Политическая эстафета 2009
Советская традиция подводить итоги уходящего года была своеобразно продолжена в 2009 не только предстоящим традиционным стоянием под кремлевской елочкой без шапки, но и
состоявшимся итоговым интервью президента во всех центральных телеэфирах сразу. Да еще с интервьюерами в лице трех главных теледиректоров.
Надо сказать, что, пожалуй, из всех общений президента с народом посредством телеящика это последнее было самым смотрибельным. И большая заслуга в том прежде всего трех телебоссов.
Но все же с точки зрения прояснения раскладов в реальной российской политике даже это последнее телеинтервью мало что дало. Будучи несколько более раскованным по форме, оно осталось официозным по содержанию. Поэтому позволим себе дать шанс пошевелить мозгами самостоятельно относительно "риал-политик" как в стране родной, вернее, ее верхах кремлевско-звездных, так и на просторах отдельно взятого Уральского федерального округа. Шевелить мозгами самостоятельно всегда полезно. А в условиях, когда реальная политика в стране давным-давно перекочевала под ковер, из-под которого доносится то писк придушенных, то рычание почти равных, по коему и определяют оставшиеся крохи политологов – что на самом деле происходит – шевелить мозгами тем более полезно.
* * *
Уходящий 2009 год не был ни выборным в большом смысле слова, ни предвыборным. Как формально должен бы быть и наступающий 2010. У нас сейчас выборы, если кто не в курсе проходят 2 раза в год и имеют либо общероссийский формат (кроме местных еще и Госдума, президент), либо местный – депутаты городов/регионов и мэров. Никто от этого не проиграл и не выиграл, как показала практика. Кроме понесшего большой урон племени политологов.
Итак, выборов больших в 2009 не было. А было ли спокойствие политическое? Естественно, нет. Кризис обострил все, что можно было экономически обострить с политическими последствиями. Но главное не это.
Главное, что принципиальных изменений в расстановке политических сил не произошло. Произошло нечто иное, гораздо более принципиальное. К концу года есть четкое ощущение, даже понимание: в стране формируются две политические команды, которые волей не волей, возможно, вопреки самим лидерам выстраиваются в боевые порядки. Пока процесс идет несколько хоатично. На 85% сконцентрирован в столице. Но идет. На конец года по большому счету он не имеет вертикальной составляющей – то есть, не проник в регионы. Но отдельные линии разделения уже прочерчиваются. В принципе совершенно логично, что до тех пор, пока боевые порядки не сформируются в верхах, процесс деления региональных элит по-крупному не начнется. Но любопытно здесь то, что если и когда столичные коридоры вчерне разделятся по лидерам, определят, так сказать, свою политическую ориентацию, то регионы забурлят быстро и выстроятся в очень короткие сроки.
При этом формально-официально оба лидера: Владимир Путин и Дмитрий Медведев заверяют дорогих россиян, что они люди одной крови, одного воспитания, одной команды и обязательно договорятся – кому идти на президентские выборы в 2012 году. Но все остальное, что мы видим и слышим, находится в диалектическом противоречии с данными постулатами.
А именно.
Владимир Путин и Дмитрий Медведев успели не по разу заявить в 2009 году, что ни тот ни другой для себя не исключают президентское претендентство в 2012. Надо полагать, что все сколько-нибудь значимые фигуры в их окружении от каждого такого заявления сделали политическую стойку и просчитали выгоды и потери в случае того или иного президентства. А, значит, склонились больше в ту или иную сторону. Однако, только малая часть столичного политбомонда при этом будет играть в одни ворота. Подавляющее большинство постарается, как хитромудрые олигархи, положить яйца в обе корзины. И, думаю, процесс "броуновского" политического движения будет продолжаться в 2010 году с большей интенсивностью. Если не произойдет резкого шага со стороны любого из членов тандема.
Вероятен ли резкий шаг?
Опасливо сделаю прогноз - нет.
Аргументы?
Если вдруг Медведев решится на резкие, однозначные, а не половинчато- окраинные меры по реализации прозападной либерализации российского пространства с выдвижением на передний план людей, написавших ему блог-речь к 30 октября, вставивших пару абзацев в статью "Россия вперед!", поспособствовавших увольнению Лесина за разработку
структуры и организации нового дополнительного пула телепушек и резкому принятию закона о рекламе, перевестывающему весь телеящик под самый новый год, продвигающих к президентским аппартаментам активизировавшихся членов бывшей "семьи" ЕБН и мечтающих через коррупционную борьбу под лозунгами модернизации отодвинуть от реальных рычагов "силовое братство", то реакция будет трудно предсказуемой. После первого ступора в чиновничье-бизнесовых кругах взоры обратятся к старшему во всех смыслах фигуранту тандема. И только от его реакции будет зависеть – начнется хаос деления или медленное, для кого-то неохотное встраивание в ряды "всегда так думавших" промедеведевцев.
А есть ли реальная возможность, что Путин в свою очередь сделает некий резкий шаг, четко обозначив свое желание или наоборот нежелание бороться за первый государственный пост в 2012 или ранее? Гипотетически есть. Но только гипотетически. Хотя на конец 2009 года все-таки подавляющее число козырей, конечно, на руках у ВВП. Это и реальное распоряжение бюджетом, и политический вес в мире и в стране, и партийное большинство не только в Госдуме, но и в регионах, и, как ни крути, бОльшее уважение в народной массе.
При этом находящийся на первом официальном посту в государстве более молодой член властного тандема Медведев в 2009 году не раз демонстрировал желание выйти из-под опеки старшего товарища. Как яркий пример – предновогодний диалог с главой "Ростехнологий" Чемезовым, где президент даже проговорился в сердцах, что вообще-то уверен, что его слова должны бы в граните отливать. На граните, правда, высекают, а не отливают, но не суть. Суть в том, что амбиции уже проявлены.
Однако пока диспозиция принципиально не поменялась и на начало 2010 мы имеем тот же расклад в тандеме, что и раньше, а соцзамеры это подтверждают.
Даже если помнить, что результаты опросов и ВЦИОМ, и Левада-центра надо всегда корректировать, понимая, кто заказывает музыку этим двум главным российским социологам, все равно лучшие показатели пока на стороне ВВП.
Опрос ВЦИОМ декабря 2008 года: доверие Путину на уровне 60%, доверие Медведеву – 42%, ноябрь 2009: доверие Путину – 53%, Медведеву – 43%. Левада – центр дает несколько иные цифры. По его данным, в декабре 2009 года доверие Путину – 48%, Медведеву – 37%.
Просто в порядке хулиганской ремарки. Тот же ВЦИОМ наисследовал в декабре 2009 года, что положительная оценка деятельности и фигуры Иосифа Сталина те же 37%, при этом 54% (!!!) наших сограждан высоко оценивают лидерские качества вождя, а по данным опроса наилиберальнейшего "Эха Москвы" к сторонникам Сталина себя относят 59%. Сравните и сделайте выводы.
Вернемся от ремарки к теме. Итак, Путин пока первенствует. Но, учитывая усилия президентского широкого окружения, которое все более напористо, как-то барски, чуть не свысока отметает результаты путинских 8 лет и все более нетерпеливо требует от патрона не формального, а реального первенства с последующим перераспределением лакомых мест, можно спрогнозировать – борьба бульдожьих стаек под всеми коврами кремлевских кабинетов будет усиливаться, вплоть до возможного выхода в публичную плоскость. Сумеют ли лидеры договориться, не "побить горшки", не дойти до ситуации - маски сброшены?
Вот и посмотрим в 2010 году.
* * *
А что же с политическим пространством Уральского федерального округа произошло в 2009 году?
Здесь все несколько более прозрачно. Пройдемся подробнее.
Полномочный представитель Президента РФ в УрФО Николай Винниченко был назначен в конце 2008 года после смерти первого полпреда Петра Латышева.
Спустя года работы можно определенно утверждать, что не столь пока уверенный в себе третий президент страны сделал в данном случае очень точный политический выбор. Николай Винниченко, будучи четко ориентированным на президента, сумел за год выстроить простые, рабочие и, как ни удивительно, вполне эффективные отношения со всеми губернаторами округа, назначенными еще Путиным. А со сменой губернатора на Среднем Урале был нейтрализован и последний возможный очаг неявного напряжения. Что совершенно недвусмысленно было продемонстрировано свердловским губернатором Мишариным, когда он в конце года
заявил – Свердловская область внесет в корпорацию "Урал Промышленный – Урал Полярный" 200 млн рублей.
Большинство политических наблюдателей после назначения Винниченко полагали, что вес аппарата полпреда в УрФО значительно снизится в силу незнания новым полпредом урало-сибирских реалий и интеллигентной манеры осуществлять руководство, свойственной ленинградцу Винниченко. Реалии прогнозы опровергли. Пожалуй, единственный эпизод 2009 года, который можно формально записать в пассив полпредству – это увольнение сразу двух замов по каким-то очень туманным причинам, связанным с внезапной любовью верховной власти к оппозиции. Но и это, как всем сегодня понятно - результат политических игр в самом верхнем эшелоне, а не уральский контекст. Все остальное до удивления позитивно. В том же мегапроекте "Урал Промышленный –Урал Полярный" решен федеральный вопрос по деньгам, проявилась заинтересованность не только российских олигархов,
но и далеких саудовских принцев. Медиа-пространство уральского округа, кстати, оказалось к молодому трудоголику-полпреду опять же очень лояльно в отличие от первого президентского назначенца. Наконец, кризис, который априори должен был сильнейшим образом ударить по УрФО, хоть и стукнул по уральским моногородам изо всей силы, но не привел к социальным проблемам, подобным Пикалево. Решение проблем "Уралвагонзавода" тому пример. В общем 2009 год для уральского полпреда был экзаменом на политическую зрелость, сданным на "хорошо".
* * *
Свердловская область.
Регион, переживший и переживающий самые большие потрясения к концу 2009 года, которые абсолютно точно перенесутся и на 2010 год. Речь, естественно, не только об экономическом кризисе, треснувшем прежде всего машиностроителей и металлургов, а о смене губернатора.
В начале 2009 Средний Урал уже был поделен на неравные части. Тех, кто с ужасом ожидал возможной смены власти в регионе и был нацелен на то, чтоб сделать все возможное и невозможное, дабы смены власти не произошло; тех, кто с интересом наблюдал – сменят/не сменят и тех, кто не без доли злорадства жаждал смены. Еще, конечно, было и есть население Свердловской области, которое ничего не ждало, а усиленно работало и пыталось справляться с проблемами, коим несть числа, а теперь с доброжелательным пока (!) любопытством наблюдает за фигурой нового губернатора Александра Мишарина.
Судить о новом губернаторе и его команде рано. Для них экзаменом будет как раз следующий 2010 год. Пока можно лишь отметить несколько деталей. Четкой прорисовки команды сразу после назначения не произошло. Значит, как таковой ее у нового свердловского губернатора до назначения не было. Скорей всего, назначение Мишарина было все-таки результатом достаточно случайного компромисса в высшем российском тандеме. Внимательная публика отметила, что 6 ноября на сайте президента появилось две строчки о встрече Путина и Медведева без всяких подробностей и даже минимального освещения по ЦТ. А 10 ноября после многомесячной затянувшейся интриги ожидания из Кремля последовал документ с фамилией Мишарина. И свердловское медиа-пространство взорвалось. Особо замазанные в близости к предыдущей команде Росселя-Левина кинулись доказывать свое глубокое знание личностных особенностей нового губернатора и отслеживать каждый его чих с прицелом на будущие преференции или удержание "вкусных позиций, нейтральные (а таких большинство в области) с интересом вернули в информповестку обязательный повод – что сделал свердловский губернатор, а негативно настроенных к Мишарину в свердловских СМИ пока не обнаружилось в отличие от Росселя. Еще большее оживление царит в бизнес-кругах Среднего Урала. Со сменой практически всего кабинета министров, безусловно, грядут и новости в экономической сфере области. Уже понятно пока только то, что у таких структур, как ТМК, УГМК, Уралвагонзавод и СВЖД вырисовывается перспективное сотрудничество с новой властной командой области. Остальные перемены – дело будущего 2010 года.
Курганская область.
Здесь к концу года политическое напряжение просто зашкаливало. Полномочия Олега Богомолова заканчивались 29 декабря. А интрига с назначением не разрешалась вплоть до вечера 25 декабря. И, несмотря на то, что на Среднем Урале только что с губернаторского поста был удален гораздо более весомый политический старожил Россель, все же большинство наблюдателей сходилось во мнении, что переназначение действующего курганского губернатора произойдет.
Похоже, эта определенность была и у столичных вершителей судеб. Но именно в силу того, что предстояло еще раз дать полномочия действующему аж с 1996 года губернатору, решили потянуть интригу до последнего. Не игры нервов ради, а пользы дела для. Как говорится, чтоб понимание прикасаемости проникло под кору головного мозга. Тем более, что проблем у Зауралья в экономической сфере более, чем достаточно. Дело не в кризисе. Тут как раз для более сельско-хозяйственной, чем все иные регионы, входящие в УрФО, Курганской области слишком сильных ударов не было. При этом производственный комплекс, который ориентирован на строительство и машиностроение, естественно, подвергся сильным испытаниям. Но в сухом остатке Олег Богомолов проходит переназначение и с 29 декабря отрабатывает следующий губернаторский срок. Для области это положительно в любом случае.
Челябинская область.
Южный Урал прожил 2009 год в целом трудно, как и вся страна, но социально выстоял. Политические проблемы начала года были обусловлены все тем же экономическим кризисом. Металлургия всей страны оказалась под жестким ударом, а в области металлурги традиционно являются базой. Падение производства почти на треть, сокращение бюджета, рост безработицы – все "прелести" кризиса Южный Урал испытал на себе. И можно понять губернатора Челябинской области Петра Сумина, когда он, подводя итоги года, отмечает как достижение то, что в области, несмотря ни на что, были выполнены все социальные обязательства. Причем, сам же губернатор подчеркивает, что сие удалось благодаря помощи федеральных властей, в том числе в лице президента, премьера Владимира Путина и полпреда главы государства в Уральском федеральном округе Николая Винниченко. Понятно, что отношение федерального центра к Петру Сумину будет крайне важно и в 2010 году, так как в апреле встанет вопрос о назначении-переутверждении челябинского губернатора. Как отмечают эксперты, несмотря на то, что проблемных вопросов будет немало и в будущем году, у команды Сумина очень хорошие шансы пройти переназначение, если не случится чего-то форс-мажорного.
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.
Югра оказалась в 2009 году как на качелях. Ибо пока зависимость округа от конъюнктуры нефтяных цен остается крайне высокой. А цены на нефть в 2009 году были в состоянии движения. Правда, вектор этого движения все же был направлен вверх. Тем не менее, проблем в Югре хватало. Но губернатор Александр Филипенко и его команда справлялись с ситуацией успешно.Однако, как известно, это для современной кремлевской тандемократии еще далеко не все. Как и стабильная популярность среди населения округа.
Начало 2010 года для Югры будет весьма напряженным. Срок полномочий действующего губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Александра Филипенко истекает 24 февраля 2010 года. Список кандидатов на губернаторский пост в ХМАО оказался нестандартным. Александр Филипенко, депутаты Госдумы от ЕР Владимир Асеев, Наталья Комарова и вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев. Особое напряжение в югорской элите вызывает, конечно, последняя кандидатура. Причем, и прогнозы какие-то делать сейчас, опираясь на некий предыдущий опыт – не получается. Если старожил Россель в конце 2009 года не был представлен к назначению, то более молодой годами старожил Богомолов как раз был. Одним словом, начало 2010, а, возможно, и весь год обещает быть для Югры очень непростым. Какова бы ни была конъюнктура цен на нефть.
Ямало-Ненецкий автономный округ.
Для Ямала 2009 года был полон забот, хлопот, нервов и работы. Газовая ориентация окружной экономики дала возможность относительно мягко пройти кризисные реалии, но и на всегда благополучном Ямале было трудно. На конец года ситуация социально-экономическая стабильна, отношения с "Газпромом" ровные.
Но также как в Югре напряжение в политическом поле серьезное и оно переходит в 2010 год. Причем,напряжение, возможно, еще более серьезное, чем у соседей. Список претендентов на главу Ямала, предложенных "Единой Россией", выглядит так: Юрий Неелов, вице-губернатор ЯНАО Виктор Казарин, глава Пуровского района Дмитрий Кобылкин и генеральный директор ООО "Газпромкомплектация" Игорь Федоров. Самая сильная фигура последняя в списке. Кроме того, что это представитель газовой монополии, которая на Ямале очень много значит, так это еще и однокурсник ныне действующего президента.
Вообще, любопытно, что в списках по северным округам оказывается четыре кандидата, вместо привычных трех. И как минимум по одному реально могущему претендовать на губернаторское кресло. Похоже, Кремль взял курс на усиление назначенческой интриги повсеместно. И, если не идет пока на поголовное обновление губернаторского корпуса, то как минимум демонстрирует наличие реальной кадровой альтернативы, тем самым усиливая рычаги влияния на региональную элиту. Итак, срок полномочий Юрия Неелова истекает 11 марта, и остаток зимы в 2010 году обещает быть нервным. Опять же, несмотря на стабильность социально-экономической ситуации в округе и популярности в 80%, которой может позавидовать любой российский губернатор.
Тюменская область.
Для Тюменской области 2009 год был трудным. Он вообще ни для кого в России не был легким. Но область по-прежнему остается своеобразным флагманом Уральского округа во всяких новшествах и в современном стиле управления. Это объяснимо. Молодой, энергичный, современный, но без ненужного эпатажа, свойственного пермскому или кировскому главе, губернатор Владимир Якушев, в одной стороны, продолжает в развитии области тенденции и проекты, заложенные еще влиятельным в региональной политике вице-премьером Сергеем Собяниным (губернатор области до 2005 года), с другой – организует и продвигает новые направления. Те же технопарки, создание режима наибольшего благоприятствования малому бизнесу, развитие собственной производственной базы, продвижение информационных технологий. Стоит отметить, что 2010 для Тюменской области будет также окрашен предстоящим переназначением, так как, согласно Устава области, полномочия действующего губернатора заканчиваются в ноябре 2010 года. Предварять события не хочется, но прогноз для команды Якушева на конец 2009 года крайне благоприятный.
* * *
Резюмируя, можно сказать, что как бы ни был труден 2009 год в экономическом плане, 2010 не обещает быть менее сложным. А политически, уверен, гораздо более напряженным, чем уходящий 2009. С наступлением нас нового политического года!...