для получения аттестата, а вторая – вступительным экзаменом в ВУЗ или среднее профессиональное учебное заведение. На Ваш взгляд, введение такого варианта может быть выходом из ситуации или необходима полная отмена "эксперимента" по ЕГЭ?
Евгений Барановский: О полной отмене ЕГЭ мы никогда не говорили и говорить, наверное, не будем. Мы говорим о доработке, обсуждении системы с профессиональным сообществом и хотя бы о приведении тестирования к санитарным нормам.
Вопрос: Тем не менее, министр Андрей Фурсенко продолжает видеть плюсы в проведении ЕГЭ. Так, по его словам, теперь стало ясно, что происходит в системе образования России. Вы как представитель педагогического сообщества их видите? Ведь даже поступление талантов из "глубинки" в федеральные ВУЗы уже и не является однозначно положительным в ЕГЭ – в некоторых регионах результаты тестов были просто "натянуты".
Евгений Барановский: Действительно, у некоторых детей из регионов появилась возможность поступить в ВУЗы центральных городов России, это является плюсом. Но на днях я говорил с учителями с Урала, и они рассказывали, что отличники очень боялись не сдать (ЕГЭ, – прим.), из-за чего испытывали очень большие нервные перегрузки, а двоечники не боялись, потому что есть шанс сдать, даже если просто так обведешь (варианты ответов, – прим.) кружочками – "резанут" тест. А теперь, как я уже отмечал, поступление в федеральные вузы учеников из "глубинки", возможно, обернется другой стороной – в региональных ВУЗах просто не останется студентов.