Юрий Неелов: Уральский мегапроект серьезно продвинулся вперед
В начале 2010 года начнется строительство главных транспортных объектов мегапроекта "Урал промышленный – Урал Полярный" – железной дороги и моста через Обь на Ямале. Несмотря на то, что федеральные деньги начнут поступать в 2011 году, возможность финансировать эти работы найдена. Кроме того, заинтересовался мегапроектом фонд королевской семьи "NOVAAR" из Саудовской Аравии. О том, как продвинулся в этом году "Урал промышленный – Урал Полярный", об эффекте совещания с Путиным в Салехарде и победе "ЛУКОЙЛа" в тендере на иракскую нефть, в эксклюзивном интервью Накануне.RU рассказал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов.
Вопрос: 16 декабря прошло заседание попечительского совета ОАО "Корпорация Урал промышленный – Урал Полярный", и стало известно, что в состав акционеров войдет Свердловская область, о чем заявил губернатор Александр Мишарин. Расскажите, а как все-таки обстоят дела с получением денег для мегапроекта из Инвестфонда? Федеральные средства будут выделены?
Юрий Неелов: Действительно, мы обсуждали, как нам двигаться дальше – есть уже многие проекты – строительства железной дороги, строительства моста (речь идет о новых железнодорожных линиях Салехард – Надым, Полуночное – Обская – Салехард, мостовом переходе через реку Обь в районе Салехарда, – прим. Накануне.RU), автодороги. С 2011 года начинается федеральное финансирование. Но надо выполнить определенные условия, которые сегодня ставит правительство РФ, и мы обсуждали, как это сделать. Есть еще возможность увеличения уставного капитала, поэтому мы определяли это, исходя из возможностей бюджетов субъектов РФ.
Вопрос: Какие условия наиболее трудные для выполнения?
Юрий Неелов: Вообще условий очень много, вы знаете, что войти в федеральную целевую программу очень непросто.
Сейчас завершается прохождение экспертиз, в декабре будем иметь большинство экспертиз. Есть и такое препятствие, как отвод земель, – там, где есть, например, земли лесного фонда, их надо перевести в промышленные и так далее, а эта процедура затрагивает полгода и более. Препоны большие, конечно.
Вопрос: Уставный капитал на какую сумму может увеличиться?
Юрий Неелов: Ненамного. Мы хотим завершить всю транспортную инфраструктуру, это в пределах 150 млн руб.
Вопрос: За счет каких именно регионов?
Юрий Неелов: За счет субъектов Федерации, где, в основном, будет развернут "Урал промышленный – Урал Полярный" – это Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский округа.
Вопрос: А в какие сроки это произойдет?
Юрий Неелов: До следующего заседания попечительского совета, то есть где-то в течение месяца мы это решим.
Вопрос: Мы уже говорили о том, что главные объекты строительства проекта "Урал промышленный – Урал Полярный" прошли экспертизу, а на какие средства в результате будет вестись стройка и когда начнется? Ведь ожидалось, что это произойдет в начале 2010 года, а федеральные деньги, как Вы уже отметили, придут только в 2011-м.
Юрий Неелов: А мы как раз это и обсуждали – за счет каких средств начинать строительство с тем, чтобы потом подкрепиться федеральными средствами. Я думаю, что в первом квартале 2010 года строительство уже начнется.
Вопрос: Как бы Вы оценили то, насколько продвинулся мегапроект в этом году? Ведь были опасения насчет его реализации, и год-то выдался экономически непростым.
Юрий Неелов: Если говорить о проекте "Урал промышленный – Урал Полярный", то, конечно, многое сделано, многое продвинулось вперед: сделаны экспертизы, проекты, мы защитились в Инвестиционном фонде, переговорили со всеми министерствами, получили согласование, поэтому, я думаю, все нормально. Мы двигались к тому, чтобы в 2011 году получить федеральное финансирование и начинать стройку. Сейчас есть все предпосылки начинать в 2010 году.
Вопрос: А каким был 2009 год для Ямало-Ненецкого автономного округа?
Юрий Неелов: Я считаю, что в целом все шло очень успешно, потому что мы хорошо выполняли бюджет, уже приняли бюджет на следующий год, он будет нисколько не хуже и будет бездефицитным. При этом все, в основном, будет отдано муниципальным образованиям - на места. Я думаю, что наши люди на Ямале будут жить не хуже, чем в 2009 году.
Вопрос: Во время последнего совещания с Владимиром Путиным в Салехарде обсуждался вопрос наделения Ямала статусом особой экономической зоны. Как этот вопрос решается?
Юрий Неелов: Это будет не особая экономическая зона, а так называемая внедренческая зона, где будут испытывать новейшие технологии, а для этого нужны преференции. Сейчас в Минэкономики, Минтрансе и Минэнерго это разрабатывается. Это будут внедренческие зоны, и я считаю, что это правильный шаг.
Кроме этого, вы знаете, что тогда был затронут вопрос о том, чтобы ввести нулевое НДПИ на поисковое бурение на территории округа. Это, несомненно, большой стимул для нефтяников и газовиков. Буквально вчера (имеется ввиду 15 декабря, интервью было записано 16 декабря, – прим. Накануне.RU) у меня был президент компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Юсуфович Алекперов, мы это как раз обсуждали. Это будет хорошим подспорьем для того, чтобы пойти на те участки, которые сегодня невыгодны. Отмечу, что такое решение принято и политически, и экономически, оно просто оформляется документально в настоящее время.
Вопрос: Кстати, на днях консорциум в составе "ЛУКОЙЛа" и норвежской компании Statoil выиграл тендер на освоение крупнейшего месторождения Западная Курна-2 в Ираке. В "ЛУКОЙЛе" уже заявили, что ждут "революцию" на мировых рынках нефти, когда гигантские месторождения Ирака обеспечат миру дополнительные 20% поставок сырья в мире. Как Вы считаете, появление столь мощного нового рынка "ЛУКОЙЛа" не отразится на работе компании в России, на Ямале, в частности?
Юрий Неелов: Действительно, "ЛУКОЙЛ" выиграл мощный тендер в Ираке. Но я считаю, что нисколько не отразится, потому что у нас нормальная практика взаимодействия, у нас подписано соглашение на 2010 год. Я еще не помню, чтобы они ("ЛУКОЙЛ", – прим. Накануне.RU) когда-либо не выполняли своих обязательств – они все обязательства выполняют.