Старый новый Дальний
Росавиация начала принимать заявки от авиакомпаний, желающих получить субсидии для перевозки льготников с Дальнего Востока в европейскую часть России. Программа, напомним, начала действовать в прошлом году и, по оценкам авиационного ведомства, показала неплохие результаты. И это дало повод не только для ее пролонгации, но и для расширения – в 2010 г. появятся новые направления, в том числе и внутри огромного дальневосточного региона. Но будут и изменения другого рода. В наступившем году авиационные власти решили убить одним выстрелом двух зайцев – и связь между регионами поддержать, и отечественного производителя.
Последнее выразилось в пункте постановления Правительства, где приоритет отдается перевозчикам, эксплуатирующим "современные воздушные суда отечественного производства". И далее пояснение – какие именно: Ту-204, Ту-214, Ил-96, Ан-148, Ан-140. Из тех семи компаний, которые в прошлом году успешно перевозили льготников, а потом получали за это компенсации от государства, не все имеют такие самолеты. Например, S7 (авиакомпания "Сибирь") как раз таки недавно отказалась от эксплуатации российских и советских судов в принципе. У другого перевозчика – "Мирнинского авиационного предприятия" – противоположная проблема: отсутствуют "современные" суда. Суть идеи понятна: стимулировать отечественное авиастроение, поскольку выплачиваемые государством компенсации в дальнейшем авиакомпании тратят в том числе и на выплату платежей по лизингу иностранных самолетов, к коим интерес пока, увы, несравнимо больший. Но особо беспокоиться не соответствующим новому критерию не стоит – участники рынка говорят, что квот хватит на всех.
Стоит отметить, что несколько повысились предельные тарифы и, соответственно, размеры субсидий на одного пассажира (см. таблицу). Напомним, компании могут устанавливать стоимость билетов и ниже указанных в документе. Однако такой рост не сильно повлияет на количество пассажиров-льготников, считают в авиакомпаниях. "Правительство определяет потолок, а авиакомпания уже имеет право в этих рамках назначать свои тарифы. Действительно, произошел небольшой рост, адекватный изменению экономической ситуации. Но вряд ли он заметно снизит положительную динамику", - пояснил Накануне.RU руководитель пресс-службы авиакомпании "Владивосток Авиа" Александр Алексеев. Отметим, всего в федеральном бюджете на 2010 г. на программу субсидированных перевозок с Дальнего Востока зарезервировано 2,5 млрд руб. – увеличение более чем в два раза по отношению к минувшему году.
В 2010 г., как и годом ранее, купить льготный билет можно будет с 1 апреля. Предоставить заявки в Росавиацию перевозчики должны не позднее 1 марта, но некоторые уже подали документы. " Заявку наша авиакомпания уже оформила и направлена в Росавиацию. В этом году появились новые направления, в том числе внутри региона. И мы намерены участвовать в перевозках по ним. На рассмотрение заявки ведомству, согласно правительственному постановлению, дается 14 дней. С учетом новых направлений, мы рассчитываем в 2010 г. увеличить количество перевезенных пассажиров по данной программе", - говорит Александр Алексеев.
Кстати, программа жестко регламентирует квоты для льготников в зависимости от вместимости самолета. Так, в "современных отечественных суднах" с загрузкой 180 мест экономкласса (Ту-204, Ту-214, Ил-96) нужно предоставить не менее 60 кресел, все что свыше – на усмотрение перевозчика. А вот тем, кто летает на иностранных или старых отечественных самолетах, придется этими 60-ю местами и ограничиться. Такой же принцип на самолетах с экономклассом от 80 до 180 мест (из "современных отечественных судов" – Ан-148): либо не менее 40 мест, либо 40 мест фиксировано, и менее 80 мест в экономическом классе (Ан-140): либо не менее 20 мест, либо 20 мест фиксировано.
Маршрут | Размер субсидии на одного пассажира/Предельная величина специального тарифа в одном направлении (руб.) |
Изменение тарифа по отношению к 2009 г. (руб.) |
Анадырь-Москва-Анадырь | 9100 | +250 |
Благовещенск-Москва-Благовещенск | 7700 | +700 |
Владивосток-Москва-Владивосток | 7700 | +700 |
Магадан-Москва-Магадан | 8550 | +800 |
Петропавловск-Камчатский – Москва - Петропавловск-Камчатский | 7700 | +700 |
Мирный-Москва-Мирный | 9900 | +900 |
Хабаровск-Москва-Хабаровск | 7150 | +650 |
Полярный-Москва-Полярный | 9900 | +900 |
Южно-Сахалинск – Москва – Южно-Сахалинск | 7450 | +700 |
Якутск-Москва-Якутск | 8250 | +750 |
Владивосток – Санкт-Петербург - Владивосток | 8000 | +750 |
Магадан – Санкт-Петербург - Магадан | 9100 | +850 |
Хабаровск – Санкт-Петербург – Хабаровск | 8000 | +750 |
Южно-Сахалинск – Санкт-Петербург – Южно-Сахалинск | 8250 | +750 |
Якутск-Сочи-Якутск | 9900 | +900 |
Норильск-Москва-Норильск | 4500 | new |
Хабаровск-Сочи-Хабаровск | 7450 | new |
Магадан-Владивосток-Магадан | 7500 | new |
Анадырь-Владивосток-Анадырь | 12000 | new |