Украинизации - нет, модернизации - да?!
Ничего удивительного, что прецедентный Госсовет с вопросом - как нам реорганизовать внутреннюю политику - и самоотвод одного из самых старейших региональных лидеров - президента Татарстана Минтимера Шаймиева совпали, на самом деле нет. Это очень логично. Именно внутренне логично.
Почти на 100 % уверен, что шаг Шаймиева был выверен с Кремлем и согласован по времени и технологии. В этом смысле решение Минтимера Шариповича, которому буквально накануне (20 января) исполнилось 72 года, было мудрейшим и очень красивым политическим актом. Посчитаем плюсы и попробуем найти минусы для того, чтоб подтвердить тезис.
Плюсы. Во-первых, сам Шаймиев открыл себе реальные возможности очень серьезного влияния на политическое пространство не только родного Татарстана, но и России, сколько позволит здоровье. Мудрость этого политического аксакала общеизвестна. И, если его голова будет использована в общероссийских целях, то для страны это только позитивно.
Более того, его добровольная отставка дает родной для него республике реальный шанс сохранить определенную сегодняшними рамками автономность, возможность развиваться без эгоистического вахтового правления, коему подвергся уже не один российский регион, отданный на кормление управленцу с "московской пропиской" и правильным партийным билетом. На хозяйстве в Татарстане будет коренной житель, обученный восточным навыкам хранить малую родину, не вызывая злобного раздражения в кулуарах двух главных домов столицы. Это два.
Третий плюс также очевиден. И крайне важен для федеральной власти. Добровольная отставка политического старожила указывает своим примером путь и другим российским лидерам из когорты "старых" (ельцинских) кадров, которые давно вызывают явное и неявное раздражение федерального центра, часто тормозят обновление региональных элит и одновременно столь политически "весомы", что их не получается безболезненно "снять" президентской волей. Это и Лужков, и Рахимов, и другие. Теперь у Кремля есть совершенно конкретный пример для решения таких вот внутренних политических задач. И, учитывая фигуру Шаймиева, любому так называемому российскому политическому тяжеловесу будет очень сложно нечто возразить на предложение уступить пост более молодому претенденту. Даже в национальных республиках. Можно полагать, что и эта "неоценимая" услуга со стороны Минтимера Шариповича федеральным центром будет принята во внимание и вознаграждена.
Минусы. Маленький возможный минус - это нервное напряжение у тех региональных лидеров, что давно и плотно занимают свои посты, которое безусловно скажется (на время) на внутриполитическом климате субъекта РФ. Но минус это или плюс - еще большой вопрос, который надо внимательно смотреть в каждом конкретном случае. Большой и серьезный минус для страны возможен в том случае, если и когда к власти в регионах вместо, как правило, авторитетного, обросшего давно сложившимися договоренностями, но воспринимающего малую родину именно как родину "тяжеловеса" будут приходить молодые варяги, не имеющие "человеческой" связи с регионом, стремящиеся использовать региональный трамплин лишь и только для того, чтобы сделать затем карьеру в столице. Но и в этом случае минус будет однозначным в том случае, когда кадры будут низкого качества. Увы, но как раз с качеством управленческих кадров в современной России огромная проблема. Так что минус просматривается.
* * *
Кроме столь очевидных выводов, последние события во внутриполитической жизни страны вплоть до ухода Шаймиева дают повод задуматься над тем самым вопросом, что был обозначен как повестка дня заседания последнего Госсовета. Давайте посмотрим. Медведев вносит изменения в систему назначения губернаторов, по идее увеличивая так называемую демократическую составляющую в процессе. Имеется в виду увеличение влияния партий. В реальности получается бОльшее влияние на губернаторский корпус бОльшего количества людей из центра. Как известно, все центральные органы всех партий находятся в Москве. Далее. Учтем тренд на все большую подконтрольность вовсе не обществу, а прежде всего федеральному центру правоохранительных органов. Все реформы и всякие разоблачительные компании "дымовских" работали, как становится ясно, именно на эту задачу. Далее. Опуская некоторые детали, отметим важнейшее решение по организации Северо-Кавказского федерального округа и, главное – внесение законодательных изменений по возможности совмещения постов в "президентской вертикали" - полпред и правительственной – вице-премьер. Присовокупим сюда жеуказания Хлопонину, которые буквально накануне сформулировал как своеобразный "госзаказ" Владимир Путин. Наконец, Госсовет по внутренней политике с пока неясными результатами, но уже прослеживающимися идеями и добровольная отставка политического старожила из старожилов.
Кратко по идеям. Они озвучены были главой "Единой России" Борисом Грызловым, а, значит, витают вовсе не в безвоздушном пространстве. Итак, идеи: дотационность российских регионов побороть через единение их с донорами, унифицировать названия и структуру региональных парламентов и самих глав субъектов РФ, ввести пропорциональную систему выборов региональных дум. Особенно внимательно стоит присмотреться к предстоящему развитию ситуации вокруг дотационных регионов. Ибо название названием – тут, скорей всего, пострадают амбиции, а вот региональное устройство страны – дело и впрямь более, чем важное для внутренней политики России.
В принципе два-три докризисных года были наполнены всевозможными дискуссиями об укрупнении регионов. И реально это происходило по факту. Пермский край, Красноярский край и так далее. Спрашивается, почему процесс вдруг остановится, если первые робкие опыты как минимум не показали неуспешности начинания? Смена президента, кризис , конечно, многие сложные процессы притормозили. Но не остановили совсем. Более того. Курс на обновление региональных элит, усиление их подконтрольности, как показала совсем недавняя история с непереназначением свердловского губернатора с почти 20-летним стажем Эдуарда Росселя и статистика по переназначенным и непереназначенным региональным лидерам в минувшем году – будет продолжаться. Кстати, именно это очень хорошо понял по итогам истории с Росселем Шаймиев.
Что в итоге? Если соединить идею осуществления экономической самодостаточности регионов (а пока предлагается и обкатывалась только одна технология – укрупнение), в логику которой отлично вписывается и нестандартное решение по созданию Северо-Кавказского федерального округа (дабы не будоражить гипотетически возможным лишением статуса национальных лидеров при возможных слияниях и поглощениях) с тенденцией как минимум половинного обновления губернаторского корпуса при акценте на молодых и политически грамотных, приплюсовать вектор усиления подконтрольности центру милиции и иных правоохранителей, то получается интересная картина. Просматривается тенденция на горизонтально-вертикальное укрепление государственной конструкции. В ту же копилку и прошедшая все на том же Госсовете красной линией в губернаторских и не только выступлениях мысль о несовершенстве муниципального уровня во всех отношениях. Более того, мысль о необходимости продолжить государственную вертикаль самым низовым звеном – городом и деревней. Это я в общем говорю. Выговорить все эти напридуманные бывшим аппаратом Козака городские, районные "и прочия" управленческие округа – язык никогда не привыкнет. Скучно, невкусно и не по-русски.
Спрашивается, и зачем Кремлю понадобилось буквально при первых же, крайне робких, но, как там считают, все же сигналах об оживлении экономики вплотную заняться укреплением всех внутренних государственных конструкций? Только из опасений, как высказался Владимир Путин, “украинизации политической жизни России” и с целью предотвращения возможной ситуации, когда политическая система будет “дрожать, как жидкий студень, при каждом к ней прикосновении"? Наверное, это тоже крайне важно, но осмелюсь высказать иное предположение.
Предположение, связанное со сказанным Медведевым в прошлом году словом – “модернизация”.
Если все-таки предположить, что наши лидеры собираются-таки сохранять суверенитет и выводить страну из технологической и технической отсталости, не соглашаясь (неважно по каким причинам – личным или мировоззренческим) с ролью сырьевого придатка и одновременно рынка сбыта всяческого "дерьма" западного производства, то модернизация становится главной задачей центральной власти. И тогда на первый план выходит вопрос – КАК? Как проводить? За счет кого? Какими усилиями и средствами?
Сталин модернизацию проводил за счет сначала создания из крестьян (по крайней мере, части крестьян) хотя бы минимально состоятельного внутреннего покупателя для нарождающейся промышленности, затем объединения крестьян в крупно-товарные хозяйства – колхозы, за счет жесткого вычищения оппозиционной фронды в лице старичков-революционЭров и опираясь на большинство населения.
Какой путь модернизации избрали лидеры российской современности? А какой бы ни избрали умозрительно, а на деле придется идти, хотя бы частично копируя гениального предшественника. Того самого, коего ревниво умалчивают, подловато поругивают и идейно боятся до сих пор. Иначе результат не будет!
И тогда все равно карательный аппарат должен быть приведен к присяге реально и действенно (иначе какая там антикоррупционная программа?), приводные механизмы государства должны быть подновлены, подтянуты и способны решать даже не очень приятные для местного бизнеса задачи (а иначе какая модернизация, новые технологии и инновации?) и блоки управления (регионы) должны быть состоятельны экономически при компактности их структуры. Потому как в нашей модернизации заинтересованы только мы. Заклинания про необходимость ласкового инвестиционного климата, мол, придут иностранные доброжелатели и все нам наладят – разговоры для глупых. Если о модернизации думать, а уж тем более приступать к ней всерьез, никакого иного пути, как: подтянуть пояса (прежде всего олигархату и чиновничеству), повысить качество решений и их воплощаемость, обозначить ответственных и создать механизм контроля с карающей составляющей не в виде перехода в частный бизнес, а с теми самыми посадками - просто нет!
Анализируя действия последнего времени российского правящего двуумвирата, прихожу пока к осторожному и удивленному возгласу. Неужели и, правда, от слов к делу? Неужели на пороге модернизация-2010? Третья в истории страны, вторая в течение века и жизненно необходимая России?...