Отдохнувшие в кризис
Итак, туристический рынок подводит итоги: сколько нас с вами за лето съездило на заморские курорты, а сколько осталось экономить честно заработанные рубли на Родине. Главные тренды сезона – стабильность и соответствие прогнозам. Что тоже, согласитесь, неплохо в условиях кризиса. Приоритет россияне отдавали доступным турам в "доступные страны" – чтобы без виз и с минимальными ограничениями. Исключение составила Украина, недружественно "вырастившая" цены на крымских курортах. Между тем, специалисты уже делают прогнозы на предстоящий осенне-зимний сезон. По их оценкам, падение рынка составит все те же 25%.
Напомним, прогнозы по падению объемов туристического рынка на летний сезон составляли, по разным оценкам, от 20 до 30%. В итоге второй квартал 2009 г. принес потери в 23%. Полугодовые потери составили 22,6%. Хотя в целом ситуация не так страшна – кризис не увел туриндустрию в "минус", так и не "съев" 27% роста, пришедшегося на первое полугодие прошлого года.
По данным Российского союза туриндустрии, лидерами падения стали Китай и Украина. Первый – в связи с ужесточением таможенных и миграционных правил, вторая – по причине значительного удорожания сервиса и жилья. "По сравнению с первым полугодием 2008 г., сокращение туристических поездок в Китай составило 59%, - рассказала Накануне.RU пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. - И дело не только в кризисе. Основная причина – ужесточение таможенных правил при ввозе товара в Россию, то есть борьба с "помогайками" - туристами, которым обеспечивали дешевые поездки в обмен на беспошлинный ввоз ими товаров из Китая. Эту борьбу с начала года ведет Дальневосточное таможенное управление, возбуждая уголовные дела по факту ввоза туристами "коммерческих партий товаров под видом предметов для личного пользования". Еще в феврале дальневосточные туроператоры отмечали в связи с этим, что поток приморских туристов в Китай сократился почти на 70%".
Падение Китая могло быть гораздо больше, если бы не обширная "политическая программа общения" России и Поднебесной в этом году. Например, дополнительный стимул для туризма создали саммиты ШОС и БРИК, прошедшие в этом году в Екатеринбурге. Представители туристической индустрии говорят о возможности изменения структуры китайского направления: если раньше в эту страну ездили, в основном, в "шоп-туры", то теперь может увеличиться доля "бизнес-туристов", которые в перерывах между деловыми переговорами захотят познакомиться с достопримечательностями Китая.
Перспективность направления почувствовали и авиакомпании. "Серьезные перспективы у рейсов из Екатеринбурга в Пекин, запущенных этим летом. Первые месяцы показывают, что это будет очень популярное направление, как у туристов, так и у бизнесменов. В Китае туристам есть на что посмотреть, к тому же из Пекина можно улететь на море – курортный остров Хайнань", - рассказала Накануне.RU Марианна Галагура, начальник службы продаж международных перевозок авиакомпании "Уральские авиалинии".
Что же касается Украины, то здесь свои опасения специалисты высказывали еще весной. Беспрецедентное падение украинской гривны и общее состояние экономики бывшей союзной республики сделали и без того не самый привлекательный сервис жутко дорогим. Итог – падение направления на 48% относительно 2008 г. "Спрос на отдых в Крыму упал из-за дорогого транспорта, неоправданно высоких цен на размещение, слабый сервис, политические разногласия между Украиной и Россией, считает Ирина Тюрина. Пожалуй, ситуацию сглаживает только то, что россияне часто ездили на Украину "дикарем", не прибегая к услугам турфирм, поэтому и убытки российских организаторов отдыха по данной стране, возможно, не будут катастрофичными.
Интересная ситуация сложилась с традиционными Турцией и Египтом. С одной стороны, они "просели" меньше других – на 18,5 и 8% соответственно. При этом турецкие берега впервые за много лет уступили пальму первенства африканскому побережью. По мнению Ирины Тюриной, причиной такого соотношения потерь стала турецкая упертость. "Турецкие отели не захотели снижать стоимость проживания, в отличие от египетских, очень оперативно отреагировавших на кризисные тенденции спроса", - говорит эксперт. Ее слова подтверждает и председатель Федерации отелей Турции Ахмет Барут, заявивший недавно о недостаточности господдержки туристической отрасли. "Наши конкуренты - Испания, Греция, Египет понимают, что поддержка туризма для них является одним из основных способов выхода из кризиса. У нас же дальше слов пока дело не идет, а между тем, снижение цен на размещение в отелях позволило бы вновь привлечь необходимые объемы туристов", - посетовал Ахмет Барут.
С другой стороны, вице-президент Уральской ассоциации туризма Сергей Бузько отмечает, что этим летом свердловчане не экономили на отдыхе в Турции, поскольку поездка в эту страну в среднем обходилась несколько дешевле. Чем обычно. "Если в 2008 г. в четырех-пятизвездочном отеле отдых на трех человек обходился в сумму 140-190 тыс. руб., то в этом году такая путевка стоила от 75 до 100-110 тыс. руб.", - говорит Сергей Бузько.
Но были минувшим летом не только падения, но и взлеты. Так, например, вырос поток желающих съездить в Израиль (+63% за полгода). Эксперты связывают это с относительно невысокой стоимостью путевок и перелета, высоким уровнем сервиса и, главное, отменой визового режима. За Израилем идет США – рост на 36%. "Низкий курс доллара к евро, спецпредложения гостиниц и авиакомпаний приблизили стоимость туров в эту страну к европейским. Кроме того практически нет проблем с получением американской визы – процедура отрегулирована, отказы редки", - говорит Ирина Тюрина.
На третье место по росту российского турпотока вырвалась Доминиканская Республика. Отчасти ей повезло: из-за вспышки свиного гриппа в Мексике на Доминикану переориентировались многие туристы из России. В мае этого года загрузка аэропорта Пунта-Кана, куда в основном прилетают на отдых россияне, увеличилась на 50%. Но свое дело сделали и доступные турпакеты, и расширение рамок сезона: уже второй год это исторически зимнее направление летом продаются также активно, как и зимой. 26% прибавила Швейцария, и не только благодаря горнолыжке. Страна активно продвигается как летнее направление, и это уже приносит свои плоды. В числе направлений, выстоявших в кризис, также можно назвать Южную Корею (24%), Нидерланды (21,5%), Индонезию (15,5%), Латвию (12%), Великобританию (9,5%), Болгарию (8,6%). А самыми "стабильными" оказались Индия, Вьетнам, Германия, Черногория, Кипр – эти страны прибавили или потеряли незначительное число туристов из России. Аналогичные данные приводят и в "Уральских авиалиниях". "Этим летом мы значительно расширили географию полетов нашей чартерной программы. К традиционным направлениям Екатеринбург – Анталия и Екатеринбург – Хургада прибавились рейсы из Перми, Москвы, Самары и Санкт-Петербурга на популярные турецкие курорты. Конечно, кризис есть кризис, немного изменилась структура пассажиропотока. Но, несмотря на все изменения, сезон был достаточно неплохой, у нас были более пессимистичные ожидания, которые не оправдались.
Что касается регулярных рейсов, то у авиакомпании есть традиционные летние, "пляжные" направления – Болгария, Греция, Кипр, Черногория, Хорватия. На некоторых из них ситуация была даже лучше, чем в прошлом году, например, по рейсам в Болгарию. Хочу отметить, что в нынешнем году авиакомпания не стала выполнять рейсы в Барселону, это направление как раз немного "просело" в связи со скачком курса евро, отдых в Испании стал достаточно дорогим. Но мы полагаем, что это временное явление, и на следующий год Испания вернет свои позиции", - отмечает Марианна Галагура.
Эксперты резюмируют: меняется не только география отдыха россиян, но и сама, если так можно выразиться, структура отдыха. "Существенно сократилось число дней, которые туристы проводят за границей. Популярностью стали пользоваться путевки на два-три дня. К тому же сейчас многие уральцы предпочитают брать на отдых кредиты в банках. Одна из негативных тенденций – это то, что резко сократилось число людей, желающих отдохнуть на горнолыжных курортах. Практически перестали отдыхать чиновники (кроме депутатского корпуса). Тем не менее, наблюдается увеличение числа учителей, желающих отдохнуть за границей", - отмечает Сергей Бузько. По его словам, свердловчане сейчас все чаще обращают внимание на стоимость самой поездки. Так, многие в целях экономии вылетают не из Екатеринбурга, а из Москвы или Санкт-Петербурга. Из-за высоких цен на авиабилеты уральский туристический рынок потерял примерно 10-15% клиентов. Уменьшение количества пассажиропотока подтверждает и заместитель начальника таможенного поста аэропорта "Кольцово" Вадим Вайгульт. По его словам, за апрель-август таможенную границу пересекли 443 899 человек, что ниже прошлогодних показателей на 22%.
Что касается прогнозов на осенне-зимний период, здесь однозначных оценок нет – представители туриндустрии твердо верят только в одну зависимость: если экономика начнет поправляться, и доходы россиян будут расти, то автоматически это скажется и на отдыхе. Шансы на то, что к зимним каникулам отечественные отпускники поправят свое финансовое положение, остаются. "Не знаю, уместно ли в данном случае говорить о некой стабилизации, но я прогнозирую спад в осенне-зимний период такой же, какой был и на летний сезон – примерно 25%", - отметил в разговоре с нашим агентством президент Уральской ассоциации туризма Сергей Брулев. С осторожным оптимизмом в будущее смотрят и перевозчики. "Конечно, в зимний сезон, возможно, будет заметно действие кризиса, мы с осторожностью смотрим на некоторые направления, но, в целом, у нас прогнозы достаточно позитивные. Мы исходим из тех результатов, которые принес летний сезон, и тех заявок, которые уже сегодня существуют и на Новый год, и на последующий период", - поясняет Марианна Галагура.
Кстати: По оценкам Уральской ассоциации туризма, этим летом по путевкам за границу выехали примерно 240 тыс. свердловчан. Турфирмы продали путевок на 1,5–2 млрд руб. Существенного снижения количества турфирм из-за кризиса не наблюдается.Сейчас в Свердловской области работают примерно 675 туристических компаний. Из них активно ведут свою деятельность около 350. Прирост составил примерно 60%. Таким образом, количество турфирм осталось таким же, что и в докризисный период.