Операция "кооперация"
Уже каждая бабка знает, почем баррель нефти, а конкретных дел нет. Этой недвусмысленной фразой башкирского президента Рахимова можно охарактеризовать опасения от начала работы "ожившего" совета ассоциации "Большой Урал", заседание которого прошло накануне в Екатеринбурге. Впрочем, это не мешало губернатору Росселю предлагать грандиозные проекты межрегиональной кооперации и обсуждать планы на 2010 год, хотя его полномочия истекают уже через два месяца.
В ассоциацию "Большой Урал" входят восемь регионов: Курганская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Пермский край. В последний раз совет этой организации собирался в 2004 году в Ижевске, и недавно с одобрения уральского полпредства было решено возобновить работу ассоциации в прежнем формате.
Возрождение совета поддержали в Уральском и Приволжском федеральных округах. Уральский полпред Николай Винниченко заметил: "Мы только начинаем задумываться о межокружной кооперации, приятно, что в рамках "Большого Урала" она уже состоялась". Он рассказал о запланированном на начало 2010 года запуске мегапроекта "Урал промышленный – Урал Полярный", в котором могут принять участие не только Уральский федеральный округ, но и Приволжский, Центральный, Сибирский.
Кроме того, по его словам, сейчас очень важно на почве кооперации регионов направлять усилия на развитие внутреннего спроса, в то время как в первые месяцы кризиса усилия направлялись на сохранение финансовой системы и предприятий. Также именно о "внутреннем спросе" много говорил свердловский губернатор, который, кстати, еще в августе признался в своих планах по объединению усилий уральских регионов в модернизации экономики (не столько общественности, сколько Медведеву, кстати, занятому сейчас непростым выбором в пользу той или иной кандидатуры на пост губернатора Свердловской области).
На своей пресс-конференции Россель тогда рассказал, что написал Президенту РФ Дмитрию Медведеву письмо, в котором говорится о "том, что нужно делать губернаторам" для развития внутреннего рынка с тем, чтобы уйти от использования элементной базы других стран. А на этом, в первую очередь, настаивает сам глава государства. "Каждый губернатор должен заняться созданием программы развития внутреннего рынка, и никакого кризиса не будет", - заявил Эдуард Россель.
Пока Медведев взял паузу для того, чтобы подумать над судьбой Свердловской области и ее губернатора, Россель выступил с неожиданным предложением по созданию такой программы, уже на новом уровне – "большой уральской восьмерки". Накануне он заявил о грядущей разработке межрегиональной программы производственной кооперации. По его словам, сейчас любое предприятие любого из регионов вынуждено конкурировать с лучшими образами продукции производителей мирового уровня.
В частности, кооперация будет заключаться, по замыслу Росселя, в устранении ненужной конкуренции между регионами (в пример он привел выпуск тракторов), создании межрегиональных кластеров (в качестве примера – наноструктурная керамика, в этом проекте, сказал Россель, может принять участие любой регион Большого Урала), а также – в определении "прорывных" направлений, способных вывести продукцию региональных предприятий на мировые рынки (примеров не приводилось).
Челябинский губернатор Петр Сумин также высказался о том, что руководству регионов непозволительно и дальше тащить вперед примитивную сырьевую экономику, о чем в своей статье "Россия, вперед!" писал Медведев. "Если не вылечим наши экономические "болячки", будем окончательно отодвинуты на задворки мировой экономики, поэтому нужен план посткризисных мер", – подчеркнул губернатор.
По его словам, необходим пересмотр экономических и управленческих норм государства в сторону их ужесточения. "Рынок отрегулирует все… Уже и самые яростные неолибералы поняли абсурдность этой рыночной догмы", – заметил он.
Петр Сумин предложил и радикальное изменение финансово-кредитных институтов и налоговое поощрение кардинальной модернизации реального сектора экономики. Также он призвал к проведению "инфраструктурной революции". "Мы живем в богатой стране, но мы еще не обустроили наше бытие, и, прежде всего, это касается дорог", – сказал он.
Однако интересно то, что основной темой заседания совета были отнюдь не программы по кооперации, а именно обсуждение антикризисного опыта регионов, поэтому после Винниченко, Росселя и Сумина все говорили, в основном, о собственных проблемах (и иногда – успехах), а кооперация была отодвинута на второй план.
Стоило вновь собраться "Большому Уралу", как зазвучала, хоть и осторожная, но критика федерального центра. Губернатор Оренбургской области Алексей Чернышев посетовал на то, что региону пришлось платить из своего кармана, выплачивая долги по зарплате. При этом прозвучал упрек в адрес премьер-министра. Он вспомнил, как решалась проблема Пикалево, и, по его словам, когда Путин показал пример разрешения этой ситуации, лично выехав в город, это имело и положительные, и отрицательные последствия. Глава Оренбуржья пожаловался, что люди стали обращаться к руководству региона с просьбой вмешаться в ситуацию на заводах. При этом он с досадой отметил, что на одном из предприятий долги по зарплате были возвращены при помощи бюджета. "Это не дело, когда бюджет участвует в ликвидации задолженности по зарплате", – заявил Чернышев.
А глава Башкортостана Муртаза Рахимов поставил под сомнение оценки федерального правительства, касающиеся этапа развития кризиса в России. "Шувалов говорит про дно кризиса, а кто его видел, где это дно?" – спросил Рахимов (напомним, что ранее вице-премьер Игорь Шувалов заявлял о начале роста экономики). А ситуация в регионах остается непростой – в этом году дефицит бюджетов регионов, судя по озвученным руководством субъектов Большого Урала цифрам, достигает нескольких десятков миллиардов рублей, например, в самом Башкортостане – 22 млрд руб.
Вместе с тем, по словам Муртазы Рахимова, сегодня уже "каждая бабка знает, сколько стоит баррель нефти", однако он не уверен, что "Большой Урал" будет заниматься решением конкретных задач, и в результате все может быть сведено к очередному составлению многотомных стратегий.
"Мы собираемся, чтобы эффект был какой-то, нам надо конкретно заниматься сегодня ситуацией, а так – посидели, потрепались – и разошлись. Я открыто говорю: что я получу от того, что поговорю? А так мы все красиво говорим, что вот мы такие, что вот мы сякие, а рот откроешь – кишки видно", – не успокаивался башкирский президент.
Неожиданной получилась и развязка заседания. Россель заявил, что в ассоциацию "Большой Урал" будут приняты еще два региона – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа, которые ранее принимали участие в советах в качестве гостей, кроме того, принято решение о возобновлении прежнего формата работы.
По замыслу Эдуарда Росселя, ассоциации стоит собираться, как и раньше, раз в квартал (тогда бы следующее заседание совета "Большого Урала", взявшегося за масштабную модернизацию экономики в регионах, прошло уже в ноябре). Однако Росселя не поддержали. Решили собираться раз в четыре месяца. В таком случае встреча состоится в феврале 2010 года, но уже неизвестно, будет ли на ней сам Россель, поскольку 21 ноября истекает срок его полномочий, а президент с кандидатом в губернаторы Свердловской области еще не определился. Впрочем, главе Среднего Урале удалось добиться от коллег того, чтобы к середине октября они внесли предложения, касающиеся развития внутреннего спроса в регионах. Судя по всему, на это Россель решил сделать "большую уральскую" ставку в вопросе своего переназначения, за которое он активно борется.