Украина 2010: Первый пошел!
17 января на Украине состоялся первый тур президентских выборов-2010. Обработано уже 85% бюллетеней. По предварительным результатам, лидер "Партии регионов" Виктор Янукович набрал более 35% голосов, у Юлии Тимошенко – свыше 24%. Третьим следует Сергей Тигипко – у него 13%. Далее идут Арсений Яценюк и Виктор Ющенко. Явка избирателей достигла 66%. Второй тур назначен на 7 февраля. О нюансах выборного процесса и возможном политическом будущем Украины в интервью Накануне.RU рассказал директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин.
Вопрос: Как оцениваете предварительные результаты первого тура?
Василий Стоякин: Первое, бросившееся в глаза еще вчера по результатам экзитпулов - они практически полностью совпали с предвыборными исследованиями. Причем не только с теми, которые проводились в последние две недели. Все тенденции отразились в экзитпуле и, как я понимаю, в предварительных результатах Центризбиркома тоже. На первом месте Янукович, набравший более трети голосов активных избирателей. Потом – с отрывом примерно в 10% Тимошенко, и на третьем месте Сергей Тигипко. Правда, результат Тигипко больше, чем ожидалось. Выборы подтвердили уже имевшуюся тенденцию. Во второй тур выходят Янукович и Тимошенко. Тут тоже нет ничего неожиданного. Осталось дождаться окончательных результатов. Тогда можно будет прикинуть, есть ли у Тимошенко шансы во втором туре. Теоретически – да. Практически… Надо посмотреть хотя бы по сумме голосов. Если сумма голосов так называемых "посторанжевых избирателей" больше, чем у Януковича, то шансы есть.
Вопрос: На второй тур какие-либо тенденции просматриваются?
Василий Стоякин: Если результаты выборов будут подтверждать выводы социологов, то ничего неожиданного не произойдет и Янукович победит со значительным перевесом. Это принесет ему победу на выборах, но не принесет победы в политической борьбе. При прочих равных условиях он обладает уникальной способностью проигрывать.
Вопрос: Сюрпризы при голосовании были?
Василий Стоякин: Нет, сюрпризов не было. По моей информации, ни один из штабов не готовил системных фальсификаций, ни один из штабов не готовился системно противодействовать фальсификациям. Соответственно, ничего такого не видели. Наблюдатели говорили об отдельных нарушениях, выдвигались версии, что данные нарушения – обкатка технологий для фальсификаций во втором туре. Мне это представляется маловероятным. Просто потому, что есть опыт 2004 года. Тогда была создана огромная и невероятно разветвленная система по контролю за результатом выборов. На нее потратили огромные деньги американских негосударственных и государственных фондов. Системы контроля создали буквально на каждом избирательном участке, подготовили огромное количество людей. Но работа вылетела в трубу, поскольку во втором туре выборов 2004-го, несмотря на очевидные масштабные фальсификации, в суде команда Ющенко ничего доказать не смогла. Более того, команда Януковича, тоже отслеживавшая фальсификации, имевшая значительные возможности для контроля за ходом выборов, также никаких нарушений не доказала. Известное решение Верховного суда Украины издали с неопределенными формулировками – мол, результаты выборов невозможно установить, так как имелись массовые нарушения. Что за нарушения? С чьей стороны? Системные? Не системные? Ничего подобного в решении Верховного суда нет. Почему? Потому, что не было доказательств. Хотя всем было очевидно, что активно "рисовали" обе стороны в пределах своих возможностей. С точки зрения здравого смысла, на нынешних выборах, когда поток американских денег изрядно иссяк, особого смысла строить такую же систему контроля и такую же систему фальсифицирования, просто необязательно. Значительно важнее громко кричать: "Держи вора!" А отслеживание реальных фальсификаций, если заранее известно, что, скорее всего, доказать ничего не удастся - лишняя трата сил и ресурсов. На этих выборах у нас будет много разговоров о фальсификациях, но самих фальсификаций будет очень мало.
Вопрос: Может кто-то из кандидатов рискнуть и попытаться вывести людей на Майдан?
Василий Стоякин: Есть определенная вероятность того, что Тимошенко попытается переиграть результаты выборов через неэлекторальные механизмы. У нее сейчас большой ресурс в судах - руководство Верховного суда связано с руководством ее блока. Кроме того, в блоке Тимошенко работает много квалифицированных юристов. Теоретически возможность провести что-то такое через суды существует. Но у нас недостаточно информации вот о чем - не достигнута ли, на самом деле, между Тимошенко и Януковичем договоренность, еще до начала кампании, о том, что они признают выгоду друг друга? Такая вероятность существует, так как они вели переговоры, которые, в какой-то части, могли окончиться компромиссом. Что касается Майдана, то в 2004-м это была информационно подготовленная "спецоперация". Ею занимались специалисты очень высокого уровня. Специалистов по психологической войне такого уровня нет в Украине, и, по-моему, нет даже в России. Просто так, с кондачка, повторить те события не получится. Я уже не говорю о том, что тогда на Майдане потратилось огромное количество человеческой энергии. За последние годы она не восстановилась. Люди могут выйти, но это будет не миллион и не сто тысяч. Рассчитывать на повторение событий в той форме - нельзя. Я думаю, что люди, которые попытаются подобное организовать, сами удивятся – насколько все это окажется другим и по массовости, и по поведению участников.
Вопрос: Явка почти 67%. С каким настроением страна шла на выборы?
Василий Стоякин: У нас средняя активность на выборах в районе 65%. Вполне нормальный средний результат. Посмотрим, что произойдет во втором туре. Как правило, во втором туре активность выше, чем в первом. А на фоне того, что вообще происходит в стране, активность может оказаться даже ниже. Связано это с большой разочарованностью людей во всех политиках первого эшелона. На протяжении пяти лет в стране почти ничего не делалось. Шла постоянная война между президентом, премьером и оппозицией. Работа госмеханизма оказалась полностью парализована, потому что стоило одной стороне приступить хоть к реальным действиям – правильным или не правильным – две другие тут же объединялись и полностью блокировали ее усилия. Потому в стране страшнейшая разочарованность, однако, сопровождающаяся надеждой на то, что если дать власть кому-то одному, ситуация изменится и начнет проводиться хоть какая-то ответственная последовательная политика. На мой взгляд, данные ожидания не совсем правильные. Если победит Янукович (с ним связаны наибольшие надежды), он попадет в очень плохое положение, из которого ему будет крайне тяжело выйти. Он не имеет реального парламентского большинства. А идти на перевыборы Верховной Рады, даже если она согласиться, значит вызвать крайне негативную реакцию общества. Учтите, что в мае предстоят еще местные выборы, а кандидат, обещавший стабильность и предсказуемость госвласти, вместо того, чтобы заниматься восстановлением экономики, примется устраивать третью за полгода избирательную кампанию…Я думаю, ему придется туго.
Вопрос: Получается – первый тур, второй тур, что Янукович, что Тимошенко – ситуация в стране не изменится?
Василий Стоякин: Если Тимошенко придет к власти, то ситуация может, в какой-то степени, поменяться. У нее большинство (в парламенте). Оно только укрепится в случае ее победы. Прекратится конфликт президента и правительства, составлявший основу политической жизни Украины на протяжении пяти лет. Но проблема в том, что у Тимошенко нет возможности составить действительно профессиональное правительство, у которого получится реально заниматься проблемами страны. Сама личностная специфика Тимошенко не допускает с ее стороны системной работы. Она действует в режиме атак – проблему увидела, быстро на нее налетела, все разрушила, ушла в другую сферу. Такая политика показала свою низкую плодотворность. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что именно деятельность последнего правительства Тимошенко оказалась довольно эффективной. Так или иначе, ей удалось избежать дефолта. Ей удалось избежать критического снижения социальных стандартов и многих других неприятностей, предсказываемых Украине. Но насколько это результат ее работы, а не случайность – сказать трудно даже экономистам.
Вопрос: Вы по-прежнему считаете, что в будущем Украина потеряет свое политическое единство?
Василий Стоякин: Пока я не вижу никаких предпосылок, чтобы думать иначе. Надо еще дождаться результатов выборов. Но, я думаю, если к ним присматриваться в региональном разрезе, мы обнаружим, что Ющенко и Тягнибок (крайние националистические кандидаты) почти все свои голоса получили в пяти областях Западной Украины. Последнее время в Киеве, на уровне досужих домыслов и судачеств, приходится слышать, что межрегиональное противостояние людей несколько утомило, и если выделить Галичину и Волынь в Западно-Украинску автономию, то это благотворно скажется на политическом климате страны. А на востоке такие разговоры идут уже несколько лет и становятся все более серьезными.