Леонид Ивашов: США выстраивают схему нейтрализации ракетно-ядерного комплекса РФ и Китая
В Женеве российские и американские эксперты продолжают консультироваться по договору о ядерном разоружении. Главными нестыковками остаются те вопросы, в которых Горбачев, как считается, сделал американцам значительные уступки. Судя по тому, что переговорный процесс затягивается, Медведев не теряет надежды эти проблемы для российской стороны исправить. Тем временем – Обама "подкидывает" новые. Что не согласны "сдавать" американцы, и получится ли у Медведева "отвоевать" "ядерные" промахи Горбачева, в интервью Накануне.RU рассказал президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов.
Вопрос: В Женеве возобновились консультации по второму договору о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-2). Среди причин задержки подписания документа отмечаются как разногласия по механизмам контроля за разоружением, так и странная позиция США по ПРО. Какое Ваше мнение на этот счет?
Леонид Ивашов: Здесь целый комплекс вопросов, которые имеют диаметральное направление в переговорном процессе. Американцы хотят по-прежнему контролировать наши, прежде всего, мобильные комплексы. Это была серьезная уступка по СНВ-1, когда весь процесс от создания этого комплекса и до несения им боевого дежурства они контролировали и, по сути дела, "взяли под прицел". Это первое.
Второй момент связан с противоракетной обороной, потому что СНВ-1 заключался в период действия договора по ПРО, а сегодня он (договор по ПРО, – прим. Накануне.RU) не действует.
Кроме того, есть вопросы к американцам, когда мы свои ракеты взрываем и демонтируем ядерные боеголовки, а они – присвоили себе право разбирать ракеты, сохранять отдельные элементы, ступени, складировать ядерные боеприпасы и так далее. Это третий фактор, который тормозит переговоры. Но есть и технические вопросы.
Вопрос: Какие, например?
Леонид Ивашов: Например, возможности объективного контроля у РФ значительно сократились, в то время как американцы их нарастили.
Таким образом, переговорный процесс сдерживает комплекс вопросов. Мы договорились пока лишь по параметрам носителей и боеголовок, а сопутствующие вопросы затрудняют процесс: американцы не хотят "сдавать" то, чего они достигли при Горбачеве, не хотят "сдавать" все уступки, которые мы им сделали, а мы, в свою очередь, хотим исправить те изъяны, которые были в СНВ-1.
Справка: СНВ-1 был подписан президентами СССР и США Михаилом Горбачевым и Джорджем Бушем-старшим 31 июля 1991 года и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок его действия истек 5 декабря 2009 года. Договор обязал каждую из сторон сократить более 40% ядерных боезарядов (до 6 тыс. единиц) и около 30% их стратегических носителей (до 1,6 тыс. единиц). К 2001 году Россия и США выполнили эти обязательства. Президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама летом 2009 года договорились о том, что через семь лет после вступления в силу СНВ-2 предельный уровень для стратегических носителей будет находиться в пределах 500-1 тыс.100 единиц, для связанных с ним боевых зарядов - в пределах 1 тыс. 500-1 тыс. 675 единиц.
Вопрос: А что можно сказать по поводу противоракетной обороны? США заявили о размещении ракетных комплексов Patriot, которые могут сбивать даже некоторые виды баллистических ракет, уже на расстоянии всего 60 км от Калининградской области. Министр иностранных дел России Сергей Лавров требовал от США разъяснений относительно установки ракет ближе к российской границе, чем это ранее планировалось.
Леонид Ивашов: Отмечу, что американцы как намечали поставить примерно 1 тыс. 400 противоракет, чтобы полностью блокировать и нейтрализовать наш ракетно-ядерный потенциал, так они это и реализуют.
Однако ситуация меняется: если мы сами соглашаемся значительно сократить свои ракетно-ядерные силы, то американцы это учитывают. Они не тратят зря деньги – просто ставят другие комплексы, такие как Patriot 3.
Вопрос: Но, например, если говорить о Польше, то установка идет почти вплотную к нашей границе.
Леонид Ивашов: Да, но нельзя забывать о том, что Пентагон планировал и на Северо-Западе комплексы поставить (возможно, это будет Норвегия), кроме того, они, скорее всего, "подтянут" систему военно-морского базирования в нейтральные воды в этом районе. Нужно помнить и о планах по размещению комплексов на Кавказе. Более того, они уже размещают их на Дальнем Востоке на плавучих платформах, в Японии. Так что они постепенно будут наращивать систему ПРО, чтобы полностью нейтрализовать наш ракетно-ядерный потенциал и потенциал Китая.
Вопрос: Тогда почему нет никакой реакции на это? Может, например, стоит признать, что РФ рано отказалась от установки тех же "Искандеров" в Калининградской области?
Леонид Ивашов: А мы и не отказались – какого-то подписанного, юридически обязывающего документа не было, а заявление президента – оно сегодня есть, а завтра – дезавуируется. Дело в том, что только лишь "Искандеры" не решают проблему соотношения ядерных сил. Это оперативно-тактический комплекс, нацеленный на конкретный объект, но не более того. Здесь нужен комплекс мер, чтобы иметь потенциал сдерживания.
Вопрос: Медведев говорил, что не учитывать в СНВ-2 вопросы ПРО будет лукавством. Возможно ли в новом договоре все-таки это отразить комплексно, есть ли стремление к этому у российской стороны?
Леонид Ивашов: Вряд ли нам это удастся. Здесь нужно исходить из того, что американцы принципиальных уступок нам не сделают. Они неглупые люди и немного нагловатые, я это всегда ощущал на переговорах. Там, где они сильнее – они никогда не уступают. Так и здесь – какую-нибудь декларацию сделают о "стремлении" к ограничению ПРО, но дальше этого дело не пойдет.
Вопрос: В таком случае, каков Ваш прогноз о том, когда СНВ-2 может быть подписан? Ощущалась некоторая спешка в том, чтобы подписать к 5 декабря 2009 года, но не подписали, и вроде бы, страшного ничего не случилось.
Леонид Ивашов: Я бы не стал гадать, потому что есть объективная логика, а есть чисто субъективное вмешательство в переговорный процесс.
Вопрос: Что Вы имеете ввиду?
Леонид Ивашов: Например, вот захочется Медведеву к годовщине своего президентства подписать, и он окажет давление на переговорщиков, если нужно – поменяет их, и уже тогда – прокричим: "Ура!", что чего-то достигли.
Справка: Создаваемая система ПРО США включает в себя следующие элементы: центр управления, станции дальнего обнаружения и спутники слежения за запусками ракет, станции наведения ракет-перехватчиков, сами ракеты-носители для вывода противоракет в космос с целью уничтожения баллистических ракет противника. Летом 2009 года Барак Обама отказался от прежних планов администрации Джорджа Буша-мл. по системе ПРО в Польше и Чехии, однако стало известно о новых - с применением противоракет Patriot, размещением крылатых ракет на объектах ВМС США в северной части Европы, установкой комплексов на Кавказе.