Мишарин предотвратил катастрофу в моногороде Дерипаски
Накануне свердловский губернатор внезапно (что вполне в его стиле) приехал на север Среднего Урала и встретился с населением двух городов, жизнь которых зависит от работы заводов Олега Дерипаски. Так, много проблем скопилось в Североуральске: больницы стоят недостроенными по 20 лет, на спортзалы смотреть стыдно, особенно на фоне Олимпиады, а на градообразующем предприятии поговаривают о скорой катастрофе. О том, как Мишарин сумел "бескровно" предотвратить "пикалевщину" - в фоторепортаже Накануне.RU.
Большую часть времени своего "северного" тура Александр Мишарин провел в Североуральске, где первоначально планировалось посетить площадку "замороженной" шахты "Черемуховская-Глубокая" и пообщаться с коллективом ОАО "Севуралбокситруда" (СУБР, принадлежит ОК "РУСАЛ"). Однако график губернаторской поездки внезапно изменился.
На застой в развитии города указывало многое - хотя бы то, что на "РУСАЛовской" растяжке о "российском лидерстве" почему-то были размещены символы СССР (впрочем, СУБРовцы считают использование эмблем госнаград в даном случае важным), впоследствии "звезда" горела и в ДК, куда приехал Мишарин общаться с населением.
На встрече губернатора с СУБРовцами выступавший первым главный инженер Виктор Тациенко объявил, что все-таки принято решение о разморозке строительства шахты "Черемуховская-Глубокая" благодаря договоренностям Мишарина и руководства РУСАЛа. Если ранее планировалось ее ввести уже в 2009 году, теперь работы планируется закончить в еще трехлетний срок.
Справка: Североуральск – типичный моногород, на градообразующем СУБРе трудится 77% работников промышленного производства. Местное месторождение бокситов – единственный источник высококачественных бокситов, обеспечивающих сырьевую независимость России по алюминию. В составе предприятия шахты: "Калькинская", "Ново-Калькинская", "Черемуховская", "Красная Шапочка".
Высокая себестоимость, кризис 2008 года (в который, надо сказать, "РУСАЛ" вошел с громадной кредитной нагрузкой), снижение цен на алюминий привели к снижению инвестиций и приостановке введения новых мощностей.
По словам специалистов СУБРа, возникла реальная угроза в ближайшие два года потерять мощности по добыче руды, роста себестоимости и, как следствие, - невозможность дальнейшей эксплуатации месторождения. Последствия для города были бы катастрофичны, отмечают на СУБРе – в этом случае Россия лишается важнейшего источника сырьевого алюминия.
Запуск шахты позволит снизить себестоимость почти в два раза, а производственные мощности СУБРа повысить до 1 млн 350 тыс. тонн добычи в год. 386 млн руб. будет выделено компанией в 2010 году, сейчас стройка разморожена, и, возможно, финансирование проекта повысится на 400 млн руб. в этом году.
Неудивительно, что сами шахтеры (а следом за Тациенко выступали начальники шахт) с недоверием восприняли эту информацию – при "громком" объявлении о строительстве других объектов на СУБРе не раз случалось, что стройка в итоге останавливалась. Тем более, что уже идут увольнения в строительном управлении СУБРа, которое и должно заниматься новой шахтой. Так, подан приказ об увольнении 42 человек, ну а "дальше-больше", рассказывали уже представители профсоюзов.
Недоверие горожан к слову собственников шахт появилось не на пустом месте: так, в городе в аварийном состоянии находится больница, а новую строят уже более 20 (!) лет. В "разрушенном" виде находится бассейн в спорткомплексе "Нептун", на базе которого когда-то действовала детско-юношеская спортивная школа, проводились областные соревнования, но в 2004 году бассейн был закрыт из-за все того же аварийного состояния. В дни Олимпиады даже у далеких от спорта людей могли бы навернуться слезы, если бы они увидели помещения спорткомплекса (фото - ниже, - прим. Накануне.RU).
Шахтеры призывали Мишарина побывать и в больнице, и в бассейне, но, к удивлению всех собравшихся в зале (а было несколько сотен человек), губернатор каким-то образом уже побывал на всех этих объектах до начала встречи – видимо, этим объяснялось то, что в шахту "Черемуховская-Глубокая" было решено в итоге не спускаться.
В первую очередь, Мишарин приехал на стройплощадку больницы. "Столько не живут, сколько ее строят", - удивился он.
"Вот это наш бассейн", - говорили Мишарину, указывая на котлован в здании спорткомплекса...
...а это - зал для "сухих" тренировок пловцов. О какой гордости за олимпийское движение тут может идти речь.
В своем выступлении перед СУБРовцами Мишарин заметил, что некоторые предприятия в Свердловской области из-за неэффективных собственников приходится поднимать с нуля, "некоторые – с минуса, хотя хочется сказать - с того света". До сих пор долги по зарплате имеются на Баранчинском, Кушвинском заводах, на АМУРе. Их проблемы надо решать, заявил губернатор, в том числе, путем смены собственника.
Однако к СУБРу это не относится – долгов по зарплате нет, как и задержек с выплатой. "С удовольствием выслушал выступления предыдущих товарищей. Здесь вопросы решаются по-деловому, коллектив представляет уверенных людей, которые многие вещи воспринимают правильно", – сказал глава Среднего Урала. Он заверил, что решение о строительстве шахты – "принципиальное". "Мы в декабре с руководством РУСАЛа это обсуждали, был разговор и с Дерипаской", - сказал губернатор.
Общий объем финансирования - 7 млрд руб., работы по первому пусковому комплексу, который позволит шахте работать, оцениваются в 2,5 млрд руб., их вложит компания.
"Я вам это говорю не потому, что выборы 14 марта или что новый губернатор пришел. Мы уже имеем первый результат - работа пошла", - подчеркнул Мишарин.
По его словам, в городе сосредоточено 70% российских бокситов, поэтому "это вопрос национальной безопасности". Как стало известно, договоренностей с ОК "РУСАЛ" удалось добиться благодаря предоставлению налоговых льгот, снижению тарифов на электроэнергию. В зале посыпались аплодисменты, которые Мишарин срывал не единожды в ходе своей поездки в Североуральск, а затем – в Краснотурьинск.
Далее он рассказал о том, что бассейн и больница вскоре все-таки будут достроены и в зале вновь – шквал оваций. В бассейн нужно вложить 27 млн руб., сегодня в Североуральск должны прибыть представители Академии Попова, о чем договорился министр спорта области Леонид Рапопорт, и они проведут экспертизу. Бассейн все-таки будет открыт к новому учебному году, а деньги будут выделены либо из облбюджета, либо из фонда губернаторских программ.
Больница будет введена в строй в следующем году. В 2010 году региональный бюджет предусматривает на ее строительство 72 млн руб., 3 млн руб. должен найти город, в 2011 году нужно заложить 100 млн руб., рассказал Мишарин.
Почти каждый выступающий в ходе встречи губернатора с активом Североуралська просил денег на что-либо, но давать пустых обещаний Мишарин не собирался. Некоторые "наказы" он адресовал той власти города, за которую проголосуют горожане. Есть вопросы и к собственникам РУСАЛа, которые могли бы активнее заниматься социальными вопросами.
Несмотря на то, что региональные власти и руководство "РУСАЛа" в Североуральске подписали соглашение, которое предусматривает договоренности по налоговым поступлениям и вопросы развития города, позиция компании Дерипаски выглядит весьма странной.
Не раз СУБРовцы, и довольно справедливо, говорили о том, что "РУСАЛ" по каким-то причинам в "больницы-бассейны-детские площадки" не вкладывается, тогда как при СУАЛе было и оздоровление людей, и школы были закреплены за определенными шахтами. Представители профсоюзов говорили буквально следующее: "Дерипаска нас не слышит, а РУСАЛ – не обращает внимания на город" (хоть в городе этом и сосредоточено 70% российских бокситов).
По понятным причинам олигарха Дерипаску, благодаря которому в нашем обиходе появился термин "пикалевщина", в Североуральске не видят и не видели. Но заслуживает внимания тот факт, что новому губернатору удалось не допустить катастрофы в этом моногороде, а проблемы Североуральска и других городов, которые зависят от его бокситов, не пришлось решать в "ручном режиме": благодаря договоренностям по СУБРу новые перспективы открываются в соседнем Краснотурьинске. Градообразующее предприятие – Богословский алюминиевый завод, который тоже принадлежит РУСАЛу, с введением новой шахты получит сырье с более низкой себестоимостью. В 2010 году БАЗ уже имеет больше заказов, чем в 2010 году, и, как заявил Мишарин, ожидается решение по реконструкции "замороженной" шестой серии на заводе.
Сразу же, во время общения с рабочими, удалось решить проблемы с сокращениями в стройуправлении СУБРа.
Мишарину пояснили, что указ о сокращении был подписан до 1 февраля, до появления бизнес-плана по "Черемуховской-Глубокой". Теперь сокращений не будет.
"Понятно? Сокращений не будет – обратился Мишарин к представителям профсоюза, а потом уже к руководству компании: – Отмените приказ".
Несмотря на разморозку строительства новой шахты, Мишарин убежден, что Североуральску все-таки придется развивать другие отрасли экономики, а РУСАЛу надо изменить подходы в бизнесе. "В целом если РУСАЛ будет зависеть от продажи алюминия, а не конечных продуктов, будет неустойчив", – подчеркнул он.
Губернатор считает, что перспективы развития у города есть. "Нужно создать условия и выполнить те обещания, которые были даны властями: ввести в строй больницу, бассейн (стоит отметить, что прежний мэр города скончался в ноябре 2009 года после болезни, сейчас и.о. главы города – Сергей Бирюков, который до этого работал заместителем по социальной политике, – прим. Накануне.RU). Действительно важно создание дополнительных рабочих мест, диверсификация экономики", – сказал губернатор.
Так, необходимо развивать малый бизнес в Североуральске, где его доля в экономике вдвое меньше, чем в среднем по области, также строительным организациям необходимо активнее принимать участие в тендерах нефтяных, газовых компаний, кроме того, "в ближайшее время должны начаться реальные работы по проекту "Урал промышленный – Урал Полярный".
Также Мишарин рассказал, что будет разморожен еще один долгострой – дорога на Ханты-Мансийск.
"Сейчас мы разрабатываем бизнес-план по достройке этой дороги, в будущем она может быть переведена как в разряд платной, так и может быть включена в сеть федеральных дорог. Это важно, и эта работа должна вестись с министерством транспорта РФ, такая работа сегодня проводится", – подчеркнул он.