Свердловские дорожники катятся в банкротство
Сразу две крупные дорожно-строительные организации Свердловской области рискуют стать банкротами. В конце ноября этого года Свердловский арбитражный суд принял к рассмотрению соответствующие заявления от кредиторов ФГУП "Свердловскавтодор" и ООО "Магистраль". Эксперты отмечают, что сейчас дорожная отрасль региона находится в тяжелейшем состоянии – бюджетное финансирование ее резко сокращено, а область и муниципалитеты накопили перед предприятиями многомиллионные долги. По их прогнозам, дорожникам, скорее всего, не избежать введения наблюдения.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе суда, определение о возбуждении производства по делу о банкротстве "Свердловскавтодора" суд вынес 30 ноября этого года. Заседание, на котором будет рассмотрена обоснованность требований кредитора, намечено на 22 декабря текущего года. Заявление о признании ФГУП "Свердловскавтодор" несостоятельным поступило в суд 24 ноября 2009 года от ООО "ТрейдМонтажКомплект".
Согласно материалам суда, ООО "ТрейдМонтажКомплект" является правопреемником ООО "Урализвесть", в пользу которого в июне этого года арбитражный суд Свердловской области вынес решение взыскать с ФГУП "Свердловскавтодор" 12 млн 260 тыс. 564 рубля основного долга и 366 тыс. 679 рублей в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26 декабря 2008 года по 6 апреля 2009 года.
Позднее ООО "ТрейдМонтажКомплект" обратилось в суд с требованием утвердить мировое соглашение с ФГУП "Свердловскавтодор", однако поскольку текст этого соглашения не был представлен суду, в удовлетворении заявления ООО "ТрейдМонтажКомплект" было отказано.
Справка: Согласно информации, размещенной на официальном сайте организации, федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Свердловскавтодор" – это единое юридическое лицо, состоящее из 16 филиалов: 14 дорожно-ремонтных строительных управлений (ДРСУ), размещенных по всей территории области, а также проектного института и аппарата управления, расположенных в Екатеринбурге. "Свердловскавтодор" ведет отсчет своей истории с 1921 года, тогда предприятие называлось "Уральское Управление местного транспорта" (Уралокрумт). "Свердловскавтодором" оно стало в 1972 году. С момента своего основании и до 1997 года предприятие "Свердловскавтодор", наряду с подрядными функциями осуществлял также функции управления автомобильными дорогами, имея в своем составе службу заказчика. С 1997 году ФГУП "Свердловскавтодор" является исключительно подрядной коммерческой организацией.
Как рассказала Накануне.RU председатель Свердловской организации всероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Светлана Бочарникова, сейчас в штате предприятия числится более 3 тыс. человек. "Свердловскавтодор" обслуживает 600 км федеральных дорог и 6 тыс. 800 км дорог Свердловской области.
24 ноября Свердловский арбитражный суд принял к производству заявление о признании банкротом еще одной крупной дорожно-строительной организации – ООО "Магистраль", которое находится в Нижней Туре, и принадлежит известной династии предпринимателей – Огибениных.
Согласно информации официального сайта экс-губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, династия Огибениных занимается строительством, молочной продукцией, мясом, пивоварением. Главное направление деятельности предприятий династии - строительство автомобильной дороги Ивдель — поселок Таежный, которая ведет к границе Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе министерства промышленности и науки Свердловской области, ООО "Магистраль" все еще ведет переговоры о приобретении лесопромышленного комплекса "Лобва", которым в настоящее время владеет Елена Копытова, известная как гражданская жена Павла Федулева. Как ранее рассказывал Накануне.RU председатель первичной профсоюзной организации "Лобвы" Виктор Горбунов, "Магистраль" также выиграло конкурс на аренду лесных участков, которые являются сырьевой базой лесопромышленного комбината.
В качестве кредитора по делу о банкротстве "Магистрали" выступает ООО "Уральский завод строительных профилей". Первое заседание назначено на 21 декабря 2009 года.
По данным суда, в мае этого года в суд поступил иск ООО "Уральский завод строительных профилей" к ООО "Магистраль" на 6 млн 355 тыс. 338 рублей. Указанная сумма складывается из задолженности за поставку товара в размере 6 млн 91 тыс. 307 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами с конца 2008 года по май этого года. Определением от 22 июля текущего года суд прекратил производство по данному делу и утвердил мировое соглашение между сторонами. В соответствии с этим соглашением ООО "Магистраль" обязано было в срок до 23 августа 2009 года перечислить на расчетный счет истца 2 млн 49 тыс. 266 рублей, до 23 сентября –2 млн рублей, до 23 октября – еще 2 млн рублей.
Отметим, что это уже не первое дело о банкротстве ООО "Магистраль". Летом текущего года признать эту организацию несостоятельной уже требовала ОАО "Югорская лизинговая компания". Как следует из документов дела, требование заявителя было основано на наличии перед ним у ООО "Магистраль" задолженности в размере 2 млн 179 тыс. 149 рублей. Указанная сумма состоит из 2 млн 156 тыс. 864 рублей, которые "Магистраль" задолжала за оказанные автотранспортные услуги, и 22 тыс. 284 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Однако в сентябре этого года суд прекратил производство по данному делу в связи с полным погашением задолженности перед "Югорской лизинговой компанией".
В компании "Магистраль" от комментариев по поводу сложившейся ситуации отказались. С руководством ФГУП "Свердловскавтодор" Накануне.RU также связаться не удалось. Светлана Бочарникова отмечает, что в плачевном положении дорожная отрасль Свердловской области находится уже давно. Подтвердил ее слова в интервью Накануне.RU и депутат свердловской областной думы, член комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию Андрей Альшевских. Он отметил, что изначально в бюджете Свердловской области на 2009 год на финансирование дорожного хозяйства было предусмотрено 8 млрд 338 млн рублей. Когда были внесены изменения 5 октября этого года, финансирование урезали почти наполовину – до 4 млрд 300 млн рублей. В проекте бюджета на 2010, который был внесен на первое чтение, дорожникам планировалось выделить 2 млрд 945 млн рублей, затем во втором чтении сумму повысили до 3 млрд 945 млн рублей.
По данным департамента информационной политики губернатора Свердловской области, которые он обнародовал в середине ноября этого года, дебиторская задолженность "Свердловскавтодора" на тот момент достигала 600 млн рублей. По словам Светланы Бочарниковой, с предприятием полностью не расплатились еще за работы, выполненные в 2008 году. Она рассказала, что финансовое положение "Свердловскавтодора" уже пять раз в течение этого года было предметом рассмотрения на региональной правительственной комиссии по обеспечении устойчивой деятельности хозяйствующих субъектов на территории области.
"В течение года предприятие несколько раз накапливало задолженность по заработной плате до трех месяцев", - добавила представитель профсоюза.
Сейчас долгов перед сотрудниками у предприятия нет, однако для того, чтобы их ликвидировать, правительству области пришлось задействовать средства резервного фонда, откуда "Свердловскавтодору" было перечислено 40 млн рублей. По информации Светланы Бочарниковой, в настоящее время предприятие перевело на неполный рабочий день (заканчивается в 13:30) инженерно-технический персонал и на неполную неделю (три дня) – производственные подразделения.
"Чтобы предприятие могло функционировать до конца года, по словам исполняющего обязанности генерального директора Виктора Человечкова, необходимо, чтобы заказчики выплатили "Свердловскавтодору" хотя бы две трети того, что должны", - сообщал в департамент информационной политики губернатора в середине ноября этого года.
Аналогичным образом, судя по всему, складывается и ситуация у "Магистрали". Как сообщал на совещании, посвященном строительству молочных комплексов в регионе и.о. министра сельского хозяйства и продовольствия Сергей Чемезов, предприятие Огибениных приостановило проект по возведению таких комплексов. По его информации, предприниматели не будут развивать агропроекты до того момента, пока не будут погашены долги перед ООО "Магистраль". Судя по всему, вероятность введения наблюдения в отношении вышеобозначенных организаций достаточно велика. И даже "Свердловскавтодору", как федеральному предприятию, вряд ли придется рассчитывать на поддержку сверху.
Как отметил в интервью Накануне.RU депутат Госдумы РФ Игорь Баринов, ситуация со "Свердловскавтодором" осложняется тем, что предприятие планировалось акционировать, однако сейчас процесс этот пока не начат.
"Я общался и с Белозеровым (Олег Белозеров – экс-руководитель Федерального дорожного агентства, заместитель Министра транспорта РФ – примечание Накануне.RU) и с Чабуниным (Анатолий Чабунин - руководитель Федерального дорожного агентства – примечание Накануне.RU), и они говорили, что мы отношения к предприятию не имеем – оно должно находиться в стадии акционирования, в Минимущества тоже сказали, что не имеют к нему отношения. В общем, все федеральные структуры отвернулись от нашего предприятия", - рассказал он.
Кроме того, по информации Игоря Баринова, то, что "Свердловскавтодор" попал в сложную ситуацию, связано с недобросовестным поведением руководства организации. О неэффективности действий руководства предприятия сообщали и в департаменте информационной политики губернатора Свердловской области. Практика, связанная с заявлением ОАО "Югорская лизинговая компания" о признании "Магистрали" банкротом, казалось бы, оставляет надежду на то, что дорожное предприятие рассчитается и с другим кредитором и таким образом избежит введения наблюдения. Но отметим, что по похожему сценарию развивалась ситуация и с ЗАО "Автомобили и моторы Урала" (АМУР), которое, хотя и не по требованию первого заявителя, все же вступило в стадию банкротства.
Впрочем, есть вероятность того, что ситуацию на крупных дорожных предприятиях поможет "разрулить" новый губернатор Свердловской области Александр Мишарин. Во-первых, его биография тесно связана с этой отраслью. Во-вторых, он уже наглядно продемонстрировал, как могут решаться проблемы на подобных предприятих. Как пример - ЗАО "Баранчинский электромеханический завод", где по его распоряжению дали свет и тепло, несмотря на долги перед поставиками газа и электроэнергии. Напомним также, что во время поездки на этот завод в прошлую пятницу новый губернатор обратил внимание на нечищеный Серовский тракт и заявил, что ответственный за расчистку дороги должен быть уволен.