Леонид Ивашов: Ракетно-ядерный комплекс России девальвируют несколькими способами
В преддверии саммита "большой двадцатки" в США Дмитрий Медведев рассказывал питтсбургским студентам про любовь, а также о том, что Москва и Вашингтон, кажется, научились слушать друг друга. США отказались от прежних планов по ПРО, но предложили еще более неудобную нам систему, которая, между тем, в ходе активной стадии "перезагрузки" как бы отходит на задний план. А Россия уже отказалась от размещения "Искандеров". Известный эксперт, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов считает подписание нового договора по СНВ едва ли не преступлением. Почему - генерал Ивашов рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Срок подписания нового договора между РФ и США по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ) все ближе. Россия собирается сократить количество ядерных боеголовок в три раза. Что для нас значит эта цифра? Можно ли от части считать это "ответным шагом" на решение по американской ПРО?
Леонид Ивашов: Здесь, в первую очередь, нужно обратить внимание на проблему ПРО. Они [американцы] создали эту проблему сами, а теперь ею торгуются. Но Обама говорит одно – он говорит, что они не будут развертывать ее в Европе, а министр обороны Роберт Гейтс почти синхронно с Обамой говорит другое, а именно то, что они не отказываются от развития системы обороны. Но из Европы она будет перенесена на юг, на Кавказ (скорее всего, в Грузию), кроме того, элементы ПРО появятся на севере Европы.
Таким образом, американцы от целей глобальной ПРО не отказываются. Одним из главных элементов этой системы будет космический эшелон: три ударных средства развертываются в космосе, будет воздушный эшелон с самолетами "Боинг", оснащенными некогда разработанными нашими учеными непрерывными химическими лазерами, которые в 1992 году по распоряжению вашего земляка были переданы американцам (интервью записывалось в Екатеринбурге во время всероссийской конференции по геополитическим проблемам, здесь имеется ввиду Борис Ельцин, – прим. Накануне.RU). Конечно, будет присутствовать также и морская компонента.
Но отмечу, что и в Европе – Польше и Чехии – США разместят системы, которые хоть и считаются противосамолетными, но также могут работать и против баллистических, крылатых ракет.
Вопрос: По всей видимости, новые планы США по системе ПРО вообще не будут учтены в договоре по СНВ. Уж коли Россия заявила, что договор будет подписан в срок, времени на это не остается?
Леонид Ивашов: В настоящее время США мы сдерживаем ракетно-ядерным комплексом. Поэтому американцы и пытаются наш ракетно-ядерный комплекс "девальвировать" несколькими способами. Во-первых, они вышли из договора по ПРО и надевают противоракетный "колпак" на наши стратегические ядреные силы. Во-вторых, они прекрасно видят, что мы сами деградируем сегодня. В-третьих, эти обстоятельства давят на российское руководство, и мы сами разоружаемся. Идя на сокращения, мы облегчаем американцам задачу по нейтрализации нашего комплекса.
Мы когда подписывали предыдущие договоры о стратегических наступательных вооружениях, учитывались именно системы ПРО, учитывалось, что они не будут развиваться, и предполагалось равенство обычных потенциалов. Сегодня американцы имеют ПРО и, по сути дела, обезоруживают нас. Они имеют в обычных вооружениях более чем десятикратное превосходство над нами и, конечно, сегодня подписывать договор, где мы обязываемся сокращать вооружения – это очень неправильно, если не преступно.
Но американцы не пойдут на учет (новой системы ПРО, – прим. Накануне.RU), а, значит, договор в таком виде нам просто не нужен. Китайцы не имеют никаких договоренностей и развивают свои ядерные силы как хотят. Мы все время загоняем себя в какой-то тупик, это неправильно, спешить не нужно.
Вопрос: Вы знаете, отказ от планов размещения ПРО в Европе до сих пор подается как чуть ли не отказ Америки от ПРО в целом. Но ведь это не так…
Леонид Ивашов: Новые планы США по размещению ПРО еще хуже для России. Почему мы радуемся "устранению" той проблемы, которую американцы сами создали в Европе? Мы говорим, что не хотим, чтобы они были в Европе, а ведь завтра они уже будут на Кавказе. Это лучше? Я думаю, что это даже хуже для нас. Если это произойдет, они будут "просматривать" нашу территорию и "простреливать" ее примерно на 5 тыс. км. А размещение средств ПРО на севере Европы (тоже входит в новые планы американцев, – прим. Накануне.RU) – это приближение системы к наиболее "массированной" траектории полета наших баллистических ракет, а у нас большинство их идут все же через Северный полюс.
Вопрос: При этом сейчас много обсуждается, почему, например, наша ракета "Булава" не летает. Недавно был назначен новый директор института, где она разрабатывается. Что-то изменится теперь?
Леонид Ивашов: Оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в России как системы сейчас нет, сохранились, в основном, те предприятия, которые работают на экспорт. ОПК не может "висеть" в воздухе, не опираясь на гражданское машиностроение. Машиностроения нет, поэтому ОПК не будет. Сегодня мы не можем сделать самостоятельно ни ракету "Булава", ни самолет (пятого поколения, – прим. Накануне.RU).
А, отвечая на ваш вопрос, скажу, что ничего не поменяется, потому что было стратегической ошибкой (если не сознательным расчетом) передать морскую тематику из Миасса, из объединения им. Макеева, сухопутчикам. А о том, что мы не можем весь набор комплектующих для ракеты производить в России, я уже сказал – мы обязаны вести закупки за рубежом, и это делаем.
Вопрос: Вы отметили, что сейчас сохранились, в основном те предприятия, которые работают на экспорт. По данным конгресса США, РФ заняла в экспорте оружия в 2008 году третье место, уступив второе место Италии. Как ситуация будет развиваться дальше?
Леонид Ивашов: Конечно, мы будем уступать позиции на мировом рынке вооружений, потому что нет машиностроительного комплекса, а это материальная база для ОПК, который разваливается благодаря принимаемым "мудрым решениям".