Фолкленды, сэр!
Мир снова вспомнил о Фолклендских (Мальвинских) островах – небольшом архипелаге в южной части Атлантического океана. 28 лет назад Британия отвоевала право на них у Аргентины. Сегодня англичане начинают добывать там нефть. В Буэнос-Айресе, не признавая прошлую победу Лондона, возмутились и обратились за поддержкой в ООН. Другие латиноамериканские государства также выразили солидарность со своим соседом. Вашингтон официально предпочел дистанцироваться от разбирательств. Адмиралтейство "Альбиона" отправляет в регион дополнительные морские силы. О том, состоится ли "The Folklend war – 2" в интервью Накануне.RU рассказал военный эксперт Дмитрий Судиловский.
Вопрос: Дело только в нефти или можно сказать, что причины спора гораздо обширнее?
Дмитрий Судиловский: В сущности, проблему нужно рассматривать в комплексе. Тема нефти – лишь составляющая ее. Естественно, черное золото манит. 60 миллиардов баррелей – не шутки, скажу я вам. Но Британия уже привела свой флот в состояние повышенной боевой готовности. Конечно, лучше договориться. Аргентина обратилась в ООН, пытаясь оказать дипломатическое давление на Лондон через всемирную организацию. Перспективы такого шага весьма сомнительны. Вспомним, например, Ирак. ООНовские директивы не помешали англичанам и американцам начать вторжение. Почему тогда они должны помешать Британии добывать нефть на Фолклендах? С другой стороны, очевидно, что после разгрома в 1982-м Аргентина, все же, не оставила идеи своеобразного реванша. Ее стремление к островам в целом укладывается в антизападную политику стран Латинской Америки, происходящую из идеи антиколониализма.
Вопрос: Есть ли у Буэнос-Айреса возможности для более уверенной защиты своих позиций?
Дмитрий Судиловский: Буэнос-Айрес ужесточил правила перевозки грузов в пятисотмильной прибрежной зоне страны. Смысл? Что до вооруженных сил, то атаковать и попытаться продержаться на островах сколько-нибудь долго – форменное самоубийство. Сейчас у англичан на Фолклендах две базы – военно-морская и военно-воздушная. Допустим, аргентинское командование рискнет повторить опыт более чем 20-летней давности. У него в распоряжении имеется девять транспортных кораблей, 55 транспортных самолетов и два транспортных вертолета. Вы представляете, что это такое? С авиацией все в порядке. Но вот корабли… Если им придется, в случае начала новой войны, поддерживать связь с материком, то они довольно быстро окажутся на дне. Смертники. С воздуха их могут поддерживать 65 "пар крыльев" – 26 истребителей, 32 штурмовика и семь бомбардировщиков. Но это – все "активные" аргентинские ВВС. Бросить их на Фолкленды, значит оставить без внимания другие направления. Кроме того, нужно учитывать специфику использования авиации. Глупо отправлять, скажем, бомбардировщики, штурмовики или транспортники на задание, не обеспечив их истребительной "крышей"… В общем, "обеспечивающей" техники не хватает. Однако, представим, что высадка прошла успешно. Тогда необходимо обеспечить наращивание сил. Кто будет осуществлять прикрытие с моря? Две подлодки, четыре эсминца, девять корветов и восемь сторожевиков? Есть серьезный риск их уничтожения, уничтожения транспортов. Я полагаю, в аргентинских штабах сидят, все-таки, не идиоты.
Вопрос: Другие страны континента могут поддержать Аргентину?
Дмитрий Судиловский: Главы государств Латинской Америки и Карибского бассейна выступили по поводу, на словах поддержали позицию Аргентины. Но это на словах. Вряд ли Чили, или Бразилия, или Уругвай пошлют свои контингенты на острова, ежели события начнут развиваться по худшему варианту. Ведь в таком случае им придется связаться не только с "Туманным Альбионом", но и с НАТО, с США. Третья мировая из-за Фолклендов, или из-за их нефти? Бред. Они того не стоят. Помощь добровольцами, оружием, боеприпасами, экономическими преференциями, политическими акциями, конечно, может иметь место. Но войска в десант никто не даст. Потому что ситуация сразу обострится до конфликта совсем иного уровня.
Вопрос: У Британии велики шансы на военный успех?
Дмитрий Судиловский: Вполне. На архипелаге увеличился английский гарнизон. Хотя, крупных потерь и каких-то локальных провалов исключить никогда нельзя. Но в целом, как мне кажется, вступи Аргентина сегодня снова на "фолклендскую тропу войны", противостояние будет даже быстротечнее, чем в 1982-м. Надо, все-таки, учитывать улучшенную инфраструктуру островов, а также опыт, полученный британцами в Ираке и Афганистане. Зато аргентинская армия после Фолклендов и завершения в 1983-м "Грязной войны" нигде не сражалась.
Вопрос: Как оцениваете действия сторон тогда?
Дмитрий Судиловский: Ну, после того как английская подлодка утопила "Генерала Бельграно" аргентинский флот, по сути, засел в порты и не высовывался. Слишком велика оказалась цена возможной активной морской кампании. Причем – сразу. Впрочем, на мой взгляд, англичане тоже поплатились не дешево – два фрегата, два эсминца и тройка других судов на протяжении всей операции. Первый и самый впечатляющий для тогдашней Великобритании урон – гибель "Шеффилда". Остальные уже были эпизодами "маховика войны", результатами недостатков английской работы и удач аргентинских летчиков.
Вопрос: А если рассматривать действия авиации?
Дмитрий Судиловский: Здесь, сугубо на мой личный взгляд, дела шли гораздо интереснее. "Латинские" ВВС показали себя не с худшей стороны, при том, что действовать им приходилось не с "аэродромов подскока" и не с авианосцев, а с баз на континенте. Потопление "Шеффилда", повреждение "Глазго" и вывод из строя "Атлантик Конвейер" – несомненные успехи. Самый яркий эпизод – удары по десантным кораблям "Сэр Галахад" и "Сэр Тристам". Английские летчики отличились в истребительных боях и при поддержке своих наземных частей. Несколько раз у них получалось проводить бомбежки и штурмовки взлетно-посадочных полос противника, что влекло дополнительные потери среди аргентинских ВВС.
Вопрос: Там, на островах, кстати, вроде, были и гуркхи?
Дмитрий Судиловский: Да. Батальон гуркхов, непальских стрелков. На их участке наступления аргентинцы отступили, не приняв боя. Думали, что те – какие-то варвары и начнут резать им головы…Хорошо сработали валлийские и шотландские стрелки. По сути, на протяжении кампании произошло только две серьезные сухопутные "встречи" – у Гуз-Грина и на высотах вокруг Порт-Стэнли. Основная часть южноамериканских подразделений тогда просто благополучно сдалась в плен. Почти за три месяца англичане потеряли 258 человек, а аргентинцы – 649. Но люди продолжали гибнуть, каким бы странным это не показалось, и после войны. "Фолклендский синдром". Из-за него с собой покончили еще свыше 260 британских и 450 аргентинских ветеранов.
Вопрос: Сейчас чем может закончиться дело?
Дмитрий Судиловский: Трудно ответить определенно, но вряд ли прольется кровь. Мне представляется, что стороны, в конце концов, сумеют договориться. Или перейдут в режим своеобразной "холодной войны". Такое тоже вероятно. Ну, что ж…Посмотрим, станут ли Фолкленды "Кубой наоборот". Новая аргентинская высадка, по моему мнению, маловероятна.