Никакой водки и черной икры. Только...газ
Пока ямальские журналисты высматривали кортеж российского премьера через мокрые разводы на стекле пресс –центра, Путин уже энергично входил в зал заседания. И все прильнули к мониторам, которые должны были показать нам - как российские власти будут иностранцам ямальскую землю презентовать. Пока презентовать…Такого иностранного десанта новейшая ямальская история не помнит. Нет, конечно, в разное время и в разные точки богатой ямальской земли представители разного рода трансатлантических монстров наведывались, но чтоб вот так - всем скопом - 13 энергетических компаний сразу - такое впервые.
Сам Путин на Ямале был в далеком 2004 ( заседание Госсовета по проблемам северных территорий), когда про УПУП еще никто не знал, просто потому что он еще не родился, а проекты по строительству железной дороги в условиях вечной мерзлоты были исключительно региональными.
Теперь другое дело. Путин напомнил собравшимся - вся необходимая для освоения Ямала инфраструктура готова - железная дорога, например, которая должна привести геологов к богатейшему Бованенковскому месторождению – а это не много - не мало 5 трлн куб. м. газа. Сроки освоения этой газовой кубышки тоже известны - 3 квартал 2012 год. Правда, о том, что их в свое время пришлось отодвинуть на год, напоминать не стали. Все понимают - кризис же. Который, как все хорошо понимают, и покажет, кто на что сгодился в новых экономических условиях. Пока же реалии таковы - добыча газа в мире выросла с 2006 по 2008 год на 39% до 3 трлн куб.м в год, при этом доля России в этих показателях составляет только 21,7%. Доля производства СПГ (сжиженного природного газа) за три года в мире выросла в два раза, однако доля России в мире лишь 2% - и то, лишь за счет запуска сахалинского проекта.
Ямалу тут же предначертали красивое будущее в виде центра по производству сжиженного газа. Мирового центра, подчеркнули федеральные чиновники. Шутка ли, потенциал добычи голубого топлива в этих краях составляет 360 млрд куб.м в год на длительный период. Правда, одних только запасов недостаточно. Нужны деньги и технологии. За этим и позвали иностранцев. Речь идет о создание СП иностранных StatoilHydro, Shell, Mitsui и Mitsubishi, ExxonMobil, ConocoPhillips, E. On, GdF Suez и др. с российскими Газпромом и НОВАТЭКом.
"В проект следует включить строительство завода по сжижению газа, морского порта, танкерного флота. Главное – это создание нового в России центра по сжижению газа", - пояснил Путин. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, ссылаясь на международных аналитиков, для большей убедительности засыпала всех цифрами, общий смысл которых сводился к одному – в мире стремительно растет спрос на энергоресурсы, и России глупо было бы этим не пользоваться.
Губернатор ЯНАО Юрий Неелов дал свой перевод этим выкладкам экспертов:"На нашей ямальской земле еще ни одну компанию не кинули. Еще никто не работал себе в убыток. Надо брать деньги и бежать к нам. А потратить мы их поможем!"
Российская половина стола тут же заулыбалась иностранной, пока той переводили спич Неелова. Премьер, радостно похвалив активного ямальского губернатора, добавил – "но потратить надо с умом!"
Как и в каких объемах иностранцы будут тратить деньги на Ямале, они озвучивать не стали, но по очереди и весьма убедительно отметили, что очень даже не против. Фраза главного исполнительного директора "Шелл" Питера Возера: "У нас очень хорошие аппетиты", пожалуй, стала ключевой всего иностранного блока, представители которого, вспомнив об уже начатых совместных проектах в России, не преминули напомнить о том, что не мешало бы установить равноправие между местными компаниями и иностранными. В их глазах, словно это была бегущая строка, читалось – хотим в долю. Позже из иностранных уст вылились вполне конкретные предложения – это возможность получения налоговых преференций, таможенных льгот, создание на Ямале свободной экономической зоны со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это пока. Но ключевое слово во всех иностранных просьбах - гибкость.
Гибко так гибко. Министр Набиулллина попросила взамен - – передачу иностранных ноу-хау и технологий по всей цепочке от добычи и до маркетинга, обучение технологиям освоения, предоставление маркетинговой и логистической инфраструктуры. То есть мы вам – газ, а вы нас обучаете, что нам с нашим ( пока нашим) богатством делать.
Вопрос о том, почему Россия не может начать освоение месторождений, используя свои родные технологии или, к примеру, взять паузу для их изучения, не ставился в повестку заседания в принципе. Уже позже, после совещания, спросила об этом одного из руководителей научного центра в области ТЭК – он лишь с иронией махнул в сторону чиновников, раздающих комментарии: " Нужно было тебе выступить с таким вопросом сегодня!" И вполне серьезно добавил: "Реальное освоение шельфа в целом начнется в 2020 году, то есть через 10 лет, за это время мы могли бы подготовить свое оборудование, своих специалистов, если бы делали это вдумчиво, не спеша, все наработки у нас есть. Нужно только помочь науке. Как, к примеру, делали норвежцы? Они 30 лет занимались научной работой. А у нас такие сроки"…
"Это не значит, что мы не знаем какие-то технологий, - возразил в интервью Накануне.RU министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев, - учитывая уникальность проекта – ведь таких объемов газа больше нет в мире, нужны и капитальные вложения огромные. Каждый проект – это соревнование. Прежде всего, технологическое. А нам важно использовать весь опыт человечества на таком важном проекте".
Обращаясь к, по всей видимости, лучшим представителям этого самого человечества, Путин попросил их не обижаться, что нет черной икры и водки, кризис, мол, дорого. Иностранцы благодушно кивали в ответ. Такую мелочь они, конечно же, готовы были сегодня простить. Ведь их пригласили к разделу "газового пирога"...