Интеграция по науке
На прошлой неделе в УрГУ прошли общественные слушания, где были представлены концепции формирования институтов, которые должны объединить уже существующие образовательные и научные подразделения университета. О том, зачем нужна такая реорганизация, каким образом будут распределяться факультеты по таким институтам, а также о том, к какому моменту вуз может обновить свою структуру, Накануне.RU рассказал проректор УрГУ по научной работе Алексей Иванов.
Вопрос: Алексей Олегович, расскажите, пожалуйста, о сути готовящейся реорганизации. С какой целью она проводится?
Алексей Иванов: Суть предполагаемой реорганизации научно-образовательной структуры УрГУ заключается в том, что факультеты будут сгруппированы в несколько более крупных образований, которые мы пока называем институтами. Цель заключается в том, чтобы усилиться, обеспечить развитие междисциплинарных связей в рамках одной институциональной структуры. Этого от нас уже требуют вполне конкретные образовательные программы – например, программа университета ШОС по регионоведению.
Вопрос: Почему необходимость в реорганизации возникла именно сейчас? Это связано с подготовкой к интеграции УрГУ в Уральский федеральный университет?
Алексей Иванов: В объединении факультетов нет ничего нового – такая идея была сформулирована в программе Дмитрия Витальевича Бугрова, когда он еще шел на выборы ректора в 2007 году. Конечно, стимулом для ее скорейшей реализации явилось наше участие в программе Уральского федерального университета. Там было записано, что предполагается создание институтов, объединяющих в себе образовательные и чисто научные структуры - основных структурных единиц, которые бы вели образовательно-научный процесс. Мы готовимся войти в Уральский федеральный университет не 14 факультетами, а четырьмя-шестью более крупными институциями, достаточно автономными и способными к дальнейшему развитию.
Вопрос: Что это будут за институции?
Алексей Иванов: Сейчас наиболее проработаны концепции Института математики и компьютерных наук, Института естественных наук, Института гуманитарных наук и Института социальных и политических наук. Названия в дальнейшем могут как-то измениться.
Была и дискуссия о том, сохранять ли вообще понятие факультета. Коллектив единодушно высказался, что факультеты надо сохранить, но они теперь будут внутри институтов. Кроме них туда войдут еще и научные подразделения, научные лаборатории, которые будут подчиняться директору института и его заместителю по научной работе. Будут и чисто административные структуры.
Вопрос: В связи с усложнением структуры университета, наверное, необходимо будет увеличивать штатную численность его сотрудников?
Алексей Иванов: Люди будут те же самые. Один из главных принципов реорганизации состоит в том, чтобы не увеличивать размер административного аппарата. Директором института может быть, например, один из деканов, а его заместителем будет декан другого факультета.
Вопрос: Понадобятся ли какие-то дополнительные финансовые средства в связи с реорганизацией?
Алексей Иванов: Мы надеемся, что значительных дополнительных средств она не потребует. Зато мы считаем, что университет станет более управляемым. Четырнадцать факультетов – это много, ректору и его заместителям трудно углубиться в детали каждого факультета. А в УрФУ факультетов, если не объединить их в институты, может оказаться несколько десятков…
Вопрос: Каким образом планируется распределить по институтам эти 14 факультетов?
Алексей Иванов: В настоящий момент 12 из них более или менее четко определились – настолько четко, что это вынесено на общественные слушания. В Институт естественных наук войдут химический, физический, биологический факультеты. Группа, которая соединяется в Институт гуманитарных наук – филологи, журналисты, исторический факультет, факультет искусствоведения и культурологии. Группа, которая соединяется в факультет социальных и политических наук – факультеты политологии и социологии, психологии, философский и международных отношений.
Математико-механический факультет со своими научными подразделениями, по-видимому, создаст отдельный Институт математики и компьютерных наук.
Остальные прорабатывают свои направления развития.
Вопрос: Но, может быть, у них есть уже какие-то более-менее конкретные наработки? Или, может быть, у вас есть свое видение того, куда и какой факультет должен примкнуть? Экономический факультет, например…
Алексей Иванов: С моей точки зрения, экономический факультет вполне мог бы стать базой будущей Высшей школы экономики Уральского федерального университета.
Вопрос: Насколько мне известно, помимо 14 факультетов в университете есть еще образовательные подразделения – Институт управления и предпринимательства и Институт переподготовки кадров – в какой группе видят себя они?
Алексей Иванов: Насколько я знаю, Институт управления и предпринимательства пока что прорабатывает вариант некой трансформации в Институт менеджмента и маркетинга инноваций. Он серьезно рассматривает возможность создания сразу какой-то совместной структуры с представителями смежных направлений УГТУ-УПИ. То есть это может быть первый совместный институт двух нынешних университетов. Правда, не могу сказать, что эти наработки достигли окончательной стадии.
Вопрос: Остаются еще факультет связей с общественностью и ИППК…
Алексей Иванов: Насколько мне известно, факультет связей с общественностью пока больше склонен войти в конгломерат с Институтом управления и предпринимательства – там много близких направлений. ИППК продумывает предложения о создании в УрФУ отдельного Института непрерывного образования.
Вопрос: Кто из участников общественных слушаний наиболее готов к объединению?
Алексей Иванов: Выяснилось, что представители естественных наук. У них на общественные слушания пришло более 100 человек. И высказывания были такие, что они уже прямо сейчас готовы создавать институт.
Вопрос: Когда университет приступит к непосредственному созданию институтов?
Алексей Иванов: Абитуриенты 2010 года будут по-прежнему поступать на факультеты УрГУ, ведь они остаются и в составе институтов… Летняя приемная кампания пройдет в обычном режиме, а мы будем заниматься подготовительной работой. Организация структуры университета – это, вообще говоря, очень трудный процесс: много чего надо сделать, связанного с кадровым, с финансовым сопровождением и так далее. Надо создать программу, где будут прописаны мероприятия, сроки.
Я думаю, что в ближайшее время ректор и ученый совет рассмотрят результаты общественных слушаний, на которых коллектив в основной массе фактически подтвердил готовность к этому делу, и примут соответствующее решение. Видимо, будет создана рабочая группа, которая очень тщательно перечислит и продумает необходимые мероприятия, чтобы ничего не забыть – ведь речь идет о людях, их рабочих местах, зарплате…
Вопрос: И все-таки когда мы сможем увидеть обновленную структуру вуза?
Алексей Иванов: Думаю, что реально провести такое изменение в начале осени – с изменением штатной структуры. Среди прочего это даст возможность перераспределить ресурсы внутри каждого института для решения важных общих задач.
Вопрос: Скажите, а сотрудники университета все готовы к изменениям? Все ли они поддерживают эту идею, нет ли недовольных?
Алексей Иванов: Недовольных нет, наверное, только в раю. Безусловно, у людей существуют опасения, некие тревоги. Конечно, они побаиваются непродуманных скороспелых решений. Но я побывал на всех слушаниях и не услышал ни одного резко отрицательного мнения о создании институтов. Ведь коллективы остаются, направления подготовки сохраняются.
Вопрос: А как сотрудники УрГУ относятся к перспективе объединения с УГТУ-УПИ? Бытует мнение о неком противостоянии этих вузов…
Алексей Иванов: Создание УрФУ вызывает опасения у представителей не только УрГУ, но и УГТУ-УПИ, и других вузов тоже. Однако мы с УГТУ-УПИ уважительно относимся друг к другу. Мы специалисты, и они специалисты. И все понимают, что создание в Екатеринбурге федерального университета открывает новые перспективы и возможности.