ПРОдолжение сотрудничества
Россия возобновляет военно-техническое сотрудничество с НАТО, которое было свернуто после августовской пятидневной войны, и готова содействовать отправке военных грузов США в Афганистан. Более того, Москва также готова вести диалог о создании совместной с Североатлантическим альянсом системы ПРО. Как ни странно – взамен ничего не просит. О том, чего ждать от совета РФ-НАТО, в интервью Накануне.RU рассказал заведующий сектором геополитики отдела стратегического анализа ИМЭМО РАН Александр Савельев.
Вопрос: В Брюсселе проходит совет РФ-НАТО, и речь на нем идет о возобновлении военно-технического сотрудничества. Постпред РФ в НАТО Дмитрий Рогозин заявил незадолго до совета, что Россия может подумать о создании совместной ПРО. Насколько вообще приходится говорить об интересе в сотрудничестве между Россией и альянсом после прошлогодних августовских событий – как у РФ, так и у НАТО?
Александр Савельев: Дело в том, что интерес всегда есть, НАТО – это серьезная структура, многие европейские страны входят в эту организацию, и мы не можем просто игнорировать ее существование. Не имеет значение, какие у нас с ними отношения, есть ли перспективы более тесного сотрудничества или нет, но то, что мы должны поддерживать с НАТО определенный уровень отношений, абсолютно ясно.
Сейчас, в свете того, что в структуре европейской безопасности происходят серьезные изменения (в частности, если США действительно откажутся от развертывания третьего позиционного района ПРО в Европе), а также в свете проведенных испытаний ракетного оружия Ираном вопрос безопасности встает более остро, чем раньше.
Уже есть определенные сигналы со стороны Запада о том, что было бы полезно рассмотреть вопрос о создании каких-то совместных с Россией систем безопасности, в том числе, систем противоракетной обороны. Я думаю, что это вполне отвечает российским интересам именно в укреплении сотрудничества по данному направлению, поскольку РФ, являясь частью Европы, просто не может игнорировать проблемы безопасности, приобретающие все более и более глобальный характер.
Нельзя говорить, что, мол, пусть Россия сама по себе обеспечит безопасность, а Европа – сама по себе. Все взаимосвязано, здесь учитываются наши экономические связи, политические отношения. И поскольку Путин и Медведев предлагали создать новую структуру безопасности, прежде всего, в Европе, думаю, нам интересно с НАТО в очередной раз сблизить позиции в этих вопросах.
Вопрос: Но у США свое видение на систему безопасности в Европе, недавно было заявлено о новых планах по ПРО, которые, по оценкам ряда экспертов, не меньше прежних угрожают России. Нужна ли России совместная ПРО в каком-либо виде?
Александр Савельев: Если говорить о ПРО, то только в одном виде – когда ПРО будет действительно совместной, а не просто, когда мы предложим американцам часть своей структуры использовать для нее. Если речь идет о совместной системе, то она должна быть от начала и до конца совместной – две системы должны быть сопряжены, должно быть взаимодействие в управлении, и, самое главное, принятие решений по поводу нее, в том числе, о модернизации, должно осуществляться согласованно.
Но американцы хотели бы включить Россию в совместную ПРО чисто символически, использовать российские радары, ее структуры, при этом сохранить за собой полное управление и полное право на принятие единоличных решений. Это нас не устроит.
Вопрос: Рогозин утоняет, что создание совместной ПРО с НАТО возможно только в том случае, когда будет уверенность, что европейская ПРО не будет частью тактической ПРО США. Честно говоря, такое сложно представить.
Александр Савельев: Рогозин абсолютно прав. Нас не устраивает, что американцы будут иметь полный контроль и полное право на принятие решений в этой области, игнорируя интересы России и европейских стран. Если говорить о совместной ПРО, то она должна быть не по названию быть совместной, а по сути.
Вопрос: В таком случае, насколько вероятно, что возобновляющий свою работу совет будет обсуждать данный вопрос? Рогозин сказал, что речь об этом зайти может.
Александр Савельев: Я думаю, что этот вопрос пока вряд ли будет обсуждаться. Россией своя позиция уже была ранее заявлена. Если вспомнить начало 2000-х годов, то Путин уже предлагал такую систему для европейских стран. Таким образом, мы свое предложение внесли. Если есть что-то новое сказать американцам или европейцам, то мы можем это выслушать, но выдвигать в очередной раз ту же самую инициативу не принято.
Вопрос: На совете должен обсуждаться транзит военных грузов НАТО в Афганистан через Россию. Пожалуй, это стало ощутимым шагом навстречу со стороны Москвы. А натовцы готовы ли что-то дать взамен?
Александр Савельев: Во-первых, нужно понять, чего мы сами хотим получить от НАТО. Учитывая, что НАТО как организация сама по себе является раздражающим фактором в Европе, Россия часто игнорируется при принятии решений, ее не включают в общие структуры безопасности. Что мы можем попросить за это, я не знаю. С другой стороны, в нашей официальной позиции международный терроризм является одной из самых серьезных угроз для безопасности, видимо, именно поэтому мы сделали этот жест, разрешив транзит грузов в Афганистан.
Вопрос о том, является ли это нашей уступкой, за которую мы будем что-то просить, остается открытым. Но, судя по всему, нет, не будем - это вновь было проявлением доброй воли с нашей стороны.