Это сладкое слово "халява"
Какой житель этой планеты не любит получать бесплатные бонусы, скидки, дополнительные баллы, "мили", рубли? Казалось бы, ответ очевиден. Но, оказывается, наши сограждане в большинстве своем игнорируют кредитные карты, в том числе и кобрендинговые, по-прежнему отдавая предпочтение наличным. Между тем, банкиры утверждают – сегодня даже самая обычная кредитка предполагает получение ее владельцем скидок в определенном количестве заведений. Статистика удручает: 10 лет назад россияне 98% транзакций проводили с наличными, сегодня эта цифра сократилась лишь на 5%!
Естественно, далеко не все услуги и товары, которые среднестатистический россиянин приобретает ежедневно, можно купить по "безналу" – рынки, магазины шаговой доступности и т.д. до сих пор предпочитают "кэш". Да и не все банки развивают такое направление как кобрендинг – в основном, совместными проектами занимаются федеральные игроки. Однако житель мегаполиса, такого как Екатеринбург, сегодня может не только обезопасить и облегчить себе жизнь безналичными расчетами, но и извлекать из "кусочка пластика" весомую выгоду. Другими словами, если выбирать между "просто платить" и "платить и получать еще что-то" любой здравомыслящий человек, по идее, должен выбрать последнее.
Но железная логика и математический расчет часто разбиваются о такую неизбежность жизни как привычка. Вот пример: в третьем квартале прошлого года в Свердловской области насчитывалось 12 тыс. платежных терминалов в торговых предприятиях, которые принимают карточки. Но при этом только 6,6% всех транзакций свердловчане проводили "безналом". По словам заместителя председателя Уральского банковского союза Евгения Болотина, это еще неплохой показатель – больше только у Москвы, Питера и наших соседей – Тюменской области. "Что касается России в целом, то эта цифра едва превышает 1-2%", - сетует Болотин. Консерватизм присущ всем: и держателям карт – многие из нас едва получив на карточку зарплату, тут же снимают ее полностью в ближайшем банкомате; и ритейлеров, предпринимателей – их не дозовешься стать партнером кобрендингового проекта, особенно, по словам банкиров, это касается региональных компаний. Хотя, справедливости ради нужно отметить, что московские и питерские местные компании более продвинуты в этом смысле. Например, совместный проект есть у Сити-банка и Московского метрополитена – карту можно использовать в качестве проездного. А питерские автолюбители могут с помощью карт того же банка получать скидки в сети местных АЗС Neste. Недавно к числу продвинутых регионалов присоединилась авиакомпания "Уральские авиалинии", запустившая кобрендинговый проект с Альфа-Банком.
Некоторые компании вообще имеют совместные проекты с несколькими банками. Так, у крупнейшего российского авиаперевозчика – "Аэрофлота" – совместные карты аж с шестью российскими банками: "Газпромбанк", Сбербанк, "Русский стандарт", Сити-банк, Альфа-Банк, "СМП Банк". Точно также у сотового оператора МТС запущены кобрендинги с Райффайзенбанком и Сити-банком.
По словам вице-президента Альфа-Банка, руководителя блока "Розничный бизнес" Алексея Марея, сегодня во всем мире кобрендинговые проекты с авиакомпаниями являются самыми успешными с точки зрения количества участников. "Есть ряд федеральных банков, которые занимаются подобными авиапрограммами. Это и Сбербанк с "Аэрофлотом", и Райффайзенбанк – у них проект с "Австрийскими авиалиниями", и мнгоие другие. Это направление достаточно распространено. У нас, на Урале пионером кобрендинга был Уральский банк реконструкции и развития. Кстати, "Уральские авиалинии" работали с ним – у них было несколько общих продуктов", - говорит Евгений Болотин.
Конечно, зарабатывать в прямом смысле слова на кобрендинговых карточках невозможно. Хотя, например, МТС и Сити-банк, недавно запустившие совместную карту, обещают весьма привлекательный бонус. По словам вице-президента, руководителя управления кредитных продуктов ЗАО КБ "Ситибанк" Михаила Бернера, владельцы обычных карт Ситибанк-МТС получат приветственный бонус после активации карты при первой покупке в размере 3000 баллов. Этого хватит, чтобы бесплатно пользоваться связью МТС в течение 1500 минут или для отправки 900 бесплатных SMS. Как рассказал генеральный директор МТС-Урал Андрей Ревков, рядовому абоненту такого лимита хватает на 5-6 месяцев. Кстати, если говорить о размере бонусных "миль" или баллов (у каждой авиакомпании разные названия), здесь, как оказалось, у всех авиакомпаний мира примерно одинаковые исчисления: в среднем за один потраченный доллар (или около 30 руб.) начисляется один балл.
Банкиры подразделяют карточки добавленной стоимости на несколько категорий. Одни дают очевидную выгоду – накопление бонусов, которые можно потом потратить. По другим можно получить скидку, третьи вообще направлены на благотворительность. Так, КБ "Уралсиб" недавно запустил проект с программой Первого канала "Пока все дома" – "Достойный дом детям!". "Ежемесячно 0,5% от денежного оборота по оплате товаров и услуг с использованием платежных карт "Достойный дом детям!" "Уралсиб" из собственных средств направляет на реализацию благотворительных проектов помощи детям", - сообщили нашему агентству в пресс-службе банка. Альфа-Банк помогает всемирному фонду дикой природы: "0,3% от каждой покупки, совершенной владельцем совместной карты, перечисляется банком на природоохранные программы Фонда. При этом стоимость покупки не меняется, т.е. именно средства банка перечисляются на поддержку WWF". Сбербанк помогает фонду "Подари жизнь" и т.д.
Стоит отметить, что обслуживание кобрендинговой карты, как правило, не дороже чем обычной. Точно также как "золотая карта" в любом случае обойдется ее владельцу в весьма немаленькую сумму. Что касается создание мультибрендовых карт – тут банкиры "морщат носы", поскольку собрать сразу все бонусы (например, человек является постоянным клиентом "Аэрофлота" и МТС) хотели бы все, но тогда выгода уже перешагнет за рамки поощрения за лояльность, а именно она является конечной целью любого кобрендингового проекта. Поэтому не стоит сильно рассчитывать на пресловутую "халяву", хотя пренебрегать преимуществами "безнала" тоже не стоит. "На самом деле, у нас уже довольно хорошо развиты безналичные платежи, они прочно вошли в нашу жизнь. Вот пример: в том же "Купце" кассиры с надеждой смотрят и спрашивают, когда им протягиваешь деньги: "может у вас карточка есть? А то очень не хочется со сдачей возиться!", - рассказывает один из банкиров. Согласитесь, такое услышать приятнее, чем извечное: "посмотрите без сдачи".
Цифры и факты: В России порядка 400 тыс. торгово-сервисных предприятий сегодня принимают карточки. В 2009 г. Свердловская область вышла на третье место (после Москвы и Санкт-Петербурга) по количеству выпущенных кредитных карт. Доля безналичных транзакций в третьем квартале прошлого года в Свердловской области составила 23%, но 16,4% из них – это операции по снятию наличных в банкоматах.