Егор Андреев: Кто-то прыгает с телебашен, а мы зашли на "Баранчу"
После того как Александр Мишарин "включил" на БЭМЗе тепло и электричество, завод стал регулярно посещать его потенциальный собственник - председатель совета директоров челябинского "Уралавтоприцепа" Егор Андреев. Он уже погасил часть долга по зарплате и инвестировал значительную сумму в оборотные средства предприятия. О том, что побудило бизнесмена вкладывать деньги в не принадлежащий ему актив, о командировках баранчинцев в Европу, а также о том, что от приобретения завода он отказываться не намерен, Егор Андреев рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Егор Олегович, расскажите, пожалуйста, как и когда вам пришла идея приобрести Баранчинский электромеханический завод?
Егор Андреев: Где-то с весны 2009 года, когда стало понятно, что в кризис мы себя очень хорошо чувствуем, я начал рассматривать разные варианты по приобретению активов. В том числе и баранчинский завод.
Вопрос: Но каким образом он попал в поле вашего зрения?
Егор Андреев: У меня сидят люди и мониторят какие-то проблемные активы. У нас есть 5-10 предприятий на контроле. Сами закидываем удочки - если есть какая-то реакция, то начинаем действовать дальше. Идею приобрести "Баранчу" мне подсказал координатор партии «Единая Россия» по экологии Константин Цыбко.
Вопрос: То есть Вы сами связались с Еленой Копытовой?
Егор Андреев: Летом я с Копытовой поговорил. Я сам на нее вышел. Предложил, что мы зайдем на завод, недельку посмотрим, составим бизнес-план и, если все будет складываться, то мы договоримся о цене и начнем работать. Потом переговоры были осенью. Осенью мои люди приехали туда на день, а на следующий день их оттуда выгнали. Копытова телефон перестала брать. То есть мы имели представление о том, что там происходит.
Вопрос: И Вас это не смутило? Кстати, Вы упомянули, что Ваши люди мониторят проблемные активы, - почему именно проблемные?
Егор Андреев: Меня не очень интересуют какие-то хорошо организованные и работающие предприятия, потому что они, как правило, дорогие, ну и потом что там делать...
"Баранча" для меня это, во-первых, актив, это интересный бизнес. Завод очень хороший, бренд хороший, и я уверен, что смогу привести его в порядок. Во-вторых, это такой, вообще говоря, экстрим. Там в декабре было очень весело. Мы прилетали, ночами платежки печатали, чтобы людям зарплату выплатить... Некоторые люди прыгают с телебашен, ну а мы вот зашли на "Баранчу".
Вопрос: Приобретение баранчинского завода как-то связано с деятельностью ОАО "Уралавтоприцеп"?
Егор Андреев: Завод не то что "Уралавтоприцеп" покупает. Это, скорее, мой личный проект. Сам по себе баранчинский завод, на мой взгляд, перспективный. Его на рынке знают. Рынок сбыта понятный, рынок большой. Но это близкая тема с "Уралавтоприцепом" - потребители фактически те же. Надо просто там все организовать, привести в сознание.
Вопрос: Что для этого нужно?
Егор Андреев: Реформы производить там пока рано. Сейчас основное направление - это продажи продукции завода. Завод должен заработать. Мы в декабре выпустили почти на 15 млн рублей продукции. Получили заказы на 15 млн на январь. А заводу, чтобы он работал в ноль, нужно, как минимум 30 млн. Сейчас у нас задача в феврале получить на 30 млн заказов, ну и до конца года нужно, чтобы заказы были на минимум 100 млн в месяц. Тогда мы можем предприятие развивать, модернизировать и так далее.
Мы сейчас обзваниваем людей, организации, у нас вышла реклама. Я сам занимаюсь продажами на "Баранче", - точнее, я поставил туда своего человека, который контролирует этот вопрос, и он каждый день мне отчитывается. В общей сложности, продажами на "Баранче" занимается 6-7 человек, в Челябинске 4 человека и сейчас в Москве формируем еще отдел продаж баранчинской продукции.
Вопрос: А что планируете модернизировать?
Егор Андреев: Там такое непаханное поле. Я так понимаю, что за последние 14 лет ни одного нового станка куплено не было. Литейка, мне кажется, там еще с демидовских времен... Например, мы сейчас не можем продавать двигатели нефтяникам и газовикам, потому что на них нет взрывозащиты. Это несложная вещь, но ее просто не сделали. Это просто разгильдяйство, отсутствие управления.
Вопрос: Коллектив ждут какие-то изменения?
Егор Андреев: Мы там сейчас наводим дисциплину. Пьяниц и воров выгоняем. Но никого сокращать мы не будем. У завода есть много всяких вспомогательных подразделений. Я готов выводить людей на эти предприятия, чтобы они там работали и получали зарплату. Я готов это все сдать в аренду практически за ноль, лишь бы только люди были заняты. Потому что я прекрасно понимаю, что в "Баранче" им деваться просто некуда. Потом они же в большинстве своем далеки от цивилизации...
Вопрос: В каком смысле?
Егор Андреев: У меня в том же самом Челябинске конструктора, технологи, производственники три-четыре раза в год ездят в Германию, в Италию, на какие-то совместные производства, у нас там какая-то кооперация. То есть люди посещают выставки - Ганноверскую, например. Они в курсе, что происходит, как минимум в Европе. А на "Баранче" для них, Москва - это уже, извините, почти космос. То есть их надо немножечко тоже как-то познакомить с ситуацией, чтобы они могли посмотреть, что вокруг происходит. Я сейчас пока точно не могу понять, как, - но чтобы люди съездили в Европу, на какую-то выставку, посмотрели на какие-то новые модели двигателей, попали на производство - посмотрели, какие там линейки, какое там оборудование. Разумеется, мы не повезем в Европу всю тысячу человек, но ключевые специалисты - главный конструктор, главный технолог, директор производства - они должны видеть все своими глазами.
Может быть, наоборот кого-нибудь пригласим из Европы на полгодика-год - какого-нибудь технолога, конструктора, чтобы он там пожил и передал свой опыт.
Вопрос: Какую сумму Вы планируете инвестировать в "Баранчу" в ближайшее время?
Егор Андреев: Пока называть точные суммы еще рано, но, думаю, что за год меньше 100 млн никак не получится, потому что там оборотки нет. Мы уже сейчас им направили около 12 млн - вложили в оборотные средства. По зарплате мы закрыли август-сентябрь.
Вопрос: Когда рассчитываете полностью погасить долги перед работниками?
Егор Андреев: Думаю, что до конца января, возможно, все погасим.
Вопрос: На что Вы рассчитываете, вкладывая средства в это предприятие, ведь, насколько мне известно, Вы пока там фактически ничем не владеете? Какие есть у Вас сейчас правовые основания совершать на "Баранче" какие-либо действия?
Егор Андреев: Есть определенный риск, согласен. Верю в лучшее. Вообще, формально, правовых оснований у меня, действительно, пока немного. Хотя, в принципе, у меня есть договор с Внешторгбанком на управление активами. Но там сейчас такая каша - вообще непонятно, кто там хозяин - Внешторгбанк, Копытова или еще кто-то.
Здания и сооружения заложены и фактически уже отсужены Внешторгбанком, оборудование - у какой-то московской лизинговой фирмы. Завода как такового уже нет - набор активов в непонятном состоянии.
Вопрос: Каким образом и у кого, в таком случае, Вы намерены приобретать этот завод?
Егор Андреев: Мне нужно сейчас как-то приобретать или долги или активы, которые заложены в ВТБ, а они там заложены за 260 млн рублей. Мне нужно приобретать оборудование у лизинговой компании. С ними пока вообще ничего не ясно, - о том, что они там фигурируют, мы выяснили только перед новым годом. Я с ними пока даже не связывался. И у Копытовой есть акции, которые, строго говоря, через три месяца фактически обесценятся и будут никому не нужны. Но, тем не менее, я у нее выкуплю эти акции, потому что надо как-то консолидировать активы.
Вопрос: Сколько Вы готовы заплатить за эти акции?
Егор Андреев: Давайте, мы этот вопрос опустим. Скорее всего, это будет небольшая сумма, потому что там реально уже ничего нет.
Вопрос: А у других акционеров Вы планируете что-нибудь выкупать? Ведь более 25% принадлежит еще и Екатерине Наумовой...
Егор Андреев: Зачем? Насколько мне известно, сейчас с ней работают правоохранительные органы, поэтому предполагаю, что этот акционер вряд ли сможет в ближайшее время как-то повлиять на ситуацию
Вопрос: Когда рассчитываете завершить все сделки?
Егор Андреев: Честно говоря, не знаю. Если до конца года все получится, то это будет хорошо. Вообще, это достаточно рискованный проект. Неслучайно Копытовой никому не удалось продать этот завод - все приезжали, видели, что там творилось, и уезжали.
Вопрос: Но Вас он не отпугнул, потому что Вы любите экстрим... Или потому что Вам помог губернатор Свердловской области?
Егор Андреев: Да, это как сейчас я на лыжах катался, руку сломал, но все равно было весело... Что касается губернатора, то Мишарину просто стало известно, что я интересуюсь этим предприятием и, когда ситуация обострилась, мне сказали: давай вперед.
Вопрос: То есть до напутствия Александра Мишарина у Вас не получалось закрепиться на заводе?
Егор Андреев: До этого там все было еще более непонятно. Как издевались над этим заводом - это вообще сложно придумать. А в ноябре на "Баранче" была авральная ситуация. Губернатор приехал, волевым решением хлопнул по столу, запустил энергетику и тепло, и сказал нам всем этим заниматься, хотя хороших юридических оснований для этого особо не было. Сказали, надо быстро зайти, запустить, закрыть зарплату. Зашли, запустили, закрыли зарплату.
Вопрос: Существует ли все-таки вероятность того, что Вы откажетесь от приобретения "Баранчи"?
Егор Андреев: В жизни бывает все, поэтому чисто теоретически такая вероятность есть. Но я не собираюсь от этого проекта отказываться. Мы уже вложили в завод значительные силы и средства, мы его запустили и мне приятно наблюдать, как предприятие оживает, появляются заказы, завод получает за них деньги... Не вижу причин для того, чтобы отказываться...
Вопрос: Егор Олегович, говорят, что Вы являетесь другом Олега Дерипаски, - это так?
Егор Андреев: Да, это правда. С Олегом я учился вместе, я его знаю более 20 лет, мы с ним дружим.