Книжная стабильность
Одна из крупнейших сетей книжных магазинов признана банкротом. Акции другой заложены в банке. Но в целом книжный рынок чувствует себя неплохо и даже, по некоторым данным, назло кризису упрямо показывает небольшой рост. Судя по продажам, советский лозунг "книга – лучший подарок" остается до сих пор актуальным: россияне, как и издатели, не отказываются от своих любимых авторов, хоть и стали отдавать предпочтение более дешевым изданиям. Какие сегодня проблемы испытывают книгоиздатели и книгораспространители - в материале Накануне.RU.
По данным Российской книжной палаты, нынешний год обещает показать очередной рекорд по количеству названий выпущенных книг. За полгода количество изданных книг увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более, чем на 6,4 тыс. названий – до 65,1 тыс. Однако доля переизданий в общей массе книжной продукции снизилась на 5,3%.
Уменьшилось на 2,7% и количество изданий в переплете. Как отмечают в Российской книжной палате, это говорит о том, что после определенных экономических и изменений меняются и информационные потребности россиян: многие издатели, особенно научной и общественно-политической литературы, теперь стремятся выпускать менее объемную и долговечную продукцию.
С другой стороны, снижение платежеспособности россиян и их вынужденное желание сэкономить на подарках привели к тому, что вместо хрусталя, золотых украшений либо недешевой бытовой техники, многие покупают красивые хорошие книги, рассказал Накануне.RU PR-директор компании "Топ-Книга" Вячеслав Ухов. Он добавил, что в некоторых магазинах есть точки, где упаковывают подарки, что делает книгу в качестве подарка еще более привлекательной.
Однако поводов для праздника немного, и большинство все же предпочитает издания по карману. "Можно лишь говорить, что сейчас покупают охотнее более дешевую литературу. Да и сами издательства стали выпускать больше книг в более экономичном варианте", - отметили Накануне.RU в екатеринбургской сети "100 000 книг". Как сообщил Вячеслав Ухов, дорогих изданий очень мало, и самая популярная ценовая категория – 150-300 руб. Это с учетом того, что книги подорожали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в среднем, на 20%.
Жанровые же предпочтения читателей с кризисом не сильно изменились. По-прежнему лидирует отечественная литература, а среди нее – детективы и фантастика. По сведениям Российской книжной палаты первое место по популярности среди авторов традиционно занимает Дарья Донцова (в этом году тиражи ее книг превысили 3 млн экземпляров), на втором месте – Юлия Шилова, на третьем – Татьяна Устинова.
В двадцатку самых популярных книг попали также фантасты братья Стругацие, а вот представителей классической литературы там нет, даже Николая Гоголя, несмотря на экранизацию "Тараса Бульбы". Среди зарубежных авторов особой любовью читателей пользуются Пауло Коэльо, Януш Вишневский и Вербер.
Что касается деловой литературы и познавательных книг, то тут наблюдается некоторое падение. PR-директор компании "Топ-Книга" Вячеслав Ухов связывает это вовсе не с кризисом, а с развитием Интернета. "Я считаю, что эти книги ушли в Интернет. Практические инструкции, как заклеить обувь или вставить стекло, люди чаще ищут в сети, на различных форумах", - полагает Вячеслав Ухов. Похожую тенденцию отмечают и в "100 000 книг": "Снижение наблюдается по отдельным тематическим группам, например, в литературе "Дом. Быт. Досуг", в специализированной литературе. Снижение составило от 5 до 7%".
И все же, положение книгораспространителей, хоть и лучше их коллег по другим видам товаров, кризис все равно затронул книжную сферу. Глубина падения зависит от отдаленности региона от центра России. Так, по словам Ухова, самое небольшое падение, примерно на 5%, в Москве и СанктПетербурге.
"Книжный рынок очень растянут. Положение в одном регионе очень сильно отличается от другого. Дальний Восток не сразу встретился с кризисом. Сейчас от него страдают юг и Дальний Восток. Падение продаж здесь составило около 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Другие регионы, то есть Урал, Западная Сибирь, начали отталкиваться от нижней точки. В Москве же и Санкт-Петербурге падение было не очень значительно. Покупательная способность в этих городах выше. Покупатели Москвы и Санкт-Петербурга – не обязательно жители этих городов. Падение было в пределах 5%. Это не только наша статистика", - рассказал Накануне.RU PR-директор компании "Топ-Книга".
Похожие данные, правда по книгоиздателям, а не продажам, и у Российской книжной палаты. Так, по ее сведениям, доля Москвы по количеству издаваемых книг составляет 79,1%, Санкт-Петербурга - 5,3%. Среди регионов-лидеров традиционно отличаются Волгоградская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Саратовская, Свердловская и особенно Ростовская области, а также республики Башкортостан и Татарстан.
Так что банкротство сети "Букбери", скорее, исключение, чем правило. Исполнительный вице-президент Российского книжного союза Нина Литвинец заявила Накануне.RU, что банкротство "Букбери" (принадлежит одной из структур, входящих в "Базэл" Олега Дерипаски) не связано с кризисом. "Людям показалось, что очень выгодно торговать книгами, это хороший бизнес, но не получилось: кризис неплатежей у "Букбери" начался до кризиса. И поставки крупные издательства прекратили тогда же. Это просто развитие ситуации в удачный момент, чтобы можно было все списать на кризис. Если бы не было кризиса, издательское сообщество обратилось бы к владельцам компании. А так сеть просто кинула издательства. Торговать книгами надо уметь. Это не чистый бизнес, а еще и просветительская работа", - подчеркнула Нина Литвинец.
Случай с "Топ-книгой", которая заложила 90% своих акций "Сбербанку" в замен на кредит, тоже не является типичным. Один кредит в 230 млн руб. был выдан в декабре 2008 года, второй в 500 млн руб. в июле нынешнего года. "Полученные средства являются целевыми, они предназначены для расчетов с поставщиками в рамках программы подготовки к учебному году", - отмечают в пресс-службе "Топ-книги".
Однако далеко не всем приходится брать кредиты. "Кредитов мы не берем, пытаемся обходиться без них, и в ближайшее время не планируем", - отметили, например, в сети "100 000 книг".
Тем не менее, книжный бизнес, как и любой другой страдает от недостатка оборотных средств. "Издатель должен иметь деньги, чтобы выпустить книгу. После того, как книга оказалась на рынке, средства начинают возвращаться, причем не сразу, поскольку у сети магазинов есть сроки, в течение какого времени они возвращают деньги за проданную продукцию или саму непроданную продукцию. Издатели традиционно страдают от нехватки оборотных средств. А книжная торговля страдает от того, что нужно соблюдать сроки расчетов с поставщиками. Издатели сроки сокращают из-за нехватки оборотных средств, а у книжных магазинов сроки реализации товаров замедлились", - обрисовала ситуацию Накануне.RU исполнительный вице-президент Российского книжного союза Нина Литвинец.
Правда, до судебных разбирательств дело чаще всего не доходит. Так, в базе Арбитражного суда Свердловской области встречаются лишь единичные иски кредиторов к книжным сетям и издательствам, тогда как исками к компаниям другой направленности картотека дел пестрит.
Хотя, по словам Нины Литвинец, издательства сейчас все же осторожничают, и проекты, требующие долгой тщательной подготовки, придерживают. Тем не менее, книжной деградации, когда издатели, в погоне за быстрой прибылью, будут выпускать лишь "ходовые" издания, не произойдет.